ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 50 страница
С нач. 19 в. журналы постепенно стали оформляться как выразители определ. обществ.-лит. направлений. Появляются (и не только в столице) журналы, изд. лит. об-вами. Так, Вольное общество любителей словесности, наук и художеств издавало журналы “Свиток муз” (1802—03), “Периодическое издание Вольного общества любителей...” (1804), “Санкт-Петербургский вестник” (1812). Отечеств, война 1812 и движение декабристов явились этапными моментами в развитии рус. журналистики. С декабрист, объединениями были непосредственно связаны “Соревнователь просвещения и благотворения^ и “Невский зритель”, косвенно —“Сын отечества” (до 1825). Либерального направления придерживались “Лицей”
ЛИГЕ — ЛИТЕ
==189
(1806) И. И. Мартынова, “Вестник Европы” (до 1811), “Северный вестник” (1804—05) и “Благонамеренный” (1818—26) А. Е. Измайлова. Консервативный характер имели “Чтения в Беседе любителей русского слова” (1811—16), издания Моск. об-ва любителей российской словесности, “Отечественные записки” (1818—30) П. П. Свиньина, “Сын отечества” (после 1825).
Во 2-й четв. и в сер. 19 в., когда на смену декабристам в освободит, движение и в журналистику пришли представители революц.-демократии, идеологии, происходит еще более четкое политич. и эстетич. размежевание печати. В этот период возникли крупные лит. журналы, сыгравшие важную роль в истории рус. лит-ры: “Московский телеграф”, “Московский вестника, “Телескоп”, “Московский наблюдатель”, “Отечественные записки” А. А. Краевского, афинский вестник”, “Северное обозрение” (1848—50). Консервативно-охранит., а также “торговую” журналистику представляли “Северный архив” (1822—28)?. В. Булгарина, а затем и Н. И. Греча, “Библиотека для чтения”, “Маяк”, “Русский вестник” (1841—44) Греча, отчасти “Москвитянин”. Возникнув как журнал А. С. Пушкина и его круга, “Современник” в дальнейшем, до перехода в 1846 в руки Н. А. Некрасова и И. И. Панаева, имел немногочисл. круг подписчиков. С появлением за границей изданий А. И. Герцена и Н. П. Огарева возникает “вольная русская пресса” (газ. “Колокол”, альм. “Полярная звезда”), имевшая большое обществ.-политич. влияние в России.
Во 2-й пол. 19 в. содержанием передовой журналистики продолжает оставаться борьба с самодержавием, пережитками крепостничества, с обществ, реакцией. Наиболее значит, роль играли в этот период “Современник” и сменившие его в 1868 “Отечественные записки”, а также “Русское слово”, “Дело”, “Слово”. На кон. 50 — нач. 60-х гг. приходится новый подъем сатирич. журналистики во главе с “Искрой” (“Гудок”, “Будильник”, в дальнейшем “Стрекоза”, “Осколки” и др.). Влиятельными журналами либерального направления были “Вестник Европы”?. Μ. Ρтасюлевича, затем “Русская мысль”; идеология почвенничества находила выражение в журналах бр.?. Μ. θ Φ. Μ. Δостоевских “Время” и “Эпоха”, к-рым в нек-рых отношениях предшествовала “Русская беседа”, орган славянофильства. Консервативный лагерь был представлен журналами “Заря”, “Наблюдатель” и др. Вместе с тем лит. содержание журналов дворянской ориентации (“Русский вестник” М. Н. Каткова, “Гражданин”, “Русское обозрение”) было весьма неоднородным. С одной стороны, как писал В. И. Ленин о “Русском вестнике”, в них печатались “...романы с описанием благородных предводителей дворянства, благодушных и довольных мужичков, недовольных извергов, негодяев и чудовищ-революционеров” (ПСС, т. 22, с. 87), с другой — произв. И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др. крупных рус. писателей. Выходили и своеобразные “единоличные” журналы, единств, участником к-рых был изд.-редактор: “Дневник писателя” Достоевского (1876—77, 1880, 1881), “Дневник писателя” (1885—86) Д. В. Аверкиева, “Дневник писателя” (1907—14; с 1910— “Светоч и дневник писателя”) А. В. Круглова, 4 номера “Дневников писателей” (1914) под ред. Ф. Сологуба.
В 70—90-х гг. наряду с органами народничества (“Русское богатство”) появляются журналы “легально-марксистского” направления: “Новое слово” (1894—97), “Жизнь”, “Начало” (1899), “Научное обозрение” (1894—1903; лит. отдел с 1902), не выработавшие самостоят, лит.-эстетич. позиции; наиболее богатым был лит. раздел в журн. “Мир божий” (впоследствии —“Современный мир”). В нач. 20 в. возникают марксист, журналы: “Правда” (1904—06),
К оглавлению
==190 ЛИТЕ
“Современная жизнь” (1906—07), “Просвещение” (1911—14), “Летопись”. Положит, роль в нач. 20 в. играли демократич. журналы: “Журнал для всех”, “Новый журнал для всех” (1908—16), “Жизнь для всех” (1909—17)?.Α. Οоссе, “Ежемесячный журнал” (1914—17) В. С. Миролюбова.
Среди сатирич. журналов этого времени, общее число к-рых в 1905—06 достигало 400, наиболее интересными были “Зритель” (1905—06, 1908) Ю. К. Арцыбушева, “Пулемет” (1905—06) Н. Г. Шебуева, “Сигнал” (1905) К. И. Чуковского. Позднее выходили “Сатирикон” и “Новый сатирикон”. Из новых журналов либерально-бурж. направления крупнейшими были “Северные записки” (1913—17), “Современник” (1911—15). Среди журналов, придерживавшихся эстетич. программ символизма и акмеизма, выделялись “Мир искусства”, “Новый путь” (1903—04), “Весы”, “Золотое руно”, “Аполлон”, “Труды и дни” (1912—14, 1916). Традиции дворянской журналистики пытался возродить “журнал красивой жизни” “Столица и усадьба” (1913—17).
С сер. 19 в. появляется много “тонких” еженед. иллюстрированных лит. журналов, преим. умеренного, бурж.-либерального характера (“Иллюстрация”, 1845—49. Н. В. Кукольника; “Русский художественный листок”, 1851—62, В. Ф. Тимма; “Иллюстрация”, 1858— 1863; “Всемирная иллюстрация”, 1869—98, Г. Д. Гоппе; “Нива”, “Живописное обозрение”; “Родина”, 1879—1917, А. А. Каспари; “Север”, 1888—1914, Н. Ф. Мертца; “Огонек” 1899—1918; “Всемирная панорама”, 1909—18; “Синий журнал” М. Г. Корнфельда, “Всемирная новь”, “Солнце России”, все — 1910—17; “Всемирная иллюстрация”, 1912—16; “Лукоморье”, 1914—17, и др.). При невысоком лит. достоинстве помещавшейся в них беллетристики “тонкие” лит. журналы ценны юбилейными и некрологич- статьями, библиографич. хроникой текущей лит-ры, обильной писательской иконографией, в т. ч, шаржами, воспроизведениями автографов, иллюстраций к лит. произв. и т. п. К лит. журналам этого типа отчасти примыкают ежемес. журналы бурж.-обывательского характера: “Баян” (1905—12), “Пробуждение” (1906—18) H.B. Корецкого, “Аргус” (1913—17).
Близкое отношение к лит. печати имеют многочисл. театр, журналы 18—20 вв. (часть из них систематически печатала новые пьесы рус. авторов): “Российский феатр”, “Журнал драматический” (1811)?.Η. Μакарова, “Талия” (1810—12), “Пантеон”, “Театр и искусство” (1897—1918; приложение — “Библиотека театра и искусства”, 1898—1918) и др.
К числу наиболее значит, рус. критич. и литературоведч. журналов принадлежат “Сборники отделения русского языка и словесности Академии наук” (1867—1928), “Русский филологический вестник” (1879—1917), “Библиограф”, “Известия отделения русского языка и словесности” (1896—1927), “Русский библиофил” (1911— 1916), своеобразные журнальные сборники “Пушкин и его современники” (1903—30), “Атенвй”. Историко-лит. материалы занимали большое место и в ряде историч. журналов, в т. ч. “Русском архиве”, “Русской старине”, “Историческом вестнике” (1880—1917), “Былом” (1900—26, с перерывами), “Голосе минувшего” (1913—23).
Русские литературные газеты до 1917. Отличия лит. газет от еженед. и двухнед. “тонких” журналов, особенно в начале их возникновения, были весьма незначительными. Первые рус. лит. газеты—“Рецензент” (1821), “Новости литературы” (1822—26) — явились отражением усилившегося интереса к худож. лит-ре. В 30-х гг. выходит -“Литературная газета”, изд. при участии А. С. Пушкина, “Молва”, “Литературное прибавление к „Русскому инвалиду" ” (1831—39), а также “Бабочка” (1829— 1831), “Северный Меркурий” (1830—32), “СанктПетербургский вестник” (1831), “Литературные листки” (1833—34), “Художественная газета” (1836—41) Кукольника. Самой долговечной в этот период была “Литературная газета” (1840—49) Краевского и Ф. А. Кони. Несмотря на цензуру, особенно строгую в отношении газет, лит. газеты 30—40-х гг. играли заметную роль в лит-ре.
Во 2-й пол. 19 в. лит. газет почти не было (“Молва” С. М. Шпилевского, 1857, при участии К. С, Аксакова), вопросы лит-ры освещались в газетах общего характера: религ.-монархич. и шовинистич. “Домашняя беседа” (1858—77) В. И. Аскоченского, “Зритель общественной жизни, литературы и спорта” (1862—63), “Вестник литературный, политический, научный и художественный” (1884—94). В нач. 20 в. делались попытки издания лит. газет, но они предпринимались малоавторитетными литераторами и быстро прекращались; “Ежедневник искусств и литературы” (1901), “Литературно-художественная газета” (1906—07), “Литература и жизнь” (1908) и др. Более значительную (нередко негативную) роль в лит. процессе на протяжении 19 и нач. 20 вв. играли нек-рые газеты общего характера, в т. ч. “Северная пчела”, “День”, “Русские ведомости”, “Новое время” (1876—1917) А. С. Суворина, монархич. “Московские ведомости” (1756—1917) и др. С др. стороны, революц. пресса — “Колокол” Герцена, нелегальные газеты революц. народничества (“Земля и воля”, 1878—79; “Народная воля”, 1879—85, и др.), а затем большевиков (“Искра”, 1900—03; “Вперед”, 1904—05; “Пролетарий”; дооктябрьская “Правда”) печатали произв. революц. поэзии и публицистики, поддерживали передовую лит-ру, воспитывали демократич. читателя. П. Я. Верков (при участии Д. М.).
Русские советские литературные журналы и газеты. Лит.-худож. журналы, появившиеся в первые послереволюц. годы, издавались Наркомпросом, Пролетку льтами, Советами рабочих и крест, депутатов. Большую роль в деле просвещения масс, приобщения их к культуре играли журналы “Творчество” (1918—22), изд. в Москве под ред. А. С. Серафимовича и др., “Пламя” (1918—20), изд. в Петрограде под ред. А. В. Луначарского. Попыткой создания сов. “толстого” журнала был “Вестник жизни” (1918—19), поев. вопросам политики, обществ. жизни, науки, лит-ры и иск-ва. В 1918 стали издаваться первые сов. сатирич. журналы: “Красный дьявол” (1918—19), “Соловей” (1917—18), “Гильотина” (1918), позже —“Крокодил” (с 1922), “Лапоть” (1924—33), “Красный перец” (1922—26), “Смехач” (1924—28), “Бегемот” (Ленинград, 1922—28), “Чудак” (1928—30).
В 1917—20 в периодике преобладали журналы Пролеткульта, отразившие противоречие между тяготением широких масс к знаниям, творчеству и сектантскими попытками теоретиков Пролеткульта создать искусств, “пролетарскую культуру”: “Пролетарская культура”, “Грядущее” (Петроград, 1918—21; среди авторов В. Т. Кириллов, И. И. Садофьев и др.), “Горн” (Москва, 1918—23; среди авторов М. П. Герасимов, В. Д. Александровский, Н. Г. Полетаев) и др.; органом одноим. лит. объединения был журн. “Кузница” (см. в ст. “.Кузница”), по ряду вопросов полемизировавший с Пролеткультом. Недолговечны были издания футуристов (см. Футуризм)'. “Газета футуристов” (1918, № 1), газ. “Искусство коммуны” (1918—19), журналы “Искусство” (1919), “Творчество” (1920—21, Владивосток—Чита). Делались и попытки создания “беспартийных”, чуждых революции изданий: “Книжный угол” (1918—22); “Вестник литературы” (1919—22), от к-рого в 1921 “отпочковался” журн. “Летопись Дома литераторов”, позже переименованный в “Литературные записки” (1922); “Дом искусств” (1920—22) и др. Непериодич. изданием были “Записки мечтателей” (1919—22), в к-рых участвовали А. А. Блок, А. Белый, Е. И. Замятин.
С окончанием Гражд. войны и переходом к мирному строительству на смену первым журналам пришли “толстые” лит.-худож. и обществ.-политич. ежемесячники: “Красная новь”· (в его основании принимали участие В. И. -Ленин и М. Горький), “Сибирские огни”, -“Молодая гвардиям, •“Октябрь”; “Звезда”, двухмес. “Рабочий журнал” (1924—25), “Новый мир”. Начали выходить критико-библиографич. журн. “Печать и революция”, лит.-критич. журналы “На посту* и “ЛЕФ” (см. в ст. ЛЕФ), тонкие иллюстрир. еженедельники “Прожектор” (1923—35), “Красная нива” (1923—31), “Огонек” (с 1923), журналы для детей — “Мурзилка”, -“Пионер”, позже “Еж”, “Чиж” и др. Появление в годы нэпа частных изд-в породило многочисл. журналы и альманахи разных направлений, в т. ч. сменовеховские “Россия” (1922—25, в 1926— “Новая Россия”), “Русский современник” (1924), журн. имажинистов (см. Имажинизм) “Гостиница для путешествующих в прекрасном” (1922—24) и др.
Лит. журналы играли активную роль в развитии сов. лит-ры, в усилившейся в период нэпа идеологич. борьбе; они отразили расслоение лит. сил. Вокруг “Красной нови”, “Звезды” и “Нового мира” группировались гл. обр. писатели, получившие в те годы наименование “попутчиков” (А. Н. Толстой Л. М. Леонов, В. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, Б. А. Лавренев, И. Э. Бабель, Э. Г. Багрицкий и др.); в “Молодой гвардии”, “Октябре”, “Рабочем журнале” печатались преим. “пролетарские писатели” (Д. А. фурманов, А. Неверов, Н. Н. Ляшко), поэты-комсомольцы (А. И. Безыменский, А. А. Жаров, М. А. Светлов, И. П. Уткин), а также В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, Н. С. Тихонов. Примером острой полемики, к-рую вели между собой журналы, представлявшие разл. лит. группировки 20-х гг., может служить полемика “напостовцев” с “Красной новью” и ее редактором А. К. Воронским.
Резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области художественной литературы” (1925) оказала благотворное влияние на дальнейшее развитие лит. печати. Вместо “На посту” стал выходить журн. “На литературном посту”, отстаивавший интересы пролет, лит-ры с более широких и принципиальных позиций; позже к нему прибавились теоретич. журналы “Литература и марксизм” и “РАПП” (1931—32). Журналы отразили общую тенденцию к созданию эпич. полотен: так, в “Октябре” появились главы “Разгрома” А. А. Фадеева, “Тихого Дона” М. А. Шолохова; в “Красной нови”— главы из “Дела Артамоновых” и “Жизни Клима Самгина” Горького, “Разин Степан” А. П. Чапыгина; в “Новом мире”— 2-я часть трилогии “Хождение по мукам” А. Н. Толстого; в “Звезде”— “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Н. Тынянова, главы из романа К. А. федина “Братья”. К кон. 20-х гг. связи журналов с жизнью становятся теснее, многообразнее; ведущее место в них занимает тема социалистич. преобразования страны. Одновременно приобретает законч. очертания самый тип сов. лит.-худож. и обществ.-политич. журнала — с постоянными разделами худож. прозы, поэзии, очерка и публицистики, критики и библиографии, с более или менее устойчивым, хотя и обновляющимся кругом авторов, с теми или иными особенностями “профиля” (повышенное внимание к творчеству молодых и к молодежной теме в “Молодой гвардии”, к теме переустройства деревни — в “Октябре”, к ленингр. тематике—в “Звезде” и т. д.). Большую роль в пропаганде социализма и в развитии жанра сов. очерка сыграли основанные Горьким журналы “Наши достижения”, “За рубежом” (1930—38), “Колхозник” (1934—39), альманах “Год...”. В помощь начинающим литераторам Горьким был организован журн. “Литературная учеба”. Связь сов. писателей с прогрес. писателями мира выразилась в создании журн. “Вестник иностранной литературы” (1928—30), вместо к-рого в 1931—32 выходил журнал “Литература мировой революции” (ред. Б. Ясенский), реорганизованный затем в журн. “Интернациональная литература” (1933—43). С апр. 1929 начала выходить “Литературная газета”.
Пост. ЦК ВКП(б) “О перестройке литературнохудожественных организаций” положило конец раздробленности и групповщине в лит-ре; журналы представляли теперь не отд. лит. группировки, но единую сов. лит-ру. Появились новые журналы. Вместо журн. “ЛОКАФ” (осн. в 1931) стал выходить журн. “Знамя”, на страницах к-рого нашел отражение рост оборонной тематики в сов. лит-ре. Важным событием явилось создание альманаха “Дружба народов” (1939), задача к-рого заключалась в пропаганде лит-ры народов СССР. Заметную роль в борьбе с догматизмом и вульгарным социологизмом в лит-ведении и критике, в изучении эстетич. и лит. наследия сыграл журн. “Литературный критик”; в качестве библиографич. приложения к нему выходил журн. “Литературное обозрение”. В Ленинграде издавались двухнед. лит. журн. “Резец” (1924—39), газ. “Литературный Ленинград” (1933—37). В 30-х гг. возникли новые “толстые” журналы: в Ленинграде — “Литературный современник”(1933—41), в Самаре — “Волжская новь” (1930— 1935), в Ростове-на-Дону — “На подъеме” (1927—35), в Архангельске—“Звезда Севера” (1932—35), в Н. Новгороде—“Натиск” (1931—35), в Воронеже— “Подъем” (1931—35), в Смоленске — “Наступление” (1931—35), в Хабаровске — “На рубеже” (1934—37) и др.
В годы Великой Отечеств, войны 1941—45 лит-ра заняла важное место на страницах газет: в “Правде”, “Известиях”, “Красной звезде” и многочисл. фронтовых, армейских, дивизионных газетах печатались не только очерки, стихи, публицистика, но и крупные
ЛИГЕ
==191
худож. произв. (напр., пьеса А. Е. Корнейчука “Фронт” в “Правде”, поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” во фронтовой газ. “Красноармейская правда” и др.). В труднейших условиях ленинградской блокады продолжали выходить журналы “Звезда” и “Ленинград” (1940—46), сменивший “Резец”. Вместе с тем прекратился выход ряда “толстых” журналов: “Красная новь”, “Интернациональная литература”, “Молодая гвардия”, “Литературный современник” и др. “Литературная газета” слилась (1942) с газ. “Советское искусство” и до 1944 выходила под назв. “Литература и искусство”. В послевоен. годы руководящие материалы по вопросам лит-ры и иск-ва публиковались не только в “Правде”, но и в газ. “Культура и жизнь” (1946—51). “Толстые” журналы, нередко выходившие в годы войны сдвоенными номерами уменып. объема, возвращаются к ежемес. выпуску Появляется журн. “Дальний Восток”.
Интенсивный рост журналистики начался в 50-х гг. Возобновляются, сохранив преемств. связь со своими предшественниками 30-х гг., журналы “Иностранная литература”· (вместо “Интернациональной литературы”), “Молодая гвардия”. Альманах “Дружба народов” преобразуется в ежемес. журн. “Дружба народов”. Появились журналы “Юность”, “Москва”, “Вопросы литературы”·, “Русская литература”·. Новые журналы возникли в разных городах страны: “Нева” (Ленинград), “Подъем”· (Воронеж), “Дон”· (Ростов-наДону), “Урал”· (Свердловск). С 1958 стала выходить газ. “Литература и жизнь” (орган СП РСФСР), реорганизованная в 1963 в еженедельник “Литературная Россия”. Альманах “Наш современник”·, сменивший ранее существовавший альманах “Год...”, в 1964 преобразован в ежемес. одноим. журнал. В 60—70-х гг. появляется неск. новых лит. журналов: “Север”· (Петрозаводск), “Волга”· (Саратов), “Аврора”· (Ленинград), альманах “Шаги” (с 1974), возрождаются лит критич. журналы “Литературное обозрение” и “Литературная учеба”. Статьи по истории рус. и сов. лит-ры публикуются также в журн. “Филологические науки” (с 1958), в “Известиях Академии наук” (серия лит-ры и языка) и др. Взаимоотношения лит-ры со смежными отраслями иск-ва, общие проблемы их развития обсуждаются на страницах журналов “Театр” (1937—41 и с 1945), где печатаются новые пьесы сов. драматургов, “Искусство кино” (с 1931), газ. “Советская культура” (с 1973). После 7-го Всесоюзного съезда сов. писателей (1981) начинает выходить новый альманах “Советская драматургия”.
Вопросы развития сов. лит. журналистики рассматривались в ряде постановлений ЦК КПСС: “О литературной критике и библиографии” (1940), “О журналах „Звезда" и „Ленинград"” (1946), “О недостатках журнала „Крокодил" и мерах его улучшения” (1951), “О литературно-художественной критике” (1972), “О творческих связях литературно художественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982).
О лит. журналах и газетах, издающихся в союзных республиках СССР, в т. ч. на рус. языке, а также о наиболее значит, заруб, журналах см. в соответствующих статьях о нац. лит-рах.
• История рус. журналистики XVIII—?ΪΧ βв., под ред. А. В. Западова, М., 1963; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1—2, Л., 1950—65; Б е? ко в?.Η., Θстория рус. журналистики XVIII в., М.—Л., 1952; Очерки истории рус. сов. журналистики. 1917—1932, М., 1966; Кулешов В. И., История рус. критики. XVIII—XIX вв., 2 изд., М., 1978; Машкова М. В., Сокурова М. В., Общие библиографии рус. периодич. изданий 1703—1954, Л., 1956; Л и с о вс к и? Η. Μ., Πус. периодич. печать 1703—1900 (библиография и графич. таблицы), П., 1915; его же, Библиография рус. периодич. печати 1703—1900, П., 1915; Рус. периодич. печать. (1702—1894), Справочник, под ред. А. Г. Дементьева, М., 1959; Беляева Л.Н., Зиновьева М.К., Никифоров М, М,, Библиография периодич. изданий России. 1901—1916, т. 1—4, Л., 1958—61; Муратова К. Д., Периодика по лит-ре и иск-ву. 1917—1932, Л., 1932; Периодич. печать СССР 1917—1949. Библиографич. указатель, М., 1958.
Η. Θ. Дикушина.
==192 ЛИ ТЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРУЖКИ, творч. объединения литераторов на почве единства взглядов, интересов, направления творчества. К ним относятся также лит. салоны и “вечера” (напр., “Субботы” С. Т. Аксакова, “Среды” Вяч. И. Иванова, “Понедельники” Ш. О. Сент-Бёва).
Возникновение Л. к. в Европе относится к т. н. “золотому веку” рим. культуры (1-й в. до н.э.): кружок Гая Цильния Мецената, в к-ром участвовали Вергилий, Гораций, Проперций, и оппозиц. кружок оратора Мессалы Корвина, куда входили Тибулл и Овидий. В эпоху средневековья подобием Л. к. была “Академия Карла Великого” (кон. 8 в.). В 12—13 вв. при дворах крупных феодалов складывались светские кружки-салоны, с к-рыми связан расцвет рыцарской поэзии.
Во Франции эпохи Возрождения одним из крупных гуманистич. и лит. центров явился кружок Маргариты Наваррской (16 в.), а также кружок поэтов “Плеяды”: В 17 в. здесь расцветают лит. салоны с культом “прекрасной дамы” (напр., салон маркизы де Рамбуйе—центр прециозной литературы). Из многочисл. франц. салонов 19 в. выделяется салон мадам Ансело (В. Гюго, А. де Виньи, Ф. Р. Шатобриан и др.); в 50—60-х гг. приобретает широкую известность поэтич. группа “Парнас”·, объединившаяся под знаменем “искусство для искусствам. В 1-й пол. 19 в. значительна была роль лит. салонов в Германии.
Возникновение Л. к. в России относится к 30—40-м гг. 18 в. Одним из первых был петерб. кружок в Сухопутном шляхетном корпусе, воспитанники к-рого организовали затем Общество любителей российской словесности. Лит. быт сер. 18 в. ярко отражает салон гр. И. И. Шувалова, к-рый выступал в роли мецената. По инициативе М. М. Хераскова организуется кружок студентов Моск. ун-та, издававший журн. “Полезное увеселение” и “Свободные часы”; после 1771 кружок собирался в Петербурге, где издавал журн. “Вечера” (участники кружка: И. Ф. Богданович, Д. И. Фонвизин, А. А. Ржевский и др.). В 80-х гг. 18 в. Г. Р. Державин создает лит. кружок с участием Н. А. Львова, В. В. Капниста, И. И. Хемницера; затем к ним примкнули A.C. Шишков, Д. И. Хвостов, A.A. Шаховской, П. А. Ширинский-Шихматов — активные члены будущей “Беседы любителей русского слова”· (1811— 1816), в к-рую входили также И. А. Крылов и Н.И. Гнедич.
В 1801 молодые друзья и почитатели А. Н. Радищева И. М. Борн и В. В. Попугаев положили начало лит. объединению “Дружеское общество любителей изящного”, к-рое позже получило назв. Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. В те же годы (1797—1801) существовало предромантич. Дружеское лит. об-во (Анд. И. Тургенев, В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков). Лит. борьба нач. 19 в. обострилась в связи с деятельностью “Беседы любителей русского слова”. Борьбу против “Беседы” возглавил лит. кружок “Арзамас”· (1815— 1818), отстаивавший необходимость обновления языка и лит. жанров, связь лит-ры с действительностью. Среди его членов — В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, В. Л. Пушкин, Д. В. Давыдов, А. Ф. Воейков и др.
Как бы лит. отделениями политич. орг-ций будущих декабристов, в частности “Союза благоденствия”, явились “Зеленая лампа”· (1819—20; члены — Я. Н. Толстой, А. Д. Улыбышев, А. С. Пушкин и др.) и Вольное обш/ество любителей российской словесности (1816—25; в числе членов — Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер). Заметную роль в лит. жизни сер. 1820-х гг. играли кружок С. Е. Раича при Моск. университет, пансионе (Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов, Д. П. Ознобишин и др.) и Общество любомудрия, а во 2-й пол. 20-х гг. салон 3. А. Волконской, в 20—30-х гг — салон Карамзиных, в 30—40-х — Е. П. Ростопчиной и др.
Среди студенч. кружков 30-х гг., оказавших влияние на развитие рус. лит-ры, выделялись кружок Н. В. Станкевича в Моск. ун-те (1831—32), его же кружок 1833—37 с участием В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, И. П. Клюшникова, В. И. Красова и др. и кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева. В условиях 40-х гг. разгорается борьба между Белинским, Герценом и их единомышленниками, с одной стороны, и славянофилами — с другой. Сторонники славянофильства (А. С. Хомяков, бр. И. В. и П. В. Киреевские, бр. И. С. и К. С. Аксаковы, Н. М. Языков, Ю. Ф. Самарин, С. П. Шевырев и др.) объединяются сначала вокруг журн. ^Москвитянина, затем — журн.
•“Русская беседа”: К передовым кружкам относится кружок петрашевцев, куда входили мн. писатели (Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков, А. Н. Плещеев, В. Н. Майков, С. Ф. Дуров и др.). В 50—60-х гг., в период обществ, подъема, многочисл. лит. и политич. кружки возникают в гимназиях, духовных семинариях, в ин-тах и др. уч. заведениях (напр., кружок H.A. Добролюбова в Гл. пед. ин-те в Петербурге, 1853—57). Деятельность этих кружков вскоре сомкнулась с работой революц. подполья (“Земля и воля”, народнич. орг-ции и Проч.). Лит. кружки и салоны были и в провинции (в Казани, Харькове, Калуге, Ярославле, Н. Новгороде, Риге).
Новый подъем в создании лит. кружков и салонов начинается в кон. 19— нач. 20 вв. (к концу 19 в. относится, напр., кружок К. К. Случевского и Я. П. Полонского). Символисты, акмеисты, футуристы, имажинисты составляют лит. группы, имевшие свои органы печати (см. статьи о соответств. лит. направлениях). Замкнутый групповой характер носили лит. собрания у 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковского, а также “Среды” Вяч. Иванова, “Цех поэтов” Н. С. Гумилева и др.
Реалистич. традиции отстаивали в это время писатели, собиравшиеся на “Средах* П. Д. Телешова (кон. 90-х гг.— 1916); писатели, объединенные М. Горьким вокруг изд-ва и сб-ков ^Знание” (1904—13), посещавшие “Никитинские субботники” Е. Ф. Никитиной. Задолго до Октября начали создаваться кружки писателей и поэтов из рабочей и крест, среды, напр. Суриковский литературно-музыкальный кружок. После Революции 1905—07 Л. к. были часто связаны с болыпевист. подпольными группами.
Л. к. получили широкое распространение после Окт. революции. Они возникали при орг-циях Пролеткультов, на фабриках и заводах, при журналах и газетах, активно способствуя становлению сов. лит-ры. Л. к. продолжают оставаться распространенной формой массового лит. движения; в них формируются лит эстетич. взгляды, изучаются особенности лит. процесса, обсуждаются произв. кружковцев. Нек-рые Л. к. существуют неск. десятилетий (напр., при Моск. автозаводе им. Лихачева, заводе Ростсельмаш и др.); из них вышло немало профессиональных писателей. См. также Литературный быт.
Φ Α ρ ξ н с о н?., Ρ ε и с е? С., Лит. кружки и салоны, Л., 1929. Д. Л. Брудный.
“ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ”, серия книг, в к-рой публикуются выдающиеся произв. мировой лит-ры. Издается по инициативе акад. С. И. Вавилова и акад. В. П. Волгина с 1948 изд-вом АН СССР (с 1964 — изд-во “Наука”); пред. редколлегии — акад. Д. С. Лихачев (с 1970). Книги содержат выверенные по рукописным и печатным источникам тексты, снабженные комментариями, а иногда и сводом рукописных редакций, авторских конспектов и т. п. Иностр. произв., как правило, даются в новых переводах. Статьи, помещенные в приложениях, освещают творч. историю произв., его место и значение в творчестве писателя и лит-ры в целом.
• Лит. памятники. Справочник, сост. Д. В. Ознобишин, М 1978.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ, см. Премии литературные.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ, см. Литературные кружки.
13 ЛЭС
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ И ВЛИЯНИЯ, одна из гл. особенностей литературного процесса, заключающаяся в постоянном взаимодействии лит-р, в усвоении (и преодолении) одной лит-рой худож. опыта другой. Различают: лит-ру, оказывающую влияние, воспринимающую влияние и т. н. посредника — hammetteuer (термин введен франц. школой компаративизма). Роль посредника могут играть целые лит-ры (напр., посредником в связях рус. лит-ры с зарубежными длит. время были французская, позднее — нем. и англ. лит-ры), лит. кружки, отд. писатели, театр, коллективы и т. д. От лит. связей следует отличать историко-типологич. аналогии или схождения, возникающие при отсутствии или миним. количестве непосредств. контактов между лит-рами. Таковы аналогии в развитии древнего эпоса, ранних форм лирики и т. д.
Закономерность прохождения нац. лит-р через сходные стадии определяет характер и направление лит. связей. Для европ. лит-р такими более или менее отчетливо выявленными стадиями были Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. Обычно лит-ра, достигшая более высокой стадии развития, оказывает определяющее воздействие на др. лит-ры. Таково влияние итал. Возрождения 15—16 вв., франц. классицизма 17 в., англ. и франц. Просвещения 18 в., нем., а затем англ. и франц. романтизма нач. 19 в., англ. и франц. реализма сер. 19 в. на лит-ры разных стран. С кон. 19 в. началось мощное воздействие на мировую культуру рус. критич. реализма, дополненное позднее, в нач. 20 в., воздействием социалистич. лит-ры. Однако процесс лит. взаимосвязей очень сложен: возможны и встречные тенденции, когда худож. формы и стили, относящиеся к более ранним стадиям развития, оказывают воздействие на последующие. Таково обращение романтиков 18— нач. 19 вв. к фольклору; романтиков и реалистов — к У. Шекспиру; самый яркий пример — творч. переосмысление традиций античности на протяжении всей истории европ. культуры. (Воздействием антич. наследия, а также христ. мифологизма в значит, мере обусловлена общность идей, тем, мотивов и сюжетов европ. лит-р — исследования Р. Курциуса и Э. Ауэрбаха.). При этом роль “восприемника” далеко не пассивная: как правило, восприятие влияния диктуется внутр. потребностями данной лит-ры, ее “встречными течениями” (Александр Н. Веселовский) и особенностями эволюции. Взаимодействие влияния со “встречными течениями” приводит к творч. переработке опыта других лит-р и вместе с тем — к борьбе с внешним подражательством, к пробуждению самобытных творч. сил нации, обострению интереса к нар. основам иск-ва.
|