Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 35 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 35 страница






 

живые нац. языки (волапюк — И. Шлейер, 1880; эсперанто и др.). С нач. 20 в. появляются новые проекты: интерлингва, или “латынь без флексий” (Дж. Пеано, 1908); и д о, интересный как попытка усовершенствования эсперанто (Л. де Бофрон, 1907); окциденталь, или интерлингве (Э. Валь, 1922); н о в и а л ь (О. Есперсен, 1928); еще один интерлингва (А. Гоуд и др., 1950) и мн. др. Проблемами, связанными с И. я., занимается спец. языковедч. дисциплина интерлингвистика.

 

• Проблемы интерлингвистики, М., 1976. В. П. Григорьев.

 

“ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА” (“чистое искус ство”), название ряда эстетич. концепций, утверждающих самоцельность худож. творчества, независимость иск-ва от политики и обществ, требований. Как показал Г. В. Плеханов, “склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей их общественной средой” (Избр. филос. произв., т. 5, 1958, с. 693). В качестве примера он рассматривал позицию, выраженную в стих. А. С. Пушкина “Поэт и толпа” (1828), и делал вывод, что в разных условиях указанные концепции различны как по социальным и идеологич. истокам, так и по объективному смыслу.

 

Идеи “чистого искусства” (нередко оспариваемые творч. практикой самих его сторонников) оформляются в теорию к сер. 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм бурж. обществ, отношений. Воспринимая весь строй бурж. жизни как последоват. отрицание эстетич. идеала, художники и поддерживающие их теоретики иск-ва стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на иск-во как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина “чистого искусства” получила распространение еще в 30-х гг. 19 в, и наиболее отчетливо выявилась в 50-х гг. у представителей школы “парнасцев” (см. “Парнас”); в Великобритании — в 60-х гг. 19 в. (А. Суипберн, позже — У. Патер, О. Уайльд). С кон. 19 в. концепции <И. д. и.” резче о6наружиуают склонность к эстетству и подчеркнутое пренебрежение к нравств. вопросам. Идеи “чистого искусства” чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетич. теории.

 

В России идеи и лозунг “И. д. и.”· в сер. 19 в. были полемически противопоставлены натуральной школе (выступления А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова и др.). Они были подвергнуты критике рус. революц. демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения иск-ва, в дальнейшем — марксистской лит.-худож. критикой (в частности, в контексте ее борьбы против декадентства, модерншма). Указывая на социальные истоки разл. вариантов “И. д. и.”, марксизм раскрывает конкретноисторич. смысл их противостояния обществ, активности и классовой борьбе. Лит-ра социалистического реализма и близких ему направлений в заруб, иск-ве несовместима с к.-л. проявлениями “чистого искусства”, безразличного к борьбе за социальный прогресс. Марксистско-ленинская эстетика непримирима к антиобществ, тенденциям в лит-ре, будь то продукция т. н. массовой литературы или же формализма и “И. д. и.”.

 

φ Γилберт К., Кун Г., Общество и художник, в их кн.: История эстетики, пер. с англ., М. 1960; Егоров Б. Ф., “Эстетическая” критика без лака и без дегтя, <ВЛ>, 1965, № 5; Осповат Ал., Короткий день рус. “эстетизма”, “Лит. учеба”, 1981, № 3. В. Д. Сквозников.

 

“ИСКУССТВО КОММУНЫ”, еженед. газета, орган петрогр. футуристов (см. Футуризм). Изд. с дек. 1918 по апр. 1919 (19 номеров). Активно участвовал В. В. Маяковский (стих. “Левый марш”, “Приказ по армии искусства”, “Поэт рабочий” и др., полемич. статьи по вопросам иск-ва).

 

ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра исл. народа на исл. яз. Истоки восходят к традициям др.-сканд. (собственно норвежского) фольклора, дошедшего до нас в записях не ранее 13 в. Эдда Старшая— сборник мифол. и героич. песен. Поэзия скальдов (крупнейший из к-рых Эгиль Скаллагримссон) посвящена событиям эпохи викингов и характеризуется сложной системой аллитераций, рифм и традиц. условных перифраз. Важнейший вклад И. л. в мировую лит-ру — саги. Наиболее интересны т. н. родовые саги — прозаич. произв., связанные с устной нар. традицией и реалистично повествующие о жизни исл. первопоселенцев

 

и их ближайших потомков (“Сага о Ньяле”, “Сага об Эгиле”). Королевские саги — рассказы из истории Норвегии до сер. 13 в. Лучшая из них — “Хеймскрингла” (ок. 1230) принадлежит Снорри Стурлусону, автору Эдды Младшей — трактата о языч. мифологии и поэзии скальдов. В 13—14 вв. созданы т. н. саги древних времен, повествующие о событиях до 10 в.; развивалась и христ. поэзия. Вершины она достигла в сер. 14 в. (поэма Э. Аусгримссона “Лилия”). Но осн. лит. жанром наряду с релит, сочинениями были (вплоть до 19 в.) т. н. римы — стихотв. пересказы всевозможных сюжетов. В кон. 16 в. началось собирание и изучение древних рукописей.

 

Поэт 17 в. X. Пьетурссон в значит, степени следовал нем. и дат. образцам. Творчество просветителя Э. Оулафссона способствовало пробуждению нац. самосознания. Его дидактич. поэмы — начало подъема исл. поэзии после длит. застоя, связанного с многолетним господством в Исландии сначала Норвегии, а затем Дании. В 18 в. И. л. испытала заметное влияние европ. лит-р, особенно английской, через норв дат. посредство. В кон. 18 в. С. Пьетурссон написал первые исл. комедии.

 

Возрождение И. л. наступило в 19 в. в эпоху романтизма, тесно связанного с политич. борьбой за автономию Исландии. Передовых писателей сплотил жури. <Fjolnir” (1835—39, 1844—47), в к-ром печатался нар. поэт И. Хадльгримссон. Романтиком был и поэт Б. Тораренсен. Исл. романтики возвеличивали исл. древность — эпоху политич. самостоятельности своей родины, боролись за чистоту нац. языка, не следуя, однако, образцам нар. поэзии. Творчество С. Брейдфьёрда и X. Йоунссона тесно связано с традициями рим. Поздний романтизм был представлен Г. Томсеном, положившим в 80-х гг. начало ист. роману в И. л., М. Йохумссоном, автором пьесы “Скуга Свейдн”, и др.

 

В 1850 с первым исл. романом (“Юноша и девушка”), поев. совр. жизни, выступил И. Тородсен. Творчество исл. реалистов развивалось под значит, влиянием дат. лит. критика Г. Брандеса. Представитель реализма в 19 в. Г. Паульссон обличал лицемерие и ханжество общества своего времени. Достижение в 1918 суверенитета Исландии после столетней борьбы дало толчок дальнейшему развитию лит-ры. В нач. 20 в. успехов достигла драматургия: И. Сигурйоунссон, И. Эйнарссон, Т. Эрлингссон — первый исл. писатель-социалист. Близок ему по духу поэт Стефан Г. Стефанссон, представитель лит-ры исл. переселенцев в Канаде. В условиях быстрого экономич. и политич. развития Исландии поэт Э. Бенедихтссон воспевал родную природу и технич. прогресс. Для поэзии Д. Стефаунссона, Стефауна из Хвитадаля, Т. Гудмундссона характерен тонкий анализ человеческих чувств и переживаний. В романах Г. Гуннарссона, К. Гудмундссона, Г. Камбана, Г. Хагалина, Г. Даниельссона предстает прошлое и настоящее Исландии. Значит, роль в формировании обществ, сознания сыграли политически страстные “Письма к Лауре” Т. Тоурдарсона, показывающие кризис капиталистич. общества, а также его романы. Крупнейший исл. прозаик X. К. Лакснесс продолжает традиции реалистич. лит-ры 19 в. В романе “Салка Валка” (т. 1—2, 1931—32) он описал первые шаги рабочего движения в Исландии. В его творчестве острая критика бурж. действительности сочетается с глубоким психологизмом. В лит-ре 40-х гг. отразился обществ, подъем, связанный с успешной борьбой за провозглашение Исландии независимой республикой (1944). В русле реализма развивается творчество новеллиста X. Стефаунссона, автора лирич. романов О. И. Сигурдссона, поэзия Йоунассона ур Кётлума, Г. Бёдварссона

 

ИСКУ—ИСЛА

 

==133

 

и С. Хьяртарсона. Видную роль в совр. исл. поэзии сыграл С. Стейнар. Признание получили прозаик Т. Вильхьяульмссон, драматурги А. Богасон, Д^ Стефаунссон, С. Нордаль и др., публицист И. Аурнасон.

 

φ ΐндрессон К. Е-, Совр. исл. лит-ра, 1918—1948, пер. с исл., М., 1957; С т е б л и н-К а ме некий М. И,, Древнесканд. лит-ра, М., 1979. Арни Бергман.

 

ИСМАИЛЙТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра исмаилитской секты шиитского толка ислама, включающая как религ.-филос. трактаты, так и произв. худож. лит-ры на араб., перс., урду и др. языках. Исмаилизм возник на Бл. Востоке в сер. 8 в. в противовес ортодоксальному исламу. Его теоретик Кази Нуман создал труд “Основы ислама” (ок. 950), к-рым исмаилиты и шииты пользуются до сих пор. В 10—11 вв. исмаилитские проповедники распространяли свое учение на терр. Ирана и Ср. Азии. Перс.-тадж. поэт Насир Хосров, проповедовавший взгляды исмаилитов,— автор религ.-филос. трактатов, дивана из 12 тыс. бейтов, поэмы “Ровшанайи-наме”; Муайад фи-д-дин Ширази написал собрание касыд на араб. яз., трактующих различные вопросы исмаилизма. Связь исмаилитов с нар. движением 10—11 вв. обогатила И. л. этих веков нек-рыми прогрессивными для того времени идеями. И. л. представляли Иран. поэты: в 13 в. — Низари Кухистани, в 17 в. — Хаки Хорасани. Позднее секта утратила прежнее значение. В 19 в. руководство исмаилитской секты в Индии установило связи с англ. колонизаторами.

 

Для большей части И. л. характерна фанатичная пропаганда учения секты. Исмаилиты издают в Индии и мусульм. Африке много книг и газет на разных

 

ЯЗЫКаХ. Л. Е. Бертельс.

 

ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Испании. На ее территории в процессе историч. развития сложились испанская (кастильская), баскская, галисийская и каталанская лит-ры, развивающиеся в постоянном и сложном взаимодействии друг с другом.

 

Испанская литература на исп. (кастильском) яз. в средние века формируется под влиянием христ. религии и католич. церкви, к-рая занимала господств, позиции в идеологии, образовании и культуре, античной культуры (латынь — единств, язык письменности в раннем средневековье), после завоевания в 8 в. большей части Пиренейского п-ова арабами также и араб. лит-ры, в контактах к-рой с исп. лит-рой большую роль сыграли испано евр. авторы. В ходе Реконкисты (борьбы за отвоевание народами Пиренейского п-ова территорий, захваченных арабами и берберами) исп. лит-ра обрела черты нац. своеобразия. В основе ее лежит нар. поэзия (mester de juglaria) — лирическая, древнейшие следы к-рой сохранились в мувашшахе, и эпическая. Исп. героич. поэма отличается от мн. эпич. памятников др. народов почти документ. точностью, отсутствием фантастики и гиперболизации. Наиболее значит, поэмы — “Песнь о моем Сиде”, поэмы о Фернане Гонсалесе (кастильском графе, добившемся независимости Кастилии), о семи инфантах Лары (ставших, согласно легенде, жертвами феод. вражды) и др. — народны по своему происхождению и идеологии и повествуют о борьбе с маврами, гегемонии Кастилии и феод. междоусобицах. В т. н. “ученой литературе” (mester de clerecia) органически сочетаются черты рыцарской, клерикальной и гор. лит-р, существовавших в др. странах Европы раздельно; это придавало ей черты демократизма. Они особенно характерны для сб. “Чудеса богоматери” и житий, прославляющих деву Марию, автор к-рых — первый известный по имени ср.-век. исп. поэт Г. де Берсео, и произв. короля Альфонса X, писавшего, как и др. поэты, лирич. стихи на галисийско-португ. наречии. Он руководил составлением проникнутой патриотизмом “Первой всеобщей хроники” и др. трудов, ставших первыми образцами кастильской прозы. Демократич. и гуманистич. мотивы обнаруживаются и

 

==134 ИСМА — ИСПА

 

в творчестве крупнейших ср.-век. писателей — в прозе Хуана Мануэля (сб. новелл “Граф Луканор”), поэзии Хуана Руиса (стихотв. сатира “Книга благой любви”), а также в нар. романсовой (см. Романсеро) и сатирич. поэзии 15 в. Любовные и сатирич. поэтич. соч. начиная с 13 в. нередко объединялись в сб-ки — кансьонеро. Исп. лит-ра этого времени через посредство каталанской начинает усваивать опыт итал. Возрождения. В поэтич. произведениях Сантильяны (И. Лопес де Мендоса), поэме крупного лирич^. поэта X. Манрике “Строфы на смерть отца”, повествующей о человеческих деяниях, к-рые побеждают смерть, творч. восприятие итал. ренессансных веяний сочетается со следованием нац. традициям.

 

В эпоху Возрождения исп. лит-ра вступила в кон. 15 — нач. 16 вв. К этому времени Испания стала единым гос-вом, превратившимся в результате завоевания Америки в крупнейшую колониальную державу. Однако исп. абсолютизм носил реакц. характер; опираясь на церковь и инквизицию, он возглавил борьбу против протестантизма в Европе, жестоко подавлял свободолюбивые идеи в стране. В условиях глубокого экономич. и политич. кризиса лишь устойчивые демократии. традиции вольнолюбия и “муниципальной демократии”, воспитанные в исп. народе Реконкистой, обеспечили расцвет и своеобразие исп. ренессансной лит-ры.

 

Для Раннего Возрождения характерно творческое усвоение опыта европ. Ренессанса: господствующие позиции заняла “итальянская” школа во главе с Гарсиласо де ла Вегой, автором прсим. пасторальных поэм; широкое распространение в лит-ре и публицистике получил “эразмизм”; влияние итал. лит-ры ощущается в ренессансном рыцарском (•“Амадис Гальский” и др., более поздние образцы) и пасторальном романе. Демократич. линия в Раннем Возрождении представлена романом-драмой Ф. де Рохаса “Трагикомедия о Калисто и Мелибее”, известным под назв. “Селестина”. Роман утверждал гуманистич. концепцию любви, давал критич. оценку современности и сыграл значит. роль в формировании нац. драмы и плутовского романа, расцвет к-рых относится к более позднему периоду. В поэзии зрелого Возрождения (2-я пол. 16 — нач. 17 вв.) приобрели известность “севильская” (разрабатывающая преим. жанры высокой гражд. лирики) и “саламанкская” (отдававшая предпочтение интимной и филос. лирике) школы, а также поэзия “мистиков”, в к-рой ренессансный индивидуализм противоречиво сочетался с религ. экзальтацией. Картина кризиса исп. общества ярко воспроизводится в плутовском романе, классич. образцы к-рого — анонимная повесть “Жизнь Ласарильо с Тормеса” (1554), роман “Жизнеописание плута Гусмана де Альфараче” М. Алеманаи-де-Энеро, “Хромой бес” (1641) Л. Белеса де Гевары. Плутовской роман с характерными для него автобиогр. формой повествования, сатирич. обзором социальной действительности, обильными морально-филос. размышлениями, показом формирования характера героя под воздействием обществ, среды оказал большое влияние на последующее развитие романного жанра в европ. лит-ре. Идейной и худож. вершиной ренессансной прозы Испании стало творчество М. де Сервантеса. Автор неск. драм, комедий и сатирич. интермедий, Сервантес создал жанр ренессансной новеллы в Испании, а романом “Дон Кихот” подвел итог развитию исп. ренессансной лит-ры, создал сатирич. панораму жизни Испании своего времени. В образе Дон Кихота он показал “вечный” трагич. конфликт между благородными идеалами и реальностью; роман породил множество продолжений, подражаний и истолкований в мировой лит-ре.

 

Исп. нац. драма Возрождения, сформировавшаяся в 16 в. (пьесы Л. де Руэды) на основе синтеза нар. фарсово-комич. представлений и учено-гуманистич. театра, получила наиболее законч. воплощение в творчестве Лопе Ф. де Веги Карпьо, автора многочисл. социально-политич. драм на историч. материале, нар героич. драм (“Фуэнте Овехуна”), комедий о любви

 

(“Собака на сене”, “Учитель танцев” и др.). Среди драматургов его школы наиболее оригинальны X. Руис де Аларкон-и-Мендоса, создатель исп. комедии характеров, и Тирсо де Молина, разработавший жанр религ.-филос. драмы и впервые драматизировавший ставшую затем популярной в мировой лит-ре легенду о Дон Жуане. Творчество этих драматургов нек-рыми чертами близко лит-ре барокко.

 

Лит-ра барокко в Испании возникла в 17 в. как реакция на ренессансный гуманизм, осознание кризиса его идеалов и была проникнута пессимизмом, порожденным сознанием дисгармоничности, трагизма и неразрешимости противоречий действительности. Провозгласив приоритет воображения, позволяющего сотворить хотя бы мозаичную картину хаотич. мира, писатели барокко использовали для изображения действительности необычайно экспрессивную, динамичную и резко контрастную образность, эмблематику, совмещение в образном единстве, казалось бы, несовместимых явлений и предметов, интеллектуализировали язык и т. д. В лит-ре исп. барокко выявились две противоборствующие стилевые тенденции: концептизм, стремившийся к многозначности и смысловой перенасыщенности слова и фразы, и культизм (гонгоризм), искусственно усложнявший худож. речь. Крупнейший поэт исп. барокко — Л. де Гонгора-и-Арготе. В многочисл. сатирич. романсах, поэме “Уединения” и др. неприемлемой для себя реальности он противопоставил эстетич. утопию, творимую посредством крайне усложненной метафоричности, перифраз, нарушения правильного синтаксиса и др. средств культистской поэзии. К концептистской школе принадлежал великий исп. сатирик Ф. Кеведо-и-Вильегас, автор сатирич. стихов, плутовского романа “История жизни пройдохи по имени дон Паблос”, памфлетов (“Сновидения” и др.). Теоретич. обоснованием концептизма стал трактат “Остромыслие и искусство изощренного ума” (1642) Б. Грасиана-и-Моралеса, написавшего также аллегорико-филос. роман “Критикой”. Драматургия барокко представлена творчеством П. Кальдерона де ла Варки, стремившегося в своих пьесах к глубокому филос. осмыслению жизни: драмы чести “Стойкий принц”, “Врач своей чести”, “Саламейский алькальд”, морально-филос. драмы “Жизнь есть сон”, религ.-филос. драма “Маг-чудодей” и др. Драматурги школы Кальдерона завершают картину нац. драмы 16—17 вв.; во 2-й пол. 17— нач. 18 вв. И. л. переживала глубокий упадок.

 

Просветит, направление в исп. лит-ре сформировалось в сер. 18 в. Мн. литераторы утверждали поэтику классицизма в поэзии и драматургии. Художественно ценные произв. создали писатели, сочетавшие эстетику классицизма с нац. реалистич. традицией: автор семейно-бытовых комедий Л. Фернандес де Моратин, баснописцы Т. де Ириарте и?. Μ. Ρаманьего, представители просветит, реализма Г. М. де Ховельянос, X. Кадальсо-и-Васкес и др. В поэзии X. Мелендеса Вальдеса отчетливы черты сентиментализма. В условиях антинаполеоновской войны, начавшейся в 1808, и бурж.-демократич. революций 1808—14, 1820—23 классицистская лит-ра приобрела революц.-патриотич. направленность: поэзия М. X. Кинтаны, драмы Ф. Мартинеса де ла Росы, сатирич. публицистика.

 

Романтизм в исп. лит-ре возник как худож. осмысление социально-психол. проблем, порожденных процессом бурж.-демократич. революций, как реакция на них и разочарование в их результатах. Поначалу, в 1830-х гг., он был преим. выразителем идей либерализма и свободы в иск-ве. В 1840-х гг. для романтиков характерны поиски компромисса с действительностью. Романтич. иск-во в Испании носило глубоко нац. характер, ориентировалось на нац. лит. традицию, в особенности на романсеро и драматургию 16—17 вв., обращалось преим. к нац. истории и легенде, преображая их и истолковывая как выражение извечного конфликта высоких чувств с житейской прозой, художника с обществом. В поэзии эти конфликты получили яркое воплощение в творчестве А. де Сааведры

 

и X. де Эспронседы. Поэма Сааведры “Мавр-найденыш”, романтически перетолковывая эпизод ср.-век. легенды об инфантах Лары, полна антитиранич. пафоса и вместе с тем сознания тщетности героич. подвига; столкновениям непокорной знати с королевским деспотизмом посвящены мн. произведения его сб. “Исторические романсы”. Революц.-романтич. поэзия Эспронседы прославляет память героев борьбы за свободу, обличает пошлость и торгашеский дух совр. общества; в цикле социальной лирики эгоизму буржуа поэт противопоставил образы пирата, нищего, узника, осужденного на смерть,— людей, отверженных мещанским обществом. Тема личности и общества философски обобщенно предстает в его поэмах “Саламанкский студент” и “Мир-дьявол”. Романтич. драма, начало к-рой положили историч. пьесы Мартинеса де ла Росы, утвердилась на сцене после постановки драмы Сааведры “Дон Альваро, или Сила судьбы”. Ее крупнейшие представители — А. Гарсия Гутьеррес, в пьесах к-рого “Трубадур”, “Симон Бокканегра” и др. типично романтич. страсти раскрываются нафоне феод. усобиц, антитиранич. заговоров и т. д.; X. Соррилья-и-Мораль, создавший романтич. вариант легенды о Дон Жуане (“Дон Хуан Тенорио”), провозгласивший идею единения королевской власти и народа (“Сапожник и король”, “Кинжал гота” и др.). Эти же проблемы — в центре историч. романов, наиболее значительный из к-рых — “Сеньор Бембибре” Э. Хиля-и-Карраско — пронизан любовью к “малой родине” (пров. Леон), содержит острую антифеод. критику.

 

В 1850—60-х гг. романтич. лит-ра становится эпигонской; своей непосредственностью, искренностью и неподдельной романтич. страстью выделяется лишь поэзия и проза Г. А. Беккера. С романтич. движением связана своими истоками бытописательная лит-ра (см. Костумбризм) — очерки С. Эстебанеса Кальдерона, Р. де Месонеро Романоса, сатирич. публицистика М. X. де Ларры, в зрелом творчестве к-рого обнаруживаются критико-реалистич. тенденции. С традициями костумбризма связаны областнич. новеллы и романы, популярные в 1850—60-х гг.

 

Критич. реализм как худож. система становится ведущим в лит. процессе Испании с 1870-х гг. Развиваясь под воздействием классиков франц., англ. и рус. реализма, он обнаружил себя прежде всего в жанре романа. С областнич. лит-рой связано творчество X. М. де Переды, к-рый в ранних рассказах, повестях и романах критиковал с консервативных позиций пороки бурж. общества, парламент и борьбу политич. партий, а в романах “Сотилеса”, “На горных вершинах” и др. бурж. миропорядку противопоставил идиллически осмысленный патриархальный быт родной Бискайи. П. А. де Аларкон прославился как автор рассказов из нар. жизни, передающих героику борьбы против Наполеона (сб. “Маленькие национальные истории” и др.), и построенной на нар. анекдоте остроумной нравоописат. повести “Треугольная шляпа”. Жанр социально-психол. романа ввел в лит-ру X. Валера: “Пепита Хименес”, “Донья Лус” и др.; в социально-филос. романе “Иллюзии доктора Фаустино” изобразил судьбу молодого дворянина, не сумевшего приспособиться к условиям бурж. общества. Вершиной критич. реализма 19 в. в Испании стало творчество Б. Переса Гальдоса. В серии из 46 историч. романов “Национальные эпизоды” (1873—1912) он воссоздал осн. этапы истории Испании 19 в., подчеркнул решающую роль нар. масс в историч. процессе. Им опубл. антиклерикальные и антифеод, романы “Донья Перфекта”, “Глория”; в цикле “Современные испанские романы” (1881—1915) воссоздана панорама бурж. действительности.

 

ИСПА

 

==135

 

Сложившись позднее, чем в др. странах Европы, критич. реализм в Испании очень скоро испытал на себе воздействие натуралистич. эстетики. Полемика вокруг натурализма развернулась в нач. 1880-х гг. Его пропагандистом выступила Эмилия Пардо Басан, автор романов-исследований “Женщина-трибун”, “Родовая усадьба Ульоа”, -“Природа-мать”. Нек-рые черты натуралистич. эстетики восприняли в эти годы и Перес Гальдос, Аларкон, Переда и особенно младшее поколение реалистов — крупнейший критик Л. Аласи-Уренья, написавший антиклерикальный роман “Регентша”, В. Бласко Ибаньес, автор цикла “валенсианских” романов (-“Хутор” и др.), социально-психол. романов “Нагая маха”, “Кровь и песок” и др. В целом, однако, влияние натурализма в лит-ре Испании было менее заметным, чем в др. странах.

 

Поражение Испании в испано-амер. войне 1898, потеря заокеанских колоний были восприняты исп. интеллигенцией как нац. катастрофа, породили идейнокультурное течение под назв. “Поколение 1898 года”. Не составляя единой сплоченной группы, писатели “поколения” в начале своей деятельности резко отвергали офиц. Испанию, с патриотич. позиций обличали ее пороки, что сказалось, в частности, в культе Кастилии, вокруг к-рой исторически сложилось исп. гос-во. Выход из кризиса они видели либо в “европеизации” Испании, приобщении ее к благам бурж. цивилизации, либо в возрождении нац. традиций. Эстетич. позиции мн. писателей “поколения” вначале были близки испано-амер. и исп. модернизму, к-рый они понимали как средство противопоставить ненавистной им реальности эстетич. утопию; большинство из них, однако, пришли к критич. реализму, по-новому истолковав и обогатив реалистич. традиции прошлого. Через все произв. М. де Унамуно, духовного вождя “поколения”, проходит трагич. восприятие действительности; в психол. повести “Абель Санчес”, др. повестях и сб-ке “Назидательные новеллы”, в драмах и стихах он исследует процесс самоутверждения личности в борьбе с враждебным обществом. В цикле повестей “Сонаты” Р. М. дель Валье Инклан противопоставил современности, породившей мещанскую пошлость, эстетизированное прошлое; в гротескных пьесах и историч. романах 1920-х гг. писатель обличал бурж помещичью Испанию. Критич. оценку действительности содержали и ранние романы П. Барохи-и-Неси (трилогия “Борьба за существование”, “Прошлое”, “Города” и др.), позднее обратившегося к жанру историко-авантюрного романа (цикл из 22 романов “Мемуары человека действия”, 1913—35). Крупнейший поэт “поколения” А. Мачадо-и-Руис, создавший образцы интимной лирики, высмеял ничтожество исп. дворянства, прославлял силу и мужество народа (сб. “Поля Кастилии”), отстаивал нар. иск-во (сб. “Новые песни”), стремился философски осмыслить реальность (“Апокрифический песенник”), защищал Республику в годы Нац.-революц. войны 1936—39 (сб. “Война”). X. Р. Хименес в ранней поэзии следовал принципам модернизма, а в сб-ках “Духовные сонеты”, “Состояние вечности”, “Таящийся в глубинах зверь” обратился к поискам “чистой поэтической сущности”, утверждал единство всего сущего, пантеистич. слияние с природой.

 

После 1-й мировой войны 1914—18 в исп. лит-ре приобрели популярность различные направления “левого” иск-ва, в к-рых обнаружился кризис бурж. иск-ва, анархич. протест против бездушности бурж. общества, нигилистич. отношение к классич. культуре, поиски новых средств выразительности. Однако творчество выдающегося поэта и драматурга Ф. Гарсии Лорки развивалось преим. на основе переосмысления фольклорных традиций (поэтич. сб-ки — “Поэма о Канте хондо”, “Цыганский романсеро” и др.); в 30-х гг. он выдвинул лозунг “театра социального действия”, возглавил студенч. передвижной театр “Ла Баррака”, пропагандировавший классич. пьесы для нар. зрителя, создал трагедии об исп. крестьянстве.

 

==136 ИСПА

 

После падения монархии (1931), в условиях бурж демократич. революции наметился подъем социального романа и поэзии. Крупнейший представитель революц. поэзии этих лет Р. Альберти в начале творч. пути выражал протест против бездуховности бурж. общества в формах неоромантич. и “левой” поэзии: в 1930-х гг. он создал революц. и социальную поэзию, опубл. циклы “13 полос и 48 звезд”, “Столица славы” и др. В годы Нац.-революц. войны расцвел талант поэта-коммуниста М. Эрнандеса; в своей поэзии он органически соединил высокую поэтич. культуру классич. иск-ва с трансформированными традициями народно-поэтич. творчества. Прославив мужество борющегося народа в годы войны, в стихах, написанных во франкистской тюрьме, он выразил веру в конечное торжество справедливости.

 

Период фаш. диктатуры (1939—75) ознаменован глубоким кризисом лит-ры: погибли Гарсия Лорка, Мачадо-и-Руис, Эрнандес; эмигрировали Альберти, Хименес и др. литераторы; писатели, оставшиеся в Испании, были обречены на молчание. Одним из первых проявлений оппозиции франкизму стали ранние романы К. X. Селы и роман “Ничто” Кармен Лафорет, написанные в русле т. н. тремендизма (от исп. tremendo — страшный) — лит. течения, близкого экзистенциализму. Села и Лафорет искали объяснение жестокости мира в самой социальной действительности Испании. Писатели, пришедшие в лит-ру в 1950-х гг., отвергли экзистенциалист, философию, лозунги дегуманизации иск-ва, создали социальные романы из жизни низов и среднего класса, определив свой метод как “социальный и объективный реализм”. Наиболее характерны для этого метода романы X. Гойтисоло 50-х гг. На рубеже 60-х гг. метод “объективного свидетельствования” обнаружил свою ограниченность; возникший в противовес ему жанр т. н. интеллектуального романа исследует сложную диалектику души (“Время молчания” Л. Мартина Сантоса). Попытку осмыслить психол. последствия утверждения фашизма осуществляют Гойтисоло в романах “Остров”, “Особые приметы” и др. и в особенности Ана Мария Матуте в романе “Мертвые сыновья” и трилогии “Торгаши” (1960—69). Особняком стоит творчество М. Делибеса, к-рый построил свои ранние романы на противопоставлении нравств. здоровья народа развращающей человека гор. цивилизации. Ограниченность этой концепции Делибес отчасти преодолел в романах “Пять часов с Марио” и др., построенных на конфликте внутренне свободного человека, следующего своему призванию, с окружающим обществом. Кризис реалистич. романа углубляется в нач. 70-х гг., когда мн. писатели испытали чувства растерянности, неверия в силы нар. масс. В это время получают распространение модернист, течения — “метафизический роман”, неоавангардизм и т. д.

 

Социальная поэзия приходит на смену т. н. гарсиласизму (от имени Гарсиласо де ла Веги, творчество к-рого истолковывалось как проповедь самоизоляции иск-ва от жизни) и религ. поэзии; крупнейший представитель социальной поэзии — Б. де Отеро, опубл. поэтич. трилогию “Речь идет об Испании”. Расцвета достигло творчество В. Алейксандре, начавшего свой творч. путь в 1920-х гг.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 536. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия