ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 91 страница
Широкое распространение получают занимат. памятники беллетристич. характера, как переводные (“Сербская Александрия”, “Сказания о, Соломоне и Китоврасе”, “Стефанит и Ихнилат” — визант. переделка араб. памятника “Калила и Димнаа·), так и оригинальные (“Повесть о Дракуле”, “Повесть о Басарге”); сюжетное построение этих повестей, отсутствие однозначного истолкования событий сближало их с устными рассказами и нар. сказкой; мало
связанные с традиц. церк. лит-рой, мн. повести 15 в. отражали “бродячие сюжеты”, распространенные в зап. лит-ре позднего средневековья и Возрождения. В 1499 создается первый на рус. яз. свод библейских книг (Геннадиевская библия; составлена в кружке Геннадия Гонзова). Нек-рые явления рус. культуры кон. 15 — нач. 16 вв. сопоставимы с зап.-европ. Ренессансом.
Переход России к абсолютизму сопровождается острой социально-политич. борьбой, что способствовало развитию публицистики, в т. ч. и светской, с отчетливо выраженным индивидуальным авторским началом. Лит-ра 16 в. по преимуществу публицистична; деловые послания и “челобитные” превращаются в злободневные памфлеты и политич. аллегории; оживленному обсуждению подвергаются секуляризационные мероприятия великих князей (“нестяжатели”, последователи Нила Сорского, с одной стороны, и Иосифа Волоцкого, защитника монастырского землевладения,— с другой), положение крестьянства (Максим Грек, Ермолай Прегрешный), внутр. и внеш. политика пр-ва и вопрос о границах царской власти (Максим Грек, И. С. Пересветов, А. М. Курбский, Иван IV); публицистичностью отличаются также историч. памятники 16 в. (“Казанская история”, 1564—66; “История о великом князе Московском”, 1573, Курбского). Возросшее политич. значение России отразилось в церк политич. теории “Москва — третий Рим” (впервые сформулирована старцем Филофеем), утверждавшей преемственность Москвы (в качестве духовного центра всего христ. мира) по отношению к завоеванному турками Константинополю (“второму Риму”); в 1547 великий князь Иван IV принимает царский титул; в 1589 на Руси учреждается патриаршество. Централизацией культуры во многом объясняются обобщающие лит. мероприятия сер. 16 в., регламентировавшие духовную, политич., правовую и повседневно-бытовую жизнь (“Великие Минеи Четьи”; жития рус. святых в связи с их канонизацией на соборах 1547 и 1549; “Лицевой летописный свод” в 10 тт.; “Степенная книга царского родословия”; “Стоглав”, “Дож>сгрой”); во многих из этих мероприятий принимал активное участие митрополит Макарий. В 1550-х гг. в Москве появляются первые печатные книги (первая датиров. книга — “Апостол” Ивана Федорова, 1564; см. Первопечатные книги).
17 в. — переходный период от ср.-век. письменности к лит-ре нового времени. Литература освобождается от д е л о в ы? функций, от связей с обрядом, от ср век. этикета. Жанровая система переживает коренную перестройку; преобразуются традиц. жанры (житие превращается в биографию частного человека — “Повесть об Ульянии Осоргиной”), возникают новые жанры и стили (напр., пародийная “смеховая литература”); усиливается сюжетность, развлекательность, изобразительность, в т. ч. за счет фольклора и переводной лит-ры; расширяется тематич. охват.
Бурные историч. события начала века пробудили всесословную активность как в политич. и социальной борьбе, так и в сфере лит-ры. Возникает стремление, наряду с теологич., провиденциальным объяснением, найти реальные причины историч. событий — по преимуществу в характерах историч. лиц. В соч. писателей, рассказывающих о “смуте” (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, С. И. Шаховской), складывается представление об индивидуальном характере, его противоречивости и изменчивости, мотивируемых как свободой воли человека, так и окружением, влиянием внешних обстоятельств; одновременно в историч. соч. усиливается авторское начало, делается установка на “самовыражение”. В 1-й пол. 17 в. изменяется “география” рус. лит-ры: в Сибири и на Дону слагаются патриотич. произв., посвященные казачеству (Повести об Азове).
Церк. раскол середины века вылился в мощное движение старообрядчества. Оно создало лит-ру демократич. характера; лучший ее памятник, ставший наряду со “Словом о полку Игореве” мировым шедевром,—”Жйгме протопопа Аввакума* (1672—75) —
первое в рус. лит-ре житие-автобиография, проникнутое антиномичностью и трагизмом, сочетающее реальные сцены и фантастику, книжность и просторечие; особым лиризмом отмечена безымянная “Повесть о боярыне Морозовой”. Обострение социальных противоречий (его симптомы: “медный бунт”, Крестьянская война под руководством Разина, “хованщина”), постепенная секуляризация культуры и распространение грамотности содействовали социальному расслоению лит-ры и ее демократизации; возникает “литература посада”. Пробуждается интерес к частной жизни обычного, ничем не выдающегося человека: книжнобеллетристическая нравоучит. “.Повесть о Савве Грудцыне”· раскрывала фаустовскую тему о продаже души дьяволу за мирские блага; в стихотв. “Повести о Горе-Злочастии*, находящейся на стыке книжных и фольклорных традиций, рассказано о бесталанной судьбе безымянного молодца, персонифицированной в образе Горя.
Меняется историч. повествование; в него проникает явный вымысел (ставший осознанным достоянием рус. лит-ры лишь в 17 в.), вводится любовная интрига (“Повесть о Тверском Отроче монастырем, драматичная по ситуации, но по стилю и развязке исполненная “лирического умиротворения”: “на земле мир, в человецех благоволение”). Распространяется “плутовская повесть”; ее лучший образец — “Повесть о Фроле Скобееве”, она построена на контрасте динамичного сюжета и искусной разработки характеров. Появляется “демократическая сатира”, осмеивающая феод. порядки и судопроизводство (“Повесть о Ерше Ершовиче”, “Повесть о Шемякином суде”·); приобретает права лит. гражданства “смеховая литература” (“Повесть о Фоме и Ереме”, “ Калязинская челобитная”, “Сказание о роскошном житии и веселии”)—своеобразный противовес офиц. культуре с ее благочестивой и серьезной “душеполезностью”, аналогичный “святой пародии” европ. средневековья. Широкую популярность приобретают переводные сб-ки поучительного (“Римские деяния”, “Великое зерцало·”) и развлекательного характера (“Истории семи мудрецов”, Фацеции), но особенно рыцарские романы из европ. “народных книжек” (“.Повесть о Бове королевичем, “Повесть о Брунцвике”).
Во 2-й пол. 17 в. усиливается процесс европеизации рус. культуры; многовековое воздействие визант. и юж.-слав. лит-р сменяется влиянием зап.-европ. лит-ры через посредство Украины, Белоруссии и особенно Польши. В России подвизалось тогда много лит. деятелей из укр. и белорус, земель (Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Димитрий Ростовский). Споры о задачах просвещения России вызвали образование двух партий — грекофильской, или “старомосковской” (во главе с Епифанием Славинецким), и “латинствующих”, своего рода “западников” (во главе с Симеоном Полоцким). “Латинствующие” создали в Москве профессиональную писательскую общину. Они перенесли на рус. почву европ. стиль барокко, ставший ведущим стилем моек. придворной культуры в последней трети 17 в. В отличие от барокко Запада, барокко в России по своей историко-лит. роли оказалось близким Ренессансу: оно носило просветит, характер, содействовало освобождению личности от ср.-век. корпоративных связей и процессу секуляризации культуры. Стилю барокко Россия обязана возникновением регулярной силлабич. поэзии (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин) и первого придворного театра (первая постановка 1672; пьесы писали пастор моек. нем. слободы Иоганн Грегори, Симеон Полоцкий, Димитрий Ростовский). Рус. барокко не захватывало всего иск-ва, как на Западе, а являлось лишь одним из его направлений. В процессе усвоения мн. черты европ. барокко были стерты — для рус. барокко характерна идеологич. и эстетич. умеренность и отсутствие трагич. элемента.
РУСС
==341
Историю др.-рус. лит-ры принято завершать 1700. Однако перестройка рус. культуры, связанная с петровскими реформами, не прервала лит. развития. Лит-ра 18 в. была подготовлена всей предшествующей историей др.-рус. лит-ры. К лит. наследию средневековья многократно обращалась классич. лит-ра
18—19 ВВ. Д. М. Буланин.
Литература 18 в. Последняя четв. 17 в. — 1-я четв. 18 в. — переходный период, предшествовавший возникновению новой рус. лит-ры. Начало его ознаменовано активной творч. деятельностью Симеона Полоцкого и Кариона Истомина, оставивших богатое поэтич. наследство, причем стихотв. произв. последнего написаны как силлабич., так и тонич. стихами. В этот период наряду с фольклором продолжала бытовать старинная церк. лит-ра (жития), в рукописных списках и лубочных изданиях (см. Лубочная литература) широко распространялись авантюрные сказки-романы западноевропейского происхождения, в т. ч. повести о Петре Златых-Ключей, о Францыле Венециане и др. Развивались традиц. жанры: церк. проповедь, школьная драма, панегирич. стихи. Обществ, борьба отражалась преим. в публицистике (Феофан Прокопович и др.). Уже в 1-й пол. 18 в. на идеологич. почве, подготовл. реформами Петра I, возникает рус. просветительство (см. Просвещение •а России). Унаследовав положит.. элементы культу рно-политич. программы предшествующей эпохи, оно выступило против идеи “страха” как единств, средства обуздания и приневоливания человека, противопоставив ей понятия гражд. долга и общего блага нации. Осн. темой лит-ры стал конфликт между сознат. выполнением обществ.-этич. долга и эгоистич. потаканием страстям.
Формировался рус. классицизм, отличавшийся от западного особыми идейно-эстетич. свойствами. В высказываниях А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова необходимость лит. реформ представала как идея создания общенац. лит-ры и, шире, распространения “дела Петра” на область культуры. В 30—40-х гг. 18 в. Тредиаковский и Ломоносов разработали новый, силлабо-тонич. стих, более соответствующий акцентной системе рус. языка, что в значит. мере обусловило интенсивное развитие поэтич. культуры в России, расцвет рус. поэзии 19—20 вв. Создание единой нац. лит-ры требовало также выработки строгой жанровой системы и соответствующей ей иерархии лит. стилей. В трактате Тредиаковского “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735), в “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) Ломоносова и “Эпистоле о стихотворстве” (1748) А. П. Сумарокова были определены и охарактеризованы все осн. тогдашние жанры и соответствующие им стилистич. нормы.
Наибольшее значение теория классицизма придавала “высоким” жанрам: эпич. поэме, трагедии и торжеств. оде. Создание рус. оды Ломоносовым и рус. трагедии Сумароковым воспринималось современниками как истинное начало новой Р. л. Ломоносов, реформировав рус. стих, сумел уже. собств. творчеством (начиная с оды “На взятие Хотина”, 1739) показать, какие богатства поэтич. выразительности он в себе таит. Ломоносовская ода в ее наиболее совершенных образцах (“Ода на день восшествия на Всероссийский престол... Елисаветы Петровны”, 1747) — это универсальный жанр, соединивший лирику и публицистику, позволявший высказываться по вопросам большого обществ, значения: комплиментарность стиля и восхваление царствующих особ служили оболочкой позитивной Программы, “уроку царям”. Трагедии Сумарокова (“Хорев”, “Димитрий Самозванец”) и его последователей выдержаны в строгих правилах поэтики классицизма. Однако если на Западе классидистич. трагедия часто строилась на античном материале, то в России она отличалась нац.-историч.
==342 РУСС
тематикой. В форме этич. конфликта (борьба “разума” со “страстью”) рус. классицистич. трагедия выражала политич. самосознание эпохи, приобретая подчас антимонархич., тираноборч. направленность (“Вадим Новгородский” Я. Б. Княжнина). Развиваются и жанры этико-филос. содержания: духовные оды, стихотв. переложения псалмов (Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, позже — Г. Р. Державин), филос.-дидактич. поэма (“Письмо о пользе Стекла” Ломоносова, “Плоды наук” М. М. Хераскова, “Сугубое блаженство” И. Ф. Богдановича).
Лит. процесс в России 18 в. протекал с необыкновенной быстротой и размахом. Уже к середине столетия светская тема, оттеснив церковную, заняла ведущее положение в лит-ре. За неск. десятилетий Р. л. наверстала свое отставание от западной. Лит. явления этой эпохи так сжаты во времени, что новые силлабо-тонич. стихи соседствуют с архаич. виршами, элементы сентименталист, стиля дают о себе знать уже в пору формирования рус. классицизма. В свою очередь, в русле самого классицизма наряду с “высокими”. жанрами развертывается многообразие “средних” и “низких”, уже непосредственно связанных своим содержанием с окружающей социальной действительностью. Стихотв. сатиры Кантемира (“На хулящих учение”, “На зависть и гордость дворян злонравных”, “О воспитании” и др.), распространявшиеся в 30—50-х гг. в многочисл. списках, подготовили появление басни (Сумароков, позже — И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев). Вырабатывается стилистика рус. классицистич. комедии, в к-рой отчетливо прослеживаются два направления: одно разрабатывает преим. нравоучит. проблематику (В. И. Лукин), другое средствами драматургического, в т. ч. нар.-фарсового, комизма осуществляет сатирич. обличение (Сумароков в комедиях 60—90-х гг., Княжнин, А. О. Аблесимов, А. И. Клушин и др.).
60-е гг. 18 в. отмечены появлением в печати рус. повествоват. прозы (Ф. А. Эмин, М. Д. Чулков). В 60— 80-х гг. были изданы переводы гл. произв. антич., а также новейшей зап.-европ. лит-ры; печатались и произв. рус. писателей. 2-я пол. 18 в. — период появления лит. журналистики в России, в к-рой отчетливо проявляются противоборствующие социальноидеологич. тенденции: официальная, представленная в первую очередь журналом Екатерины II ^Всякая всячина”, и оппозиционно-просветительская. Последнюю с особой отчетливостью выражали сатирич. журналы 1769—74, особенно журналы Н. И. Новикова (“Трутень”, ^Живописец” и др.) и Эмина (^Адская почта”·), в к-рых бытовой, социально значимый материал находил воплощение в системе условных комич. типов, социальных масок; осн. прием здесь — комич. саморазоблачение отрицат. персонажей. Позже эта традиция продолжена в журналах И. А. Крылова (“Почта духов” и др.; см. также в ст. Литературные журналы и газеты в России). Исключит, значение для рус. культуры имела деятельность прогрес. издателей — Новикова и др. (см. в ст. Издательства).
Опыт сатирич. поэзии и нравоописат. журнальной прозы синтезировал В. И. Майков в ирои-комической поэме “Елисей, или Раздраженный Вакх”, привнеся в этот классицистич. жанр новый принцип комизма ситуаций и нового героя, к-рый комичен сам по себе, вне связи с пародированием героич. поэмы. В поэму вводятся бытовые детали; “высокий” слог, насыщенный церковнославянизмами, перемежается разг. речью, изобилующей фольклорными элементами. Поэтика стихотв. повести получила развитие в поэме Богдановича “Душенька”. Будучи вольным переложением романа Ж. Лафонтена “Любовь Психеи и Купидона”, “Душенька” также выдержана в форме салонной шутки, однако рус. автор широко вводит мотивы рус. нар. поэзии, пользуется простым, близким к разговорному языком.
В последней трети 18 в. новое развитие получает комедия. В комедиях Д. И. Фонвизина “Бригадир” и особенно “Недоросль” рус. просветит, сатира, перейдя от критики “нравов” к социальному обличению, обрела наибольшую масштабность и худож. силу. “Недоросль”, где созданы исполненные жизненной убедительности, глубоко индивидуализированные и в ряде случаев многоплановые характеры-типы, где прямо назван корень всех бед России — крепостное право, а в речах положит, персонажей изложены осн. идеи рус. просвещения, явился первой “истинно общественной комедией” (Н. В. Гоголь), этапным произведением Р. л. Яркими образцами социальной комедии стали также произв. В. В. Капниста (“Ябеда”), П. А. Плавилыцикова, Крылова. Для трагедии наиболее видных последователей Сумарокова Н. П. Николева, Княжнина, позже — В. А. Озерова характерны усиление интереса к социально-политическим проблемам и “рупорность” речи персонажей, обращенной непосредственно к зрит. залу. В поэзии первой законч. эпопеей и одним из гл. достижений рус. классицизма явилась поэма Хераскова “Россияда”, поев. важному историч. событию —взятию Казани Иваном Грозным и написанная с учетом зап.-европ. опыта (“Генриада” Вольтера). С кон. 70-х гг. появляются первые оды Державина, к-рый соединил в них сатиру нравов и гражд. пафос, допустил смешение высокого и низкого стилей и возродил оду как и плодотворный поэтич. жанр (“Ода к Фелице”, “Бог”, “Видение Мурзы”, “Водопад” и др.). Во многом разрушив поэтич. систему классицизма, он впервые в рус. поэзии выразил в слове не условный, а подлинный — зримый, слышимый внешний мир в конкретных, осязаемых деталях. Поздний Державин, воспевающий простые радости сельской жизни (“Снегирь”, “Евгению. Жизнь званская”), обновил и усилил лирич. начало, сравнительно слабо выраженное в поэзии 18 в., ввел в рус. поэзию элемент автобиографизма.
С 70-х гг. Р. л. испытывает возрастающее воздействие худож. идей и принципов сентиментализма и предромантизма, воспринимаемых преим. из англ. и франц. лит-ры и нем. критич. мысли. Уже в произв. Хераскова, одного из столпов рус. классицизма, заметны эти веяния. Так, в трагедии “Венецианская монахиня” (1758) он вывел обычных людей, в основу сюжета положил происшествие из совр. жизни. Одновременно с трагедиями он создает “слезные драмы” (см. в ст. Драма); в лирике Хераскова и его лит. окружения преобладают мотивы личного самоусовершенствования, бренности земного, жанры элегии, дружеского послания, филос. оды, лишенной “надутости” традиционного одического слога. Усиленно разрабатывается и жанр баллады, песни (Дмитриев). Стиль у сентименталистов становится понятием индивидуально-авторским, а не общелитературным, как понимали его теоретики классицизма. Новыми для Р.л. жанрами, введенными сентиментализмом, были путешествие и.чувствительная повесть. Пути развития сентименталист, прозы определил в первую очередь Н. М. Карамзин (повесть “Бедная Лиза”, “Письма русского путешественника”). В его прозе была создана новая для Р. л. эмоц.-психол. структура повествования и анализа душевной жизни; повествоват. жанры стали “зеркалом души” совр. человека, средством выражения ее многообразия и индивидуальной неповторимости, что послужило основой глубокой реформы лит. языка и оказало влияние на дальнейшее развитие рус. прозы.
Одним из первых рус. оригинальных “путешествий” и вместе с тем первым произв., открывшим традиции рус. революц. публицистики и правдивого, проникнутого сочувствием к народу изображения его жизни, явилась книга А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Близкая по форме к “путешествиям” писателей-сентименталистов” она вместе с тем в существенных отношениях противостояла им,
поскольку пафос ее состоял не в изображении внутр. мира автора, а в создании реальной картины действительности, правдивых, социально заостренных образов крепостной России — крестьян и помещиков. Историч. подход к обществу, понимание социальной обусловленности человеческих характеров делают Радищева (наряду с Фонвизиным) одним из предтеч реализма в Р. л. В целом же 18 в. — это эпоха стремительного становления новой Р. л. В передовых идеях рус. Просвещения, в гражданственной поэзии Ломоносова и Державина, в драматургии Сумарокова и Фонвизина, В прозе Радищева и Карамзина — исток многого из того, что стало впоследствии гл. завоеваниями Р. л. 19 в., определило ее мировое значение. А.П. Толстяков.
Литература 1-й пол. 19 в. Литературная жизнь нач. 19 в. определялась все более явными признаками кризиса самодержавно-крепостнич. системы, нац. подъемом Отечеств, войны 1812, созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идейно-эстетич. концепций классицизма, “просветительского реализма” и сентиментализма к романтизму и реализму. Одной из центр. фигур лит. движения первых десятилетий 19 в. оставался Карамзин—преобразователь рус. лит. языка, издатель “Вестника Европы”, где он излагал свою эстетич. программу, способствующую формированию самобытности рус. лит-ры. Черты классицизма и сентиментализма сочетались в стихотв. трагедиях Озерова. Развивалась полемика между “архаистами” "и карамзинистами вокруг проблемы “старого” и “Нового” слога; она нашла выражение в борьбе “Беседы любителей русского слова* и ^Арзамаса*. Традиции “просветительского реализма” своеобразно преломились в творчестве В. Т. Нарежного. Центр, место занимала поэзия, где выделялись течения, условно называемые элегическим и гражданским, к-рые нередко переплетались и взаимодействовали между собой. -, Родоначальниками элегической поэзии явились В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Творчество этих поэтов было проникнуто неудовлетворенностью существующим. Не веря в возможность социальной гармонии, они стремились достигнуть гармонии во внутр. мире человека. Жуковский видел высшие ценности в духовных переживаниях идеального порядка, Батюшков и его последователи — в одухотворенных нравств. пафосом “земных” радостях, в дружбе, любви, чувственном наслаждении. Элегики обновили поэтич. язык, разработали утонченные формы поэтич. выразительности, создали многообразие метрич., строфич. и ритмико-интонац. структур. В элегич. поэзии постепенно проступали романтич. тенденции (см. Романтизм). У Жуковского они выражались в “двоемирии”, в тяготении к мистикоромантич. поэтич. фантастике, воплотившей трансцендентный идеал. Намечалась характерная для романтич. эстетики разработка фольклорных мотивов и форм разных времен и народов (баллады Жуковского, антологич. мотивы у Батюшкова). В 20-х гг. традиции элегич. поэзии были сильны в творчестве А. А. Дел.ьвига, Н. М. Языкова,?.Α. Αаратынского. Идиллии Дельвига приближали этот сентименталистский жанр к трагич. атмосфере романтич. конфликтов. Языков преобразил мир “элегических” эмоций, выразив “разгул души”, буйство страстей, выступающих в его лирике как проявление стихий “русской натуры”. Напротив, ранние элегии Баратынского утверждали возможность лирич. выражения отвлеченной мысли.
Нек-рые существенные принципы гражд. поэзии наметились в начале века в творчестве поэтов-радишевцев, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (И. П. Пнин и др.). Наиболее ярко она представлена позже творчеством поэтов-декабристов (см. Декабристская литература) Ф. Н. Глинки, В. Ф. Раевского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера и А. А. Бестужева-Марлинского. Декабристы видели в лит-ре прежде Всего
РУСС
==343
средство борьбы, в их программах проявлялось стремление придать поэзии политич. характер, сосредоточить усилия на утверждении идеальных норм гражд. морали и поведения человека. Отсюда их тяготение к традициям “просветительского классицизма”.
С нач. 20-х гг. в поэзии декабристов появились тенденции, отразившие усложнение идейно-психол. содержания дворянской революционности. Новым потребностям отвечал своеобразно переосмысленный эстетич. кодекс байронизма. Возникал романтически трактуемый образ совр. героя, в к-ром черты гражданина-тираноборца соединялись с ореолом трагич. избранничества, катастрофичностью судьбы и напряженностью индивидуального самосознания. Наиболее отчетливым выражением этой эволюции явилось творчество Рылеева, в лучших произв. к-рого гражд. поэзия приобретала подлинно лирич. характер.
Повести Бестужева-Марлинского намечали романтич. образ благородной личности, наделенной •“титаническими” страстями, непоколебимой в своем одиноком противостоянии злу. Он окружался особым эстетич. ореолом, чему служили декларативно-риторич. стиль, “взрывное” сюжетное построение, концентрация условно-историч. и этнографич. экзотики.
Самобытными были творч. искания Н. И. Гнедича, Д. В. Давыдова, П. А. Катенина,?.Α. Βяземского, оппозиционность и свободолюбие к-рых не совпадали с идеологией декабризма. Их творчество обогащало рус. поэзию, расширяя круг ее стилевых и жанровых форм. Поэзия Д. В. Веневитинова впитала мотивы, родственные декабрист, вольнолюбию, окрасив их шеллингианским пониманием иск-ва.- Вместе с ранней лирикой Баратынского и Ф. И. Тютчева она принадлежала к значит, явлениям рус. филос. поэзии. Постепенно вырисовывалась неяркая, но устойчивая самобытность И. И. Козлова, во многом оживившего традиционный для элегич. школы лиризм воспоминания и “сердечного воображения”.
Перспективную линию лит. развития образовало в 1-й четв. 19 в. творчество Крылова и А. С. Грибоедова. Обращаясь к эпич. и драматич. жанрам, они разрабатывали, тот подход к действительности (обостренный интерес к реальности, сатирич. направленность), к-рый составил в дальнейшем эстетич. основу критич. реализма. Основой басенного стиля Крылова стала стилистика разг. нар. просторечия. Он создал басню, свободную от условностей, классицизма, идущую от жизни, выражающую своеобразие нар. мышления и “здравый смысл” народа. В комедии Грибоедова “Горе от ума”, сочетающей завоевания классицизма и реализма, психол. и бытовая конкретность, характерность языка, житейская колоритность сюжетного материала приобрели решающее значение. Типичный для просветит, сатиры обличит, прием — столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью обществ, нравов, основанных на предрассудках, предстал в виде злободневного конфликта эпохи (передовой дворянин-интеллигент и консервативная барско-чиновнич. среда). Это сближало “Горе от ума” с идеологией декабризма. Вместе с тем открывались противоречивость движения истории, многозначность жизненных явлений, происходило усложнение характеров и жанровой природы пьесы, в ней сливались черты сатирич. комедии и лирикопсихол. драмы.
В центре лит. движения 1-й трети 19 в. находилось творчество А. С. Пушкина. Его лицейская, послелицейская и “южная” лирика вбирала в себя гл. эстетич. завоевания всех поэтич. школ 18 — нач. 19 вв., преображая их в целостном единстве индивидуального миропонимания. Пушкин шел самостоят, путем. В ранних стихах вольнолюбивые мотивы, близкие к декабрист, поэзии, были проникнуты ярко выраженным личностным пафосом. В нач. 20-х гг. этот пафос
==344 РУСС
сближался с байронич. бунтарством (“Кавказский пленник” и др.), но вскоре (поэма “Цыганы”) наметилось преодоление морально-филос. кодекса байронизма. К сер. 20-х гг. в поэзии Пушкина (поэма “Граф Нулин”, лирика) все отчетливее проступают черты реалистич. стиля. Поэт пришел к пониманию всемогущества объективных законов истории и начал поиски предпосылок обществ, справедливости в самом ходе историч. процесса. В “Борисе Годунове” эти поиски обнаружили драматич. взаимосвязь “судьбы человеческой” и “судьбы народной”.
Специфич. особенности пушкинского реализма приобрели всеобъемлющий характер в романе “Евгений Онегин”, где судьба современника совмещена с богатством картин рус. жизни и исключительным по своей полноте выражением духовного опыта нации; в течение 30-х гг. они утвердились в пушкинской лирике, драматургии и прозе. Оформилось худож. мышление, способное находить в обыкновенных вещах источники красоты и поэзии. Совершалось обновление лит. языка; пушкинское слово преодолевало замкнутость традиц. “устойчивых стилей”, обретало прямую связь с жизненной реальностью. Пушкин включал в свою худож. систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становится внутр. достоянием этой системы; создавались своеобразные формы лирики, драмы (“маленькие трагедии”, сцены), эпич. поэмы (“Полтава”), лирико-филос. поэмы (“Медный всадник”), прозаич. повести (“Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Капитанская дочка”).
Реализм Пушкина основан на всеобъемлющей многосторонности миропонимания, соединяя конкретноисторическое с общечеловеческим, детерминизм с признанием свободы человеческой воли. Совр. состояние мира представлялось Пушкину дисгармоничным. Ему открывались разобщенность людей и народов, трагич. противоречия истории, сталкивающие в неразрешимых конфликтах гос-во и личность, нар. стихию и деспотизм власти. Но сознание всего этого не отделялось в пушкинском мышлении от утверждения идеала иной жизни — единой, целостной, гармонически слаженной. Этот идеал опирался на ощущение единства всемирной истории и всемирной культуры, на открытие в нар. сознании нравств. ценностей, способных стать основой будущей социальной гармонии. Плодотворный синтез действительного и идеального, осуществившийся в пушкинском реализме, сделал его основой высочайших традиций рус. лит-ры.
Во 2-й четверти 19 в. развитие Р. л. протекало в исключительно трудных условиях. Принципом правительств. политики стало подавление передовой культуры/. Приобрела заметное влияние охранит. лит-ра: нравоописат. романы Ф. В. Булгарина, драматургия и проза Н. В. Кукольника, авантюрный роман Н. И. Греча. Влияние консервативных идей сказалось в историч. романах М.Н. Загоскина, одного из зачинателей этого жанра в Р. л. Получила распространение поэзия В. Г. Бенедиктова, где романтич. экстаз скорее имитировался, чем переживался всерьез; она способствовала формированию вульгарно-романтич. “массовой культуры”. Во многом содействовал этому процессу и О. И. Сенковский, редактор популярного журн. ^Библиотека для чтениям. Вместе с тем в условиях политич. “безвременья” лит-ра оказалась осн. формой обществ, сознания, средоточием сил протеста и духовного освобождения. Напряженный характер приобретали филос. искания, тесно связанные с лит. процессом. Разработка идеалистич. диалектики, начатая Обществом любомудрия, получила развитие в деятельности кружка Н. В. Станкевича. Новые формы политич. оппозиционности обретали филос. обоснование (юношеский кружок А. И. Герцена и Н. П. Огарева). В соч. П. Я. Чаадаева оригинальный синтез религ., филос. и социальных идей явился основой глубокой переоценки рус. истории и перспектив мирового развития. В кон. 20-х и в 30-х гг. существенна роль критич. деятельности
|