Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 94 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 94 страница






 

между драматизмом, лиризмом и эпич. повествовательностью. Чехов-драматург (пьесы “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” и др.) создает новую структуру драматич. действия, способную включить в себя любые проявления жизни, образуемую не событиями и не борьбой действующих лиц, а развитием ключевых тем, лейтмотивов, настроений, “подводным течением”, постоянным переплетением иронии и лирич. символики.

 

Энергия этих тенденций порождается особой “антидогматичностью” чеховского образного мышления, стремлением к максимально непредвзятому воспроизведению жизни. В худож. мире Чехова исчезает традиц. для рус. классики оценочная иерархия, система общезначимых ценностей, с к-рой соотносились все персонажи. Объяснение и оценка становятся бесконечно подвижными, открывающими все новые смысловые грани. В то же время здесь нет худож. релятивизма, ничему не позволяющего верить, исключающего серьезное отношение к чему бы то ни было. Многосложность и многозначность образов служат исторически необходимой перестройке обществ, самосознания. Открывая внутр. несостоятельность всех доступных и возможных в тогдашней России форм жизни, жизненного поведения, обществ, деятельности, Чехов отошел от традиции, требовавшей прямого выражения позитивной “нормы” человеческих отношений и предполагавшей точное знание такой “нормы”. Но в его творчестве сложилась новая форма поэзии предчувствий и порывов к будущему — “подводное течение”, не раз обнаруживавшее в дальнейшем свою плодотворность. Худож. открытия Чехова давали рус. реализму новую жизнь, убедительно подтверждая его способность к бесконечному взаимодействию с обществ.-историч. реальностью и заложенную в самой его природе возможность безграничного развития, в. м. Маркович.

 

Литература конца 19 — нач. 20 вв. Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями рус. обществ, жизни конца века и существенно воздействовали на ход лит. процесса. Становление лит-ры, отражающей особенности третьего, пролетарского этапа освободит, движения, проходило на фоне острой эстетич. борьбы множества идейно-худож. течений, предопределенного многообразием обществ, сил, выступивших против самодержавия, и в напряженных исканиях крупных художников. В основе идейно-эстетич. платформы каждого течения лежало отношение к революции, ее целям и движущим силам.

 

В эпоху обществ, подъема 1890 — нач. 1900-х гг. новые качества приобретает критич. реализм, по-новому ставящий тему личности и среды, иск-ва и жизни: в судьбах человека усматривалось отражение судеб общества, на личность возлагалась все большая ответственность за его будущее, усиливалось активное эмоционально-оценочное отношение автора к действительности. Нравств. камертоном в рус. лит-ре оставалось творчество Л. Н. Толстого, сочетавшее эпич. объективность повествования с глубиной личностного начала, откровенной субъективностью автор ской оценки. В творчестве художников-реалистов пути историч. развития страны, общества обосновывались в категориях общедемократич. мышления (Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, а также И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, Е. Н. Чириков, С. И. Гусев-Оренбургский, Скиталец и др.). В творчестве ряда писателей-восьмидесятников идеи революц. демократов подменялись “теорией малых дел”, выявлялись натуралистич. (см. Натурализм) тенденции (Боборыкин, Потапенко, отчасти Эртель и др.). Важнейшей вехой в развитии лит-ры явилась Революция 1905—07 Но уже в 1900-е гг- осн. пафосом всей лит-ры стало ощущение

 

РУСС

 

==353

 

обновляющейся России. Углубляется социальная критика в творчестве Чехова — особенно в пьесах, предельно обнажающих драматизм повседневности, отличающихся романным проникновением в человеч. жизнь; все более напряженно звучит в его произв. мотив ожидания будущего. Новые черты проявляются в эстетике и художеств, творчестве Короленко: приметы героического он усматривает теперь в самой действительности, резкий критицизм сочетается с представлением, что “жизнь в самых темных своих проявлениях... есть дело глубоко осмысленное и святое”, с точным ощущением пробуждения народного сознания (“Река играет”, “Без языка” и др.). Мысль о “распрямлении” в революции трудового человека — в центре произв. писателей, группировавшихся вокруг “Среды”, “Знания” (“Начало конца” Н. Д. Телешова, “Гражданин Уклейкин” И. С. Шмелева, рассказы А. С. Серафимовича и др.). 1900-е гг. стали временем формирования в новой, социалистич. лит-ре метода социалистического реализма. Теоретич. обоснованием принципов и историч. закономерности возникновения лит-ры социалистич. реализма явилась работа В. И. Ленина “Партийная организация и партийная литература” (1905). M. Горький, реализовавший в своем раннем творчестве мысль о человеке — деятеле, борце, герое (“Песнь о Соколе”, “Песнь о Буревестнике”, “Старуха Изергиль”) и осмысливший действительность с позиций утверждающего свое место в истории пролетариата (“Фома Гордеев”, “Трое”, “Мещане”, “На дне”), создал первые классич. образцы лит-ры социалистич. реализма — роман “Мать” и пьесу “Враги”.

 

В эпоху Революции 1905—07 происходило решительное размежевание идейно-худож. течений, вскрывались противоречия в каждом течении и в творчестве каждого писателя. Когда выявились социалистич. устремления пролет, борьбы, началось расслоение и в среде “знаньевцев”. Обострились идейные расхождения с М. Горьким Л. Н. Андреева, к-рый все дальше уходил от социальной проблематики в сферу индивид, бытия человека, худож. абстракций, “вечных” тем; в его творчестве, а вслед за ним — у Чирикова, Д. Я. Айзмана, С. С. Юшкевича выявились черты экспрессионизма. Революция усилила социально-критич. тенденции в творчестве Куприна (пов. “Поединок”, рассказы “Штабс-капитан Рыбников”, “Гамбринус”), но он оставался тем не менее лишь на общедемократич. антибурж. позициях (“Гранатовый браслет”, очерки “Листригоны”, повесть “Яма”).

 

Наряду с реализмом в рус. иск-ве конца века возникает идейно-худож. направление, программно отказавшееся от традиций рус. освободит, движения, филос. материализма, реалистич. эстетики,— декадентство. В рамках этого направления складывается определ. тип сознания, отношения к миру и человеку, отразивший духовный кризис бурж. общества. В основе декадентского направления лежали агностицизм и релятивизм, представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Единств, критерием познания признавался внутр. духовный опыт. Первым и наиболее значит, течением в лит-ре этого направления явился символизм. В творчестве символистов восприятие мира художником становилось объектом и содержанием иск-ва. Творч. акт понимался как интуитивное проявление личности художника. Субъективное начало приобретало абсолютное значение (поэзия раннего В. Я. Брюсова, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Д. Бальмонта), одной из стилевых форм выражения худож. сознания большинства символистов был импрессионизм.

 

==354 РУСС

 

В эпоху революции начался кризис символизма, в к-ром формируется новое течение — младосимволизм, противопоставившее декадентской замкнутости на собственном я, эстетизму и политич. индиферентизму — интерес к нац. истории, культуре, актуальным проблемам современности. В целом в философии и эстетич. взглядах “младших” символистов происходил сдвиг от субъективно-идеалистич. миропонимания к объективно-идеалистич. концепции мира. Однако стремясь преодолеть крайний индивидуализм и субъективизм “старших”, младосимволисты видели объект иск-ва все же не в самой действительности, а в выявлении ее потусторонней сущности. Худож. метод их определялся резко выраженным дуализмом, противопоставлением мира действительности и мира идей, рационального и интуитивного познания. Обращаясь к социальной реальности со всеми ее противоречиями, они мистифицировали ее, подменяли понятие социальной революции понятием революции “в духе”. Значит. влияние на формирование социальных, филос. и эстетич. взглядов младосимволистов (А. А. Блока, А. Белого, Вяч. И. Иванова и др.) оказала философия и поэзия В. С. Соловьева. Они восприняли у него идею эсхатологии, мысль о божественном единстве Вселенной (“душа” к-рой представлялась Соловьеву в образе “вечной женственности”), мотивы общей катастрофичности бытия, идею теургического преображения действительности. Эта идейная проблематика определяла и характер поэтич. образности первых книг Блока и А. Белого.

 

Историч. события вносили поправки как в эстетич. программы символистов, так и — главным образом — в их худож. практику. В годы революции, ставшей для поэта и “нечаянной радостью”, и стихией разрушения, отчаянием и надеждой, складывалось трагич. мироощущение Блока. В его творчестве все сильнее звучит тема обществ, ответственности художника за будущее страны и народа (циклы “Возмездие”, “На поле Куликовом”, “Родина”). Подлинной болью за судьбу России отмечена книга стихов А. Белого “Пепел”. В эти же годы попыткой выхода к историч. и социально-нравств. проблематике осложняются психологич. рефлексии лирич. героя поэзии И. Ф. Анненского.

 

В условиях революц. подъема, столкнувшись с возглавляемым М. Горьким широким фронтом реалистич. лит-ры, символизм обнаружил несостоятельность своих претензий овладеть худож. сознанием эпохи. Поражение революции отразилось в лит-ре активизацией всех антиреалистич. течений. Началом наступления реакции в. области идеологии стал выход сб-ков “Очерки по философии марксизма” (1908) и “Вехи” (1909). В. И. Ленин и критики-марксисты повели решительную борьбу с либеральным ренегатством в политике и идеологии, с попытками ревизии марксизма, “литературным распадом” (см. ст. Ленин В. И. и ст. “Литературный распад”). “Веховские” настроения отразились в декадентской лит-ре того времени, в к-рой, по словам В. В. Воровского, происходила своеобразная “ликвидация революции”: ее искаженное изображение сочеталось с картинами нравств. и духовных извращений, утверждением бессмысленности всякого стремления к социальному преобразованию жизни (“Творимая легенда” Ф. Сологуба, “Чертова кукла” Гиппиус, публицистика Мережковского). В “неонатуралистич.” прозе М. П. Арцыбашева, В. Ропшина и др. внешний антимещанский критицизм опирался на апологию “освобождения” человека от всех норм обществ. бытия.

 

В то же время в годы реакции продолжает развиваться прогрес. демократич. лит-ра. М. Горький пишет повесть “Лето” — произв. о деревне, разбуженной первой рус. революцией, о ее новых людях. Вслед за М. Горьким этой теме посвящают свое творчество писатели — выходцы из крестьян: С. П. Подъячев, И. Е. Вольнов и др. В годы нового революц. подъема

 

возникает массовое лит. движение рабочих и крестьян, к-рое организуют болыпевйст. органы “Звезда” и “Правда” (см. “Звезды” и “Правды” поэты). Пролет, поэты (Д. Бедный и др.) много сделали для эстетич. самоопределения социалистич. лит-ры. Говоря об отношениях лит-ры и действительности, они выдвинули идеал литератора нового типа, к-рый целиком отдает свой талант служению нар. делу, победе революции. Такая эстетич. установка объясняла ту романтич. окрашенность, к-рая так ярко проявилась в общей реалистич. тенденции пролет, поэзии.

 

1910-е гг. явились новым этапом в творчестве М. Горького и писателей критич. направления. М. Горький обратился к прошлому, как бы оценивая пути развития настоящего (произв. “окуровского цикла”), изображению становления эстетич., этич. и социальных идеалов человека из народа (“Детство”, “В людях”). Он создает три идейно связанных между собою цикла —“Сказки об Италии”, “Русские сказки”, “По Руси”, к-рые демонстрируют стилевое многообразие горьковского социалистич. реализма. Продолжает развиваться критич. реализм Бунина. Вслед за бескомпромиссным до жестокости показом рус. деревни, нар. характера (пов. “Деревня”), летописью умирания помещичьих усадеб (пов. “Суходол”) писатель обращается к социально-филос. проблематике (рассказы “Господин из Сан-Франциско”, “Братья”). Заявляет о себе и новое поколение писателей-реалистов: А. Н. Толстой (цикл “Заволжье”, роман “Хромой барин”), М; М. Пришвин, К. А. Тренев, В. Я. Шишков, А. П. Чапыгин, С. Н. Сергеев-Ценский и др. Творчество их, отличаясь гуманистич. настроенностью, верой в человека, в созидат. силы народа, противостояло лит-ре упадка. Не поднимаясь до конкретно-историч. понимания путей развития рус. социальной действительности, они чутко ощущали кризисный характер эпохи. Попыткой осмыслить и трансформировать традиции классич. рус. лит-ры в модернистскую систему отмечены романы Ф. Соло1 губа “Мелкий бес”, в образе главного героя к-рого персонифицирована эпоха глухой реакции 1880-х гг., и А. Белого “Петербург”, воплотившего историософские концепции писателя, его гротескное представление о российской государственности, о революц.? движении. На периферии противостоящих реализму течений развивалось; творчество А. М. Ремизова, Б. К. Зайцева. Настроения мелкобуржуазной интеллигенции предреволюц. десятилетия отразили сатира и юмористика, заметным явлением к-рых стали журналы “Сатирикона и “Новый сатирикон” (Саша Черный, А. Т. Аверченко, Н. Тэффи и др.). В поэзии на смену переживавшему кризис символизму пришли новые поэтич. течения: акмеизм и футуризм. Акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А. Кузмин и др.) объявили своей задачей реформировать поэтику символизма. При этом в области теории они оставались на почве филос. идеализма, а обществ, их программа сводилась к безусловному принятию существующего миропорядка во всей его совокупности “красот и безобразий” (Городецкий). По словам Блока, “настоящим исключением” среди акмеистов была Ахматова, к-рая как поэт пошла самостоят, путем открытого ею нового худож. реализма, обогатила поэзию достижениями рус. психологич. романа. В 1910-е гг. неск. группами заявляет о себе футуризм (эгофутуристы во главе с И. Северяниным, “Мезонин поэзии”, “Центрифуга”). Самой активной из них была группа кубофутуристов, или “будетлян” (Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, В. В. Каменский, Е. Г. Гуро, В. В. Маяковский). Вопрос об отношениях иск-ва и действительности футуристами решался в конечном счете так же, как и художниками др. декадентских течений. Декларировалась полная свобода иск-ва от содержания и идейности, культ неких “первооснов” жизни и “первооснов” слова. Заявленная “революция

 

23*

 

в иск-ве” приобретала характер нигилистич. отрицания культуры, реализма. К кубофутуристам формально принадлежал Маяковский. Но в сложной лит.-эстетич. борьбе своего времени он занял особую позицию, эволюционирующую к подлинно демократии. иск-ву, пронизанному чувством революц. ломки мира, гуманизмом, гражданственностью (поэмы “Облако в штанах”, “Человек”, “Война и мир”). В истории рус. поэзии 1910-х гг. значит, место заняло течение, представленное группой поэтов—выходцев из крестьян (С. А. Есенин, показавший и в ранних стихах “неизреченную” красоту крестьянской Руси, Н. А. Клюев, С. А. Клычков, П. В. Орешин). Лейтмотивом их творчества стала жизнь рус. деревни, родной природы. Вне течений формировалось творчество М. И. Цветаевой с его нравств. максимализмом, трагедийным напряжением чувств, В. Ф. Ходасевича, М. А. Волошина.

 

В борьбе идейно-худож. течений, эстетич. концепций в нач. 20 в. зарождались элементы сов. лит-ры. л.г. Соколов.

 

Русская советская литература как лит-ра социалистического реализма представляет собой принципиально новый этап в развитии мировой лит-ры. Она унаследовала все лучшее, передовое, что было создано в области духовной культуры рус. народом, др. народами СССР, всем человечеством. Сов. лит-ра творчески развивает традиции рус. классики и нар. творчества: реализм, народность, патриотизм, гуманизм. Проникнутая оптимизмом и жизнеутверждающими коммунистич. идеями, она воспитывает в сов. человеке качества строителя нового мира. Гл. линия в развитии сов. лит-ры — это “укрепление связи с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение социалистической действительности, вдохновенное и яркое раскрытие нового, передового и страстное обличение всего, что мешает движению общества вперед” (из новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом КПСС). Сов. лит-ра сочетает смелое новаторство в правдивом худож. воспроизведении жизни с использованием всех прогрес. традиций отечеств, и мировой культуры. Ей присуще многообразие реалистич. форм, стилей и жанров.

 

Вопрос о периодизации сов. рус. лит-ры дискуссионен. Наряду с традиц, периодизацией (лит-ра Окт. революции и Гражд. войны, 20-х гг., 30-х гг., Великой Отечеств, войны, послевоенная 1946 —нач. 50-х гг. и современная — с сер. 50-х гг.) все чаще предлагается выделение двух осн. периодов: от победы Октября до полной и окончательной победы социализма и современный этап. Нек-рые исследователи подразделяют второй этап на 50—60-е и 70—80-е гг., выделяют частные периоды и в лит-ре 1917 — нач. 50-х гг.

 

Общим для всей эпохи от Октября до построения основ социалистич. общества является идейная консолидация писателей на платформе Сов. власти, освоение новых тем, постепенное создание нового эстетич. идеала — человека-творца и революц. преобразователя жизни, переход большинства писателей на позиции социалистич. реализма и торжество принципов социалистич. реализма в выдающихся произв. рус. лит-ры, заложивших традиции новой, социалистич. лит-ры.

 

Отношение к Окт. революции определило резкое размежевание литераторов. Восторженно встретили Октябрь Маяковский, Д. Бедный, Серафимович и др. Огромную работу по строительству социалистич. культуры взял на себя М. Горький. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, Тренев,, Шишков, Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Андреев, Бунин и др. Нек-рые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в нач. 20-х гг.— А. Толстой, в 30-е гг.— Куприн, Цветаева.

 

РУСС

 

==355

 

Художеств, летопись революции открывается преим. поэзией, выдержанной в осн. в предельно обобщенном героико-символич. стиле. Поэма Блока “Двенадцать” явилась естеств. завершением классич. рус. поэзии и первым достижением молодой сов. лит-ры; в емких и многозначных образах поэмы Блок запечатлел великий революц. перелом, “державный шаг” восставшего народа, разрушающего старый мир. Д. Бедный написал стихотворную повесть “Про землю, про волю, про рабочую долю”, в поэме “Главная улица” создал гиперболич. обобщенный образ революц. масс, впервые в художеств, форме сказал о междунар. значении Октября. Одой революции и беспощадным разоблачением старого мира была первая сов. пьеса “Мистерия-буфф” Маяковского.

 

Острая классовая борьба, революц. ломка обществ. отношений ярко отразились на лит. процессе первых послереволюц. лет и 20-х гг., в к-ром драматически сталкивались в идейно-художеств. борьбе многочисл. лит. течения и группы. Сов. лит-ра укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологии, правоты.

 

Накануне Окт. революции был организован Пролеткульт, целью к-рого провозглашалась культ.-просвет. работа в среде пролетариата. После победы революции орг-ция фактически объединила талантливых представителей рабочего класса,крестьянства и части интеллигенции, стремившихся к худож. творчеству и созданию новой, пролет, культуры, облегчила им путь в лит-ру. Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролет, культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и гос-ву. Разрыв с культурными традициями отличает также эстетич. программы др. авангардистских течений того времени (футуризм, конструктивизм и др.).

 

Важную роль в истории идеологич. жизни общества сыграло письмо ЦК РКП(б) “О Пролеткультах” (1920), вскрывшее эти ошибки (см. Постановления коммунистической партии по вопросам советской литературы). Идейно-эстетич. ориентирами, имеющими * принципиальное значение для всего иск-ва, были выступления В. И. Ленина против пролеткультовских взглядов, его высокая оценка творчества М. Горького, неприятие формалистич. тенденций в поэме Маяковского “150 000 ООО” и положит, отзыв о стихотворении “Прозаседавшиеся”, указания на сильные и слабые стороны таланта Д. Бедного.

 

Лит-ра периода Гражд, войны наследовала революц. пафос поэзии Октября. Типологически новым явлением в истории мировой лирики стала поэзия Маяковского. Былинный размах революц. событий передан в поэмах Хлебникова. Поэты В. Д. Александровский, Гастев, М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов воспевали Пролетария в условно-гиперболич. образах. Суровая патетика революц. подвига передана в романтич. стихах и балладах Н. С. Тихонова. Простотой, естественностью интонации отличались стихи о труде В. В. Казина.

 

В периодич. фронтовой печати работали Д. А. Фурманов, Б. А. Лавренев, Л. М. Леонов, К. А. Федин, А. С. Неверов. В условиях становления нового гос-ва, нового сознания формировались идейно-эстетич. принципы сов. иск-ва, накапливался материал для будущих произведений. Начиная с 1921 открываются “толстые” лит.-худож. журналы: “Красная новь”, “Печать и революция”, “Сибирские огни”, “Молодая гвардия”, -“Новый мир”, “Октябрь” и др.

 

Переход от Гражд. войны к мирной жизни, нэп, сложные вопросы социалистич. строительства ставили перед лит-рой новые проблемы” Романтизированное изображение стихии революции сочетается с попытками реалистически показать ее созидательное

 

==356 РУСС

 

начало, художественно осмыслить роль партии, с конкретным анализом классовой борьбы (“Два мира” В. Я. Зазубрина, “Партизанские повести” Вс. В. Иванова, “Перегной” Л. Н. Сейфуллиной, “Падение Дайра” А. Г. Малышкина, “Ветер” Лавренева, “Барсуки” Леонова). Преодолевается абстрактно-схематич. изображение революции и ее героев, натуралистич. излишества и формальное экспериментаторство, присущие романам Б. А. Пильняка (“Голый год”) и Артема Веселого (“Реки огненные”).

 

Большое значение для развития сов. лит-ры имел роман Серафимовича “Железный поток” — одно из первых классич. произведений лит-ры социалистич. реализма. В центре романа — обобщенный образ народных масс, пришедших к новому, социалистич. сознанию через муки и страдания беспримерной борьбы, показанной писателем в романтически приподнятом ключе. В жанре документально-психологич. повествования создал Фурманов в романе “Чапаев” образ легендарного комдива, в к-ром были персонифицированы типич. черты народа, разбуженного революцией к новой жизни, к творчеству. В этих произв. впервые обрели художеств, конкретность, жизненную достоверность образы большевиков-организаторов. Диалектика взаимоотношений руководителя и нар. масс, личности и общества нашла психологически глубокое воплощение в романе А. А. Фадеева “Разгром”. Особую важность для поисков героя нового типа имело создание образа В. И. Ленина (очерк М. Горького “В. И. Ленин”, поэма “Владимир Ильич Ленин” и ряд стих. Маяковского).

 

Завершающая часть автобиографич. трилогии М. Горького “Мои университеты”, рассказывающая о формировании революц. сознания человека, роман “Дело Артамоновых”, кн. “Воспоминания. Рассказы. Заметки” стали для сов. лит-ры образцом глубокого социально-филос. анализа действительности, историзма худож. мышления, открыли пути к решению сложных проблем социалистич. гуманизма. Нравств. коллизии, рожденные острой классовой борьбой, в т. ч. проблемы верности революц. долгу, получают различное воплощение в повестях Ю. Н. Либединского “Неделя”, Лавренева “Сорок первый”, в романах “Города и годы” и “Братья” Федина, “По ту сторону” В. Кина, в кн. М. А. Шолохова “Донские рассказы”, “Конармии” И. Э. Бабеля. Гл. тема творчества Неверова — человек в жестоких испытаниях разрухи, голода, Гражд. войны (повесть “Ташкент — город хлебный”). В романтико-фантастич. повести “Алые паруса” А. С. Грин показал торжество человеч. мечты о счастье.

 

Во 2-й пол. 20-х' гг. интенсивно развивается новеллистика (А. Толстой, Вс. Иванов, Федин, Леонов и др.). Рассказами и повестями заявили о себе И. И. Катаев, А. П. Платонов. Появляются первые крупномасштабные произв., стремящиеся запечатлеть рождение нового человека и новой нравственности в процессе сознательного творч. труда (“Цемент” Ф. В. Гладкова, “Доменная печь” Н. Н. Ляшко, “Лесозавод” А. А. Караваевой). Зарождаются большие эпич. произведения, ставшие классикой сов. лит-ры (“Жизнь Клима Самгина” Горького, “Хождение по мукам” А. Толстого, “Тихий Дон” Шолохова, “Последний из удэге” Фадеева). Одновременно писатели овладевали мастерством изображения внутр. мира человека, поставленного в сложную ситуацию нэпа. В романе “Вор” Леонов развернул перед читателем психологич. драму перерождения бывшего участника Гражд. войны в общественного отщепенца. Высокий мир революц. дел и идей сталкивался с обывательским нэповским мирком в повести А. Толстого “Гадюка”. В гротескно-иронич. романе Ю. К. Олеши “Зависть” решалась проблема соотношения материального и духовного начал в социалистич. обществе.

 

Пережитки капитализма в сознании людей — характерные мишени сатиры 20-х гг., наиболее значит. достижения к-рой связаны с именами Маяковского (пьесы “Клоп”, “Баня”, стихи), М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. И. Безыменского.

 

В поэзии 2-й пол. 20-х гг. выделяются поэмы, осмысляющие социально-историч. значение революции: лирико-эпич. поэма Маяковского “Хорошо!”, заявившая о рождении нового лирич. героя — творца и хозяина жизни; поэмы Есенина (“Баллада о двадцати шести”, “Анна Снегина”), Э. Г. Багрицкого (“Дума про Опанаса”), Асеева (“Семен Проскаков”), Б. Л. Пастернака (“Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”), И. Л. Сельвинского (“Улялаевщина”), Страстная ораторская интонация поэзии Маяковского, народнопоэтическая образность и драматизм лирики Есенина, стремящегося “постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь” (сб. “Русь советская”), ассоциативно-сложный строй стихов О. Э. Мандельштама (“Вторая книга”), экспрессивность “Столбцов” Н. А. Заболоцкого, героическая романтика и добрая ирония поэзии М. А. Светлова, экспериментаторство С. И. Кирсанова, комсомольский задор стихов и песен Безыменского, А. А. Жарова, И. П. Уткина — таков диапазон стилевых течений сов. поэзии этого периода.

 

Расширяет тематику и художеств, арсенал драматургия, воспроизводя общественно-нравств. конфликты как революц. лет (“Шторм” В. Н. Билль-Белоцерковского, “Любовь Яровая” Тренева, “Разлом” Лавренева, “Дни Турбиных” и “Бег” Булгакова), так и совр. жизни (“Человек с портфелем” А. М. Файко, “Рельсы гудят” В. М. Киршона).

 

Сложность классовой борьбы в переходный период отражалась в лит.-эстетич. борьбе: сталкивались реалистич. и модернистские тенденции, спорили разл. лит. орг-ции и группировки. Массовой лит. орг-цией была Росс. ассоциация пролет, писателей (РАПП; см. АПП). В первые годы своей деятельности она играла положит, роль, объединяя большинство пролет, писателей и борясь за классовость и партийность искусства. РАПП ”несла определ. вклад в теоретич. разработку проблемы взаимосвязи иск-ва с мировоззрением, в изучение лит. метода, в борьбу с проявлениями бурж. идеологии в лит-ре. Но к кон. 20-х — нач. 30-х гг. в ее работе усиливаются вульгарно-социологич. тенденции. РАПП стала тормозом в развитии сов. лит-ры. Противоречивостью отличались программы др. группировок. -“Перевал)·, во многом плодотворно исследуя проблему худож. образа, в то же время преувеличил роль интуитивного и подсознательного начал в творчестве. ЛЕФ и ЛЦК (см. ^Конструктивисты”), разрабатывая проблему “социального заказа”, теорию лит-ры как иск-ва слова, недооценивали идеологич. значение лит-ры, впадали в формализм. Творч. практика лучших писателей — представителей всех этих орг-ций, вбирая в себя верные стороны их теоретич. платформ, как правило, выходила за рамки сектантских требований.

 

Резолюция ЦК РКП(б) “О политике партии в области худож. литературы” (1925) подчеркивала, что в классовом обществе нет и не может быть нейтрального иск-ва, осуждала кастовую замкнутость нек-рых лит. группировок, призывала создать высокохудож. передовую лит-ру, свободную от бурж. влияния. ЦК партии, решительно предостерегая пролет, писателей как от капитулянтства перед бурж. идеологией, так и от “комчванства”, попыток монополизировать лит.-издат. дело, высказывался за “...величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним” (“О партийной и советской печати”. Сб. документов, 1954, с. 346). Резолюция подготавливала почву для дальнейшей консолидации творч. сил на базе партийности и принципов социалистич. иск-ва. Весьма существенной была и та конкретная помощь, к-рую постоянно оказывали лит-ре деятели партии, в первую очередь Луначарский, разрабатывавший эстетич. принципы сов. лит-ры, творч. отношения к классич. наследию и др., горячо поддерживавший псе талантливое в иск-ве.

 

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творч. перспективы. Отличительная черта книг о социалистич. строительстве, о новых путях и судьбах отд. людей и всей страны — эпич. мироощущение, устремленность в будущее, ощущение единства автора, героя и народа.

 

Наступление на патриархальный уклад старой России, пробуждение человека к сознательной деятельности на благо общества (“Соть” Леонова), поэзия планового переустройства жизни страны (“Гидроцентраль” М. С. Шагинян), идея темпа, “решающего все”, невиданное ускорение событий, накал героич. дней (“Время, вперед!” В. П. Катаева), сотворчество человека с природой (“Жень-шень” Пришвина), сила человеч. творч. начала в этом “прекрасном и яростном мире” (рассказы Платонова), сжатая “биография” Сталинградского тракторного завода (“Большой конвейер” Я. Н. Ильина)—таковы гл. темы “трудовой библиотеки” сов. лит-ры нач. 30-х гг. Жизнь деревни в годы коллективизации, первые шаги колхозов отражены в многочисл. произв. этого периода: повесть “Разбег” В. П. Ставского, романы “Лапти” П. И. Замойского, “Ненависть” И. П. Шухова; роман Ф. И. Панферова “Бруски” рисовал духовный рост людей новой деревни.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия