Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 31 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 31 страница






 

На совр. этапе книгоиздание характеризуется не только резко возросшими тиражами выпуска худож. лит-ры, но и перманентным расширением ее репертуара. Немалая заслуга в этом изд-ва “Иностранная литература” (1947—'63) и созданного в 1963 на его базе изд-ва “Прогресс” (с 1982—изд-во “Радуга”), на долю к-рого ныне приходится большая часть выпускаемых произв. совр. заруб, писателей. Этому процессу способствовал и расцвет братских лит-р народов СССР. Если в 1928 издания худож. лит-ры народов СССР составляли десятую часть общего выпуска и чуть более 5% его тиража, то в 1981 их доля по числу названий возросла почти до 44,6%, а тираж увеличился до 16,2 %.

 

В общем выпуске худож. лит-ры наиболее велика доля изд-в РСФСР. Наряду с центр, изд-вами, расположенными на терр. республики, в РСФСР функционируют специализир. изд-ва: “Современник” (с 1970), “Детская литература” и “Малыш” (с 1957; до 1963 — под назв. “Детский мир”). Значит, место худож. лит-ра занимает в планах таких изд-в, как “Советская Россия” (с 1957), “Московский рабочий” (с 1952) и Лениздат. Из местных изд-в следует отметить Западно-Сибирское книжное изд-во (с 1963), Пермское книжное изд-во (с 1939) и Средне-Уральское книжное изд-во (с 1963). Худож. лит-ру на языках народов, населяющих автономные республики, выпускают универсальные изд-ва, имеющиеся в каждой из них. Всего в 1981 вышло 4,9 тыс. изданий худож. лит-ры тиражом 649934,7 тыс. экз. (из них русской — 3299 изданий тиражом 519698,7 тыс. экз., др. народов СССР — 1095 изданий тиражом 40710,9 тыс. экз.).

 

В Украинской ССР первое гос. изд-во— Всеукрвидав было создано в 1919. Начало его деятельности ознаменовалось выпуском произв. классиков укр. лит-ры: Т. Г. Шевченко, Леси Украинки,?. Μ. Κоцюбинского, И. Я. Франко и переводов классиков рус. лит-ры. Худож. лит-ру выпускали и др. укр. изд-ва, но лишь в июле 1930 было создано первое специализир. изд-во “Лггература i Мистецтво”. В УССР специализир. лит.-худож. изд-ва —“Дшпро” (с 1919) и “Радянський письменник” (с 1939). Детскую и юношескую худож. лит-ру выпускают изд-ва “Веселка” (с 1956) и “Молодь” (с 1921), худож. лит-ру, как правило местных авторов,— ряд др.

 

==118 ИЗДА

 

областных и межобластных изд-в республики. Всего в УССР в 1981 вышло 972 издания худож. лит-ры тиражом 74411,3 тыс. экз. (из них укр. авторов — 562 издания тиражом 38149,4 тыс. экз.).

 

Худож. и дет. лит-ру в Белорусской ССР выпускает изд-во “Мастацкая литература” (с 1972), за исключением серии книг “Школьная библиотека”, к-рая выходит под маркой изд-ва “Народная асвета” (с 1951). Всего в 1981 вышло 284 издания худож. лит-ры тиражом 20603,4 тыс. экз. (из них белорус. авторов — 173 издания тиражом 5024,0 тыс. экз.).

 

В Узбекской ССР худож. лит-ру выпускают Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма (с 1956) и “Еш гвардия” (с 1960); худож. лит-ру на каракалп. яз. — изд-во “Каракалпакстан” (с 1928). Всего в 1981 вышло 386 изданий тиражом 14548,5 тыс. экз. (из них узб. авторов — 208 изданий тиражом 7095,5 тыс. экз.).

 

В Казахской ССР худож. лит-ру для взрослого читателя выпускает изд-во “Жазушы” (с 1934), для детей и юношества — изд-во “Жалым” (с 1975). Всего в 1981 вышло 411 изданий худож. лит-ры тиражом 12443,0 тыс. экз. (из них казах, авторов — 267 изданий тиражом 6253,9 тыс. экз.).

 

В Грузинской ССР наряду со специализир. изд-вом “Мерани” (с 1925) худож. лит-ру выпускают универсальное изд-во “Сабчота Сакартвело” (с 1921) и изд-во детской и юношеской лит-ры “Накадули” (с 1938). Худож. лит-ру на абх., адж. и осет. языках выпускают изд-ва “Алашара” (с 1964), “Сабчота Аджара” (с 1968) и “Ирыстон” (с 1930). Всего в 1981 вышло 367 изданий худож. лит-ры тиражом 4648,7 тыс. экз.(из них груз. авторов — 227 изданий тиражом 3217,0 тыс. экз.).

 

Худож. лит-ру в Азербайджанской ССР выпускают универсальное изд-во “Азернешр” (с 1924) и изд-во детской и юношеской лит-ры “Гянджлик” (с 1967). Всего в 1981 вышло 227 изданий худож. лит-ры тиражом 4368,9 тыс. экз. (из них азерб. авторов — 168 изданий тиражом 3196,8 тыс. экз.).

 

Худож. лит-ру для взрослого читателя и детей в Литовской ССР выпускает единое изд-во “Вага” (создано в 1945). В 1981 вышло 251 лит.-ху дож. издание тиражом 5793,8 тыс. экз. (из них литов. авторов — 147 изданий тиражом 3544,0 тыс. экз.).

 

В Молдавской ССР в 1976 создано специа лизир. изд-во “Литература артистикэ”. В 1981 вышло 213 изданий худож. лит-ры тиражом 7122,9 тыс. экз. (из них молд. авторов — 102 издания тиражом 2434,8 тыс. экз.).

 

В Латвийской ССР не существует специализир. изд-ва. Худож. и дет. лит-ру выпускает изд-во “Лиесма” (быв. Латгосиздат). В 1981 вышло 257 лит худож. изданий тиражом 7699,6 тыс. экз. (из них латв. авторов — 134 издания тиражом 3582,0 тыс. экз.).

 

В Киргизской ССР худож. лит-ру выпускает универсальное изд-во “Кыргызстан” (с 1926), детскую—изд-во “Мектеп” (с 1953). В 1981 вышло 220 лит.-худож. изданий тиражом 5992,1 тыс. экз. (из них кирг. авторов — 137 изданий тиражом 3033,1 тыс. экз.).

 

В Таджикской ССР худож. лит-ру выпуска ет универсальное изд-во “Ирфон” (с 1926), детскую — “Маориф” (с 1975). В 1981 вышло 116 лит.-худож. изданий тиражом 1517,2 тыс. экз. (из них тадж. авторов — 75 изданий тиражом 1003,0 тыс. экз.).

 

В Армянской ССР худож. лит-ру для взрослого читателя и дет. лит-ру выпускают старейшее универсальное изд-во “Айастан” (с 1921) и специализир. изд-во “Советакан грох” (с 1976). В 1981 вышло 227 лит.-худож. изданий тиражом 3664,5 тыс. экз. (из них арм. авторов — 145 изданий тиражом 2054,0 тыс. экз.).

 

8 Туркменской ССР худож. лит-ру выпускает универсальное изд-во “Туркменистан” (с 1925). Книги для детей и юношества наряду с ним выпускает изд-во “Магарыф” (с 1976). Всего в 1981 вышло 106 лит.-худож. изданий тиражом 2271,0 тыс. экз. (из них туркм. авторов — 83 издания тиражом 1941,0 тыс. экз.).

 

Худож. лит-ру в Эстонской ССР в осн. выпускает универсальное изд-во “Засти раамат” (с 1964), а в виде приложений — изд-во “Периодика” (с 1965), лит-ру для детей и юношества наряду с “Ээсти раамат” выпускает изд-во Союза художников республики “Кунст” (с 1964). Всего в 1981 вышло 270 лит.-худож. изданий тиражом 7671,6 тыс. экз. (из них эст. авторов — 139 изданий тиражом 3939,6 тыс. экз.). ·

 

• Ленин В. И., О печати, [2 изд.], М., 1974; Об идеологич. работе КПСС. Сб. документов, М., 1977; Издат. дело в первые годы Сов. власти. (1917—1922). Сб. документов и материалов, М., 1972; Издат. дело в СССР. (1923—1931). Сб. документов и материалов, М., 1978; Динерштейн?.Α., Πазвитие издат. дела в союзных и аетономных республиках. Обзор лит-ры 1967—1972 гг., М., 1973; Баренбаум И.Е., Давыдова Т.Е., История книги, М., 1971; Малыхин Н. Г., Очерки по истории книгоиздат. дела в СССР, М., 1965; Кацпржак?. И., История книга, М., 1964; Говоров А. А-, История книжной торговли в СССР, М., 1976; Книжные издательства СССР, М., 1977; Книга. Исследования и материалы. Сб. 1—41, М., 1959—80.?.Α. Δинерштейн.

 

“ИЗМАРАГД” (от греч. smaragdos — смарагд), др рус. сб. статей поучит, характера (о пороках и добродетелях: гневе, пьянстве и пр., о почитании родителей, о “почитании книжном” и др.), гл. обр. переведенных с греч. яз. (визант. церк. авторы), но подвергшихся переработке в Др. Руси. Сохранился в значит. количестве списков с 14 в. Оказал влияние на идеи, выраженные в “Домостроем.

 

9 Измарагд [изд. старообрядческой книгопечатни], М., 1911— 1912; Архангельский А. С., Творения отцов церкви в др.-рус. письменности, т. 4, Каз., 1890; Яковлев В-А., К лит. истории др.-рус. сб-ков. Опыт исследования <Измарагда>, Од., 1893; А д? и анова-Перетц В. П., К вопросу о круге чтения др.-рус. писателя, •”Тр. ОДРЛ”, т. 28, 1974. Д. М. Булания.

 

ИЗОКОЛОН (греч. isokolon), равночленность, художественно ощутимое равновесие смежных колонов речи, обычно подчеркнутое синтаксич. параллелизмом, анафорой, сходством окончаний и пр. Пример (в первой фразе — И. из двух членов, во второй — из трех): “Спасите меня! возьмите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! Садись, мой ямщик, звени, мой колокольчик, взвейтеся, кони, и несите меня с этого света!” (“Записки сумасшедшего” Н. В. Гоголя). Иногда различается точное слоговое равенство колонов (собственно И.) и приблизительное (парисон).

 

М. Л. Гаспаров.

 

ИЗОМЕТРЙЯ (греч. isometria — равномерность), соизмеримость отрезков (стихов), образующих стихотв. речь; обеспечивает предсказуемость конца каждого отрезка. В наиболее строгой форме это равнодлительность (изохронизм) в метрическом, равносложность (изосиллабизм) в силлабическом, равноударность (изотонизм) в тоническом, равностопность (собственно И.) в силлабо-тонич. стихосложении.

 

М. Л. Гаспаров.

 

ИЗОМОРФИЗМ (от греч. isos — равный, одинаковый и morphe — форма), соответствие в структуре лит. текста между планом содержания и планом выражения; в более широком понимании — корреспондирование друг другу разных уровней произведения (идей, сюжета, предметного мира и т. п.). Нек-рые ученые считают, что И. присущ всякому лит. тексту. Однако степень сознат. использования И. различна у разных авторов. Во мн. худож. системах (особенно поэтических) большую роль играет параллелизм между звуковыми и смысловыми единицами — отсюда нагнетание разл. звуковых повторов; обнаруживается известная заданность в подборе лексики, соответствующей предмету изображения (так, когда Н. Буало в “Поэтическом искусстве” характеризует жанр идиллии, то употребляет “простой” и “естественный” слог, когда дает описание оды — экспрессивный и патетический); признаками И. могут быть отмечены т. н. “семантич. ореол” стихотв. размера, фраэово-синтаксич. распределение материала (“сбивчивый” синтаксис Ф. М. Достоевского, развернутые периоды

 

Л. Н. ТОЛСТОГО). А. М. Песков.

 

ИЗОСИЛЛАБИЗМ (от греч. isosyllabia — равносложность), одна из форм изометрии — одинаковое количество слогов в отрезках речи. Используется и в прозе (т. н. изоколон), и особенно в поэзии, являясь, в частности, основой силлабического стихосложения. Обычно сопровождается относит, упорядоченностью и др. ритмообразующих элементов — числа слов, расположения ударений и т. п. м. л. Гаспаров. ИЗОХРОНИЗМ, см. в статьях Метрическое стихосложение и Изометрия.

 

ИЗРАИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, развивается на языках иврит и арабском. И. л. на иврите испытала, особенно в начале своего становления (см. также Еврейская литература), значит, влияние общегуманистич. традиций европ. лит-ры и классич. евр. лит-ры (творчество, Ш. Агнона, А.,Шлёнского и др.). С др. стороны на лит. процесс постоянное воздействие оказывает офиц. сионистская идеология. В совр. И. л. отражаются сложные социальные, межобщинные и межнац. противоречия внутри страны (дискриминация евреев — выходцев из стран Азии и Африки, коренного араб. населения), усугубленные гос. экспансионист. политикой в отношении соседних араб. народов. С демократич. позиций освещены социальные проблемы и тема взаимоотношений между арабами и евреями внутри страны в произв. М. Ави-Шаула, А. Пэна. Израильская война в Ливане 1982 обострила начавшийся еще в 1967 процесс отчуждения между творч. интеллигенцией, выступающей за прекращение агрессии Израиля и мир на Бл. Востоке, и правящими кругами. Антивоен. настроения пронизывают произв. Н. Заха, А. Б. Еошуа, И. Лаора, А. Декера, звучат и в лит-ре модернист, направления, хотя в целом в нем преобладают мотивы индивидуализма и социального скептицизма (Д. Авидан и др.). В Израиле действует с 1940 “Союз ивритских писателей”; гл. орган — журн. “Мознаим” (“Весы”, с 1934), на иврите изд. журн. “Проза”, <Кешет> (“Радуга”) и др. Существуют объединения литераторов, пишущих на яз. идиш, нем., венг. и др.; на идиш выходит журн. “Ди голдене кейт” (“Золотая цепь”).

 

Араб. писатели, живущие в Израиле, имеют собств. лит. организацию. Писатели Эмиль Хабиби, Тауфик Зайяд, Салим Джубран, Самих аль-Касем, Мухаммед Нафаа сотрудничают в изд. компартии Израиля — журн. “Аль-Джадид” (“Новое”) и др.; они отражают в своих произв. процессы пролетаризации араб. населения, выступают за его равноправие, за мир на Бл. Востоке на основе признания законных нац. прав палестинского араб. народа.

 

Изд.: Поэты Израиля, М., 1963; Рассказы израильских писателей, М., 1965; Пропасть терпения, М., 1981. В. Э. Шагаль, ИКТ (от лат. ictus — удар, ударение), или а р с и с (см. Арсис и тезис), сильное место в стихе, несущее ритмич. ударение; чередование таких сильных мест со слабыми (междуиктовыми интервалами) образует метр стиха. В рус. трехсложных размерах И. почти всегда совпадает с ударным слогом, в двусложных размерах — не всегда (“У лукоморья дуб зеленьга...”, А. С. Пушкин). См. также Сильное место и слабое место. М. Л. Гаспаров.

 

<ИЛИАДА”, др.-греч. эпич. поэма, приписываемая Гомеру (см. Гомеровский вопрос). По-видимому, возникла в 9—8 вв. до н. э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (13 в. до н. э.). Сложена гекзаметром (ок. 15 700 стихов). Как и “Одиссеям, бытовала с 8 в. до н. э., по-видимому, в устной традиции, судя по формульности поэтич. языка и типическим местам, характерным для фольклора.

 

<И.> повествует об осаде греками-ахейцами Илиона — Трои. Композиция поэмы и сюжеты подчинены поэтике героич. эпоса: поход начат из-за похищения троянцем Парисом Елены, жены ахейского царя Менелая; центр, сюжет поэмы — гнев гл. героя Ахилла, обделенного предводителем похода Агамемноном (ср. сходные сюжеты в др.-инд. чМахабхарате* и “Рамаяне!· и др. эпосах). Ахилл отказывается участвовать в сражениях до тех пор, пока от руки вождя троянцев Гектора не погибает его друг Патрокл (типичная фигура “заместителя” гл. героя). Ахилл убивает Гектора в поединке; поэма заканчивается описанием тризны по Патроклу и Гектору (существует предположение, что погребальные плачи с перечислением подвигов павших героев — один из источников героич. эпоса).

 

ИЗМА — ИЛИА

 

==119

 

В <И·> во все события вмешиваются боги. Однако в гомеровском эпосе они выступают в сниженном, иногда бурлескном виде. Центр, персонажи поэмы — герои, выделяющиеся своими идеальными качествами из массы рядовых воинов (иногда противопоставленные “низам”— ср. сцену избиения Терсита, поносящего Агамемнона и др. царей) и осмеливающиеся поднять оружие даже на богов (Диомед, ранящий Ареса и Афродиту — сторонников троянцев). Такое уравнивание героев и богов свидетельствует о подчинении мифологии эстетике, героизма. В <И.” людьми правит судьба; героизм человека — в славных деяниях и сознательном приятии своей судьбы (“доли”).

 

Классич. рус. перевод. “И.”— Н. Гнедича в гекзаметрах (1829).

 

Изд.: Гомер, Илиада, пер. Н. Гнедича, М.—Л., 1935; в том же пер., БВЛ, т. 3, M., 1967.

 

• Лосев А. ф., Гомер, M., 1960; Шталь И. В., Гомеровский эпос, М., 1975; Гринцер?.Α., έпос древнего мира, в кн.: Типология и взаимосвязи лит-р древнего мира, М., 1971. В. П.

 

ИЛЛИРИЗМ (ilirizm), обществ.-политич. и культурное движение 30—40-х гг. 19 в. в Хорватии, Славонии, нашедшее отклик и в др. югосл. землях. Сложилось в борьбе против германизации и мадьяризации. Нац.-культурная программа И. основывалась на идее родства юж. славян (считавшихся потомками древнего населения зап. Части Балканского п-ова — иллирийцев), сходства их историч. судеб и вытекающей отсюда идее общности задач культурного развития, лит.-языкового объединения и защиты нац. самобытности. На почве И. развивалась нац. хорв. лит-ра с ее романтич. воспеванием прошлого “иллиров”, разработкой патриотич. история, сюжетов, обращением к фольклору (Л. Гай, С. Враз, П. Прерадович, И. Мажуранич, Д. Деметер и др.).

 

ф История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 388—96; Лещиловская И. И., Иллиризм, М., 1968.

 

ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ в искусстве, условное понятие, обозначающее использование “образной”, беллетристич. формы, худож. приемов для иллюстрирования к.-л. идеи или проблемы, уже известной из других форм обществ, сознания (идеологии), т. е. создание художником конъюнктурных “откликов” на те или иные явления жизни. А. В. Луначарский предупреждал (1928): “Плох художник, который своими произведениями иллюстрирует уже выработанные положения нашей программы. Художник ценен именно тем, что он поднимает новину, что он со своей интуицией проникает в область, в которую обычно трудно проникнуть статистике или логике” (Статьи о лит-ре, 1957, с. 110). И. следует отличать от тенденциозности, к-рая выстрадана художником и органически входит в произв. иск-ва, обогащая его идейное содержание (см. Тенденция в литературе).

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ к произведениям художественной литературы (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), изображение, переводящее образы лит-ры на язык графики или живописи. В более узком смысле под И. обычно подразумеваются рисунки или гравюры, напечатанные вместе с лит. текстом в книге и непосредственно связанные с содержанием, фабулой и идеями лит. произведения. Книжная И. из всех искусств в наибольшей степени сближается с лит-рой, во многом подчиняясь ее худож. законам и принципам. Однако иск-во И. имеет самостоят, худож. и идейную значимость, т. к. оно неизбежно отражает отношение художника-иллюстратора к иллюстрируемому тексту. Наряду с этим книжная И. тесно связана с декоративным и полиграфич. оформлением книги, часто образуя вместе с ним целостное единство книги как произв. декоративно-прикладного иск-ва.

 

Образы лит-ры с давних пор давали обильную пищу воображению художников: в Др. Греции живописцы-монументалисты и мастера расписной керамики вдохновлялись образами Гомера и др. поэтов; библейские и евангельские образы наряду с образами Гомера, Плутарха и Овидия надолго стали источником сюжетов зап европ. живописи и графики. Собственно книжная И. возникла в Китае; в эпоху Тан (7 в.) здесь появились печатные книги с гравюрами па дереве. До возникновения книгопечатания рукописи иллюстрировались миниатюрами; большого расцвета иск-во миниатюры достигло в араб. странах, Иране, Ср. Азии, Индии.

 

С кон. 15 и в IG вв. в Европе начинает развиваться печатная книжная И. (напр., виртуозные гравюры А, Дюрера к “Апокалипсису”). В свое время остались неизданными высокие образцы И., созданные С. Боттичелли (к “Божественной комедии” Данте),

 

К оглавлению

 

==120 ИЛЛИ — ИЛЛЮ

 

Рембрандтом (офорт к драме Яна Сикса “Медея”). В кон. 18 в. высокого совершенства И. достигла во Франции в книжной графике О. Фрагонара, нашедшего яркие и острые приемы для характеристики героев, изображения точных примет времени, историч. обстановки и среды (И. к стихотв. повестям Ж. Лафонтена, к “Дон Кихоту” М. Сервантеса, “Неистовому Роланду”· Л. Ариосто), и П. Прюдона (И. к “Дафнису и Хлое” Лонга, к “Полю и Виргинии” Бернардена де Сен-Пьера). В Англии 18 в. У. Хогарт создал сатирич. И. В Германии 18 в. с И., изящно и тонко передающими подробности быта, выступил Д. Ходовецкий.

 

В 19 в. возможности книжной графики необычайно расширились благодаря изобретению торцовой гравюры Т. Бьюиком (в Англии) и литографии А. Зенефельдером (в Германии). Наибольшего расцвета в 19 в. иск-во И. достигло во Франции (илл. Э. Делакруа к “Фаусту” И. В. Гёте, О. Домье—к “Отцу Горио” О. Бальзака). В то же время появились и иллюстраторы-профессионалы, такие, как Ж. Жигу (<Жиль Блаз” Лесажа), Т. Жоанно (соч. Мольера), неистощимо изобретательный Г. Доре (“Озорные рассказы” Бальзака, “Гаргантюа и Пантагрюэль” Ф. Рабле и др.). В Англии своими экспрессивными и занимат. И. к произв. Ч. Диккенса и др. романистов получили известность художники X. Браун (Физ) и Дж. Крукшанк.

 

В 1890-х гг. развернулось мастерство канад. писателя и одновременно художника-иллюстратора Э. Сетона-Томпсона и нем. анималиста В- Кунерта. Среди мастеров И, 20 в. выделяется белы. график Ф. Мазерель (гравюры на дереве к произв. Р. Роллана), франц. художник Ш. Карлегль (рисунки пером к “Восстанию ангелов” А. Франса); большое влияние на книжную графику разных стран оказал смелый контурный рисунок пером (или офорт), виртуозно разработанный П. Пикассо (“Метаморфозы” Овидия, “Неведомый шедевр” Бальзака) и А. Матиссом. В США среди художников-иллюстраторов выделяется Рокуэлл Кент, создавший рисунки и гравюры к своим книгам и произв. классики (в т. ч. 300 его рис. к “Моби Дику” Г. Мелвилла, исполненных бурной романтики и героич. жизнеутверждения). Виднейший мастер совр. И. в ГДР — В. Клемке.

 

В России первыми И. следует считать миниатюры, к-рыми обильно украшались при переписке древние рукописи. Широко развилась рус. И. в 19 в., что связано прежде всего с творчеством художников Г. Г. Гагарина, А. А. Агина (И. к “Мертвым душам” Н. В. Гоголя) и П. А. Федотова, работы к-рых положили начало рсалистич. традиции, достигшей высшего расцвета в самом кон. 19—нач. 20 вв. И. этих художников ввели в круг внимания рус. читателя пеструю и многоликую толпу острохарактерных обществ, типов, резкую оценку реальной действительности, приемы гротескного сатирич. преувеличения. В замечат. серии библейсхшх эскизов А. А. Иванов создал образцы композиц. построения драматич. действия, разработал выразительность жеста и точную передачу психол. состояния человека. Без творчества Иванова невозможно понять мастерство книжной И. П. П. Соколова, М. А. Врубеля, Валентина А. Серова, А. Н. Бенуа, В. А. Фаворского —расцвет рус. И. на рубеже 20 в. и в сов. время. Вершины И. 90-х гг. 19 в.— работы Врубеля на темы “Демона” М. Ю. Лермонтова и рисунки Серова к басням И. А. Крылова.

 

В нач. 20 в. для развития книжной графики (и в целом для оформления книги) много сделали художники группы “Мир искусства”: иллюстрации Бенуа к “Медному всаднику” и “Пиковой даме” А. С. Пушкина; Е. Е. Лансере (цветные) — к “Хаджи-Мурату” Л. Н. Толстого; М. В. Добужинского — к “Белым ночам” Ф. М. Достоевского; Б. М. Кустодиева — к произв. Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова; работы А. Я. Головина, И. Я. Билибина, В. Д. Замирайло, Д. И. Митрохина, Д. Н. Кардовского (к произв. Н. В. Гоголя и А. С. Грибоедова), Л. О. Пастернака и др.

 

В сов. время открылись новые возможности для развития художественно оформленной, иллюстрир. книги. Высоко качеств. И. проникла в массовые издания для народа уже в первые послереволюц. годы. В 20-х гг,' сложилось дарование таких художников-иллюстраторов, как В- В. Лебедев, В. М. Конашевич, Н. А. Тырса, Л. А. Бруни. Создателем сов. гравюры на дереве стал Фаворский, разработавший теоретич. основы композиции книги и И., целиком подчиненные задаче идейного и худож. раскрытия образов лит-ры. В области книжной гравюры на дереве успешно работали и такие мастера, как А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов, А. Д. Гончаров, Л. С. Хижинский, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Д. С. Бисти. Н. Н. Купреянов положил начало широко развившейся в сов. графике рисованной книжной И., выполненной черной акварелью, пером или литографией, в к-рой выдвинулись художники-иллюстраторы С. В. Герасимов, Д. А. Шмаринов, Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н- Крылов, Н. А. Соколов), А. М. Каневский, Е. А. Кибрик, В. Г. Бехтеев, Ю. Н. Петров, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, Б. В. Власов, Б. М. Басов, В. Н. Минаев, создавшие замечат. серии И., гл. обр, к произв. классиков.

 

Особого расцвета достигла сов. И. к дет. книге: работы Лебедева, Конашевича, Ю. И. Пименова, М. С. Родионова, А. Ф. Пахомова, А. А. Дейнеки, В. Н. Горяева, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, Т. А. Мавриной, М. П. Митурича и др. Велики успехи книжной графики и в республиках Сов. Союза: М. Сарьяна в Армении, Г, М. Пустовийта и Г. В. Якутовича на Украине, С. Красаускаса в Литве, Г. Г. Поплавского в Белоруссии, Л. А. Ильиной в Киргизии и др.

 

Иск-во И. обладает большими возможностями развития благодаря неразрывной связи творчества художника-иллюстратора с самым массовым оружием культуры и просвещения — книгой.

 

• Чегодаев А. Д., Книжная и станковая графика за 15 лет, М.], 1933; его же, Пути развития рус. сов. книжной графики, М., 1955; ДевишевА.А., Сов. книжная иллюстрация, в сб.: Тридцать лет сов. изобразит, иск-ва, М., 1948; Пахомов В. В., Книжное иск-во, кн. 1—2, М., 1961—62; Искусство книги, в. 1—9, М., I960— 1979; Первая Всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Ч и холь д Я., Облик книги. Избр. статьи о книжном

 

оформлении, пер. с нем.. М-, 1980. А. Д. Чегодаев.

 

ИМАЖЙЗМ (от англ. image — образ), школа в англоязычной поэзии 1910-х гг. Объединяла англичан Т. С. Элиота, Ф. М. Флинта, Д. Г. Лоренса, Р. Олдингтона, американцев Эми Лоуэлл, Э. Паунда, Хилды Дулитл, Дж. Г. Флетчера.

 

Принципы И. (<точное изображение”·, осн. на предметности и конкретности, “чистая образность”, несущественность тематики) были изложены в сб. статей англ. философа Т. Э. Хьюма ^Размышления” (1924). И. противопоставил романтич. переживанию объективное воспроизведение вычлененных из системы связей н отношений <объектов>, особенности к-рых составляют для И. первоматерию образа. Стихотворение — цепочка подобных образов, выражающих действит. порядок вещей в мире в противоположность “неточному” эмоц. мировосприятию романтиков. Поэтика И. требовала ясности языка, отказа от традиц. метрики, строфики, поскольку в них запечатлевается переживание, а не сама реальность. Ассоциативность стихов имажистов (см. Ассоциативный образ) родственна принципам, утвердившимся в классич. поэзии Японии и Китая. Там И. видел модель поэзии 20 в., соответствующую духу механистич. и техниэир. реальности, порождающей однотипность психологии и мироощущения.

 

И. способствовал обогащению форм англ. стиха и изживанию эпигонской образности и ритмики поздних романтиков. Однако эксперименты И. были, как правило, чисто формалистическими по своей природе, чем и был вызван распад школы уже в сер. 10-х гг.

 

И.— одно из ранних проявлений тенденции деперсонализации, свойственной модернист, лит-ре (см. Модернизм). Л.М.Зверев. ИМАЖИНИЗМ, лит. течение в России 1920-х гг. (назв. восходит к англ. имажизму). В 1919 с изложением его принципов выступили С. А. Есенин, Р. Ивнев, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич и др.; они организовали изд-во “Имажинисты”, выпускали одноим. сб-ки, журн. “Гостиница для путешествующих в прекрасном” (1922—24; вышло 4 номера). Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политич. ориентации в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против В. В. Маяковского). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа (поэзия — •“ритмика образов”), фатальную неизбежность антагонизма иск-ва и гос-ва. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естеств. образностью рус. яз., со стихией нар. творчества.

 

Ф Лит. манифесты. От символизма к Октябрю, [2 изд.], М., 1929.

 

ИМПРЕССИОНИЗМ (франц. impressionnisme, от impression — впечатление), направление в иск-ве последней трети 19 — нач. 20 вв. Сложилось во франц. живописи кои. 1860 — нач. 1870-х гг. (название возникло после выставки 1874, на к-рой экспонировалась картина К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце”). Применительно к лит-ре И. рассматривается широко — как стилевое явление, ставшее характерным для писателей разл. убеждений и творч. методов, и узко — как течение с определ. методом и тяготевшим к декадентству мироощущением, сложившееся на рубеже 19—20 вв.

 

Признаки “импрессионистич. стиля”— отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особого стиля И. с его принципом ценности “первого впечатления” давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, к-рые по видимости нарушали строгую согласованность повествоват. плана и принцип отбора существенного, но своей “боковой” правдой (см. Ассоциативный образ) сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть, а худож. идее — неожиданную разветвленность и многоликость. Оставаясь стилевым явлением, И. не означал, особенно у крупных писателей (напр., Г. де Мопассан, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др.), ломки худож. принципов реализма, а сказывался в обогащении этих принципов и в неуклонно возраставшем иск-ве описаний (черты И., присущие поэзии А. А. Фета).

 

К нач. 20 в. возникло неск. стилевых разновидностей И. на общей реалистич. основе. Братья Ж. и Э. Гонкур (<поэты нервов”, <ценители незаметных ощущений”) явились родоначальниками “психологического И.”, изощренную технику к-рого можно наблюдать в романе К. Гамсуна <Голод>, ранних новеллах Т. Манна, у С. Цвейга, в лирике Р. М. Рильке, И. Ф. Аннеиского. ^Пленэрная”, трепетная живописность ощущается у бр. Гонкур, у Э. Золя в описаниях Парижа (<Страница любви”), у дат. писателя Е. П. Якобсена (в новелле <Могенс>). По своим эстетич. принципам и технич. приемам И. часто сближается с неоромантизмом (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад, Г. фон Гофмансталь) и символизмом (П. Верлен, С. Малларме, С. Георге, М. Метерлинк, К. Д. Бальмонт).

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия