ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 99 страница
Разработка теории знака также привела к выделению исходных противопоставлений. Из них важнейшими оказались: 1) разграничение условных знаков с немотивированным отношением плана содержания и плана выражения (напр., слово в естеств. языке) и изобразительных (иконических) знаков с установленной системой связей между этими планами; 2) разграничение: а) семантики — отношения знака к миру внезнаковой реальности, б) синтагматики — отношения знака к другому знаку и в) прагматики — отношения знака к использующему его коллективу.
Применение разработанного аппарата к описанию литературных (и шире — принадлежащих иск-ву) текстов создавало надежду ухода от традиц. для гуманитарных наук субъективно-вкусовых методов анализа, что дало основание в ходе полемики нач. 1960-х гг. как сторонникам, так и противникам семиотич. методов называть их “точными” и связывать с противопоставлением “точных наук” “гуманитарным”. Сторонников структурно-семиотич. методов упрекали в формализме и дегуманизации гуманитарных наук; сами же они настаивали на невозможности рассматривать гуманитарные науки как сферу, выключенную из общего развития науч. мысли 2-й пол. 20 в.
В 1-й пол. 60-х гг. наиболее распространенным видом семиотич. исследования было приложение лингвистич. моделей к все новым семиотич. объектам. Целью таких штудий было, с одной стороны, очерчивание границ применения семиотич. методов, а с другой — выявление инвариантных структур, к-рые могут быть определены как самостоят, языки: узаконение таких понятий, как “язык балета”, “язык цирка”, “язык немого кинематографа”, “язык драмы”, а также языков отд. жанров, было одним из достижений этого периода. Т. о., внимание исследователей было резко повернуто к худож. специфике того или иного вида иск-ва, к воздействию этой специфики на создаваемый данным иск-вом худож. мир. Была выделена активная моделирующая роль худож. языков в процессе познават. освоения мира, перестройки личности художника и воздействия эстетич. объекта на аудиторию. Введение значительно более упорядоченной и единообразной терминологии для разл. видов и жанров искусств создало новые возможности для типологич. сопоставлений. Значит, внимание в этот период уделялось описанию разных уровней (или монографич. анализу) тех или иных текстов.
Во 2-й пол. 60-х — нач. 70-х гг. в семиотических исследованиях художественных, и в т. ч. литературных, текстов наметились сдвиги. С одной стороны, внимание исследователей начали привлекать индивидуальные особенности текста. Если на первом этапе текст интересовал как реализация языковых моделей, то теперь он исследуется в своем конфликте с языком — как партнер в игре “выполнения — невыполнениям структурных правил. В этой функции текст выступает не только как пассивный передатчик информации, но и в качестве ее генератора. Объектом исследования становится личность автора и индивидуальность воспринимающей текст аудитории. Текст из отпечатка, к-рый оставляет структура в материале, превращается в активного участника динамич. системы: язык — автор — аудитория. (Представление о том, что всякий текст раскрывается в проекции на н ес к о л ь к о семиотич. структур и никакой текст не раскрывается полностью в отнесенности к к.-л. одному языку, придает понятиям системного и внесистемного в тексте диалектич. характер, а сам текст превращает в явление, к-рое существует только в динамике указанной системы связей.)
СЕМИ
==373
С другой стороны, внимание исследователей все более привлекают соотношения тех или иных текстов с широкими культурными контекстами. Структурно-семиотич. методы (см. также Структурализм, Структурная поэтика) открыли новые возможности перед реконструкцией текстов и ритуалов такой степени древности, к-рая для предшествующих науч. методов была совершенно недоступна. Традиц. теория лит-ры вынуждена была исключать из рассмотрения сферу устного общения, т. к. не располагала методикой реконструкции устных текстов. Проблемы реконструкции, дешифровки, широко трактуемой теории перевода все больше выдвигаются в центр С. культуры — интенсивно развивающейся отрасли С.
Достижением С. культуры было выявление ее принципиального полиглотизма. Предметом рассмотрения стал вопрос о причинах многоканальности и гетерогенности как обязат. условии функционирования культуры. Признание осн. закона С.: ни одна культура не может существовать при наличии лишь одного семиотического канала — поставило вопрос о культурном многоголосии и характере взаимовлияния принципиально различных семиотич. систем. Интерес к столкновению словесного и изобразительного (иконич.) семиозиса вызвал к жизни работы — в рамках культурологич. С.,— поев. иллюстрациям, изобразит, поэзии барокко, конкретной поэзии, воздействию словесной игры на детский рисунок, обусловил бурный рост неориторики. В кон. 70-х гг. открытия в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека дали новый импульс семиотич. исследованиям, т. к. обнаружили ряд глубоких аналогий между индивидуальным сознанием человека и структурой человеческой культуры.
Семиотич. исследования лит-ры, иск-ва, культуры в наст. время ведутся едва ли пе во всех странах, имеющих давнюю традицию гуманитарных исследований. Однако различия в нац., науч. и культурных традициях привели к тому, что в пределах семиотич. исследований “вторичных систем” существуют отчетливо выраженные направления и школы. Сов. направление в С. занимает одно из ведущих мест в данной области. Опираясь на традиции отечеств, науки: труды акад. Александра Н. Веселовского и А. А. Потебни, концепции Московского и Пражского лингвистич. кружков, ОЛОЯЗа, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, В. Я. Проппа, В. М. Жирмунского, Г. А. Гуковского, С. М. Эйзенштейна, О. М. фрейденберг, Д. С. Лихачева, П. Г. Богатырева, P.O. Якобсона и др. исследователей 1920—50-х гг., сов. ученые (московско-тартуская школа) проводят исследования в области поэтики, стиховедения, С. культуры (на материале конкретных изучений рус., вост., антич., зап.-европ. культур и литератур). В исследованиях последнего десятилетия все большее место занимают проблемы информатики, <словесного общения” с машиной, диалоговых структур, искусств, интеллекта. Работы в области функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, с одной стороны, и изучение С. культуры, с другой, открывают перспективы построения изоморфной модели интеллектуального устройства. Это вводит С. в круг проблем общенауч. значения, превращая ее в один из ответств. участков научно-технич. рев-ции. (перечень работ, опубл. по 1974 включительно, см. в указанной библиографии К. Э. Еймермахера и С. Шишкова).
Среди семиотич. школ в содиалистич. странах выделяются польская, опирающаяся на традиции польской логич. школы (А. Тарский, К. Айдукевич) и представленная трудами Т. Котарбиньского, М. Р. Майеновой, С. Жулкевского и др. авторов, и чехословацкая, связанная с традицией Пражского лингвистич. кружка и Я. Мукаржовского. Во Франции, наряду с получившими мировое признание трудами К. Леви-Строса и Э. Бенвениста, под влиянием методологии Л. Ельмслева и <неососсюрианства”, а также под непосредств. воздействием трудов рус. формалистов сложились направления Р. Барта и А. Греймаса. В амер. С. традиции Ч. Пирса и Ч. Морриса были оплодотворены воздействием трудов Якобсона и испытывают влияние быстро развивающихся новых направлений в лингвистике. Активно развиваются семиотич. исследования в Италии (У. Эко и др.), ФРГ, Японии.
φ Ι. Οериодические сборники и журналы: Труды по знаковым системам (<Уч. зап. Тартуского гос. ун-та”), в. 1—16, Тарту, 1964—83; Информац. вопросы семиотики, лингвистики и автоматич. перевода (сб. ^Семиотика и информатика”), в. 1—21, M., 1971—83; Semiotica, The Hague (с 1982 — Amst.— В., N. Y.),?. 1—39, 1969—83; VS — Quaderni di Studi Semiotici, № 1—33, Mil., 1971—80; <Kodikas. Code. An international journal of semiotics”,
==374 СЕНЕ
Tuebingen, 1979—83; Teksty, Warsz., № 1—57, 1972-81; Journal Canadien de Recherche Semiotique (c 1981 •“Recherches Sйmiotiques”), 1973—83 (выход всех названных изданий продолжается). II. М о н ографии.статьи: Иванов В. В., Топоров В. Н., Слав. языковые моделирующие семиотич. системы, М., 1965; их же, Исследования в области слав. древностей, М., 1974; ЛотманЮ.М., Структура худож. текста, М., 1970; его же, Статьи по типологии культуры. [Сб. 1—2], Тарту, 1970—73; Успенский Б. А., Поэтика композиции, М., 1970; Богатырев П. Г., Вопросы теорий нар. иск-ва, М., 1971; Степанов Ю. С., Семиотика, М., 1971; его же, В трехмерном пространстве языка. Семиотич. проблемы лингвистики, философии, искусства, М., 1985; Г у реви ч А. Я., Категории ср.-век. культуры, [М., 1972]; Контекст. Лит.-теоретич. исследования ежегодные выпуски]. 1972—79, M., 1973—80 (статьи М. Б. Храпченко, Н. И. Балашова, Н. К. Гея и др.); Га с па ров М. Л., Совр. рус. стих. Метрика и ритмика, М., 1974; Иванов В. В., Очерки по истории семиотики в СССР, М-, 1976; его же. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем, М., 1978; БарабашЮ.Я., Алгебра и гармония. О методологии литературоведч. анализа, М-, 1977; Семиотика [Антология переводов ], составл. вступ. ст. и общая ред. Ю. С. Степанова, М., 1983; Morris С h.. Foundations of the theory f signs, Chi., 1938; Peirce Ch.S., Collected papers, v. 2—3, Camb. (Mass.), 1932; Mukai-ovsky J., Kapitoly z ceske poetiky, dl 1—3, Praha, 1948; его же, Studie z estetiky, Praha, 1966; Cassirer E., Philosophie der symbolischen Formen, 4 Aufl., Bd l—3, B.—Darmstadt, 1964; Lйvi-Strauss Cl., L'anthropologie structurale, P., 1958; его же, Mythologiques, v. 1—3, P., 1964—68; его же. Anthropologie structurale deux. P., [1973]; Benveniste E., Problemes de linguistique gйnйrale, P., [1966]; Jakobson R., Selected writings, v. 1—5, s'-Gravenhage, The Hague—Ρ., 1962—79; Marcus S., Poetica matematica. Bue., 1970; Mayenowa M. R., Poetyka teoretyczna. Zagadnienia jezyka, [Wrocоaw—Warsz.—Krakow—Gdansk], 1974; Yreimas A., Courtes J., Sйmiotique; Dictionnaire raisonnй de la thйorie du langage, P., 1980; Finitis duodecim lustris, Таллин, 1982; 3 a p и п о в Р., Иванов В., Библиография, в кн.: Моль А., Теория информации и эстетич. восприятие, М., 1966; Eimermacher К. and Shishkoff S., Subject bibliography of Soviet semiotics. The Moscow — Tartu school, Michigan Slavic publications, Bibliographic Series, Ann Arbor, 1977.
См, также лит. при ст. Структурализм. Ю. М. Лотман.
СЕНЕГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народов Сенегала. Развивается на франц. и местных нац. языках. В Сенегале существует давняя устная поэтич. традиция, богатая жанрами и имеющая профессиональных сказителей-гриотов. После провозглашения независимости (1960) стала создаваться письменность на местных нац. языках: волоф, серер, фула, диола, малинке (мандинго) и сосинке (сарахоле). На языке волоф выходит периодич. печать.
Становление письм. лит-ры на франц. яз. связано с нац.-освободит. движением в Африке. Первое лит. произв. появилось в 1926 — автобиогр. повесть Б. Диалло “Сила — Доброта”. С. л. раньше других лит-р франкоязычной зоны оформилась как нац. лит-ра. Этому во многом способствовало движение негритюда 30-х гг. 20 в. и деятельность одного из его провозвестников Л. С. Сенгора, известного сенегальского поэта. Созданная при его активном участии газета “L'etudiant noir” (Париж, 1934—41) провозглашала единство и самобытность негро-афр. культуры, необходимость обращения к истокам, изучения своих культурных ценностей. В глубоко нац. поэзии Сенгора отразились идея служения народу, гражданственность, романтич. пафос и передана яркость красок Африки (“Песни в сумраке”). Вместе с тем поэзия Сенгора отмечена влиянием эстетики негритюда, отсюда в его произв. идеи негритян. исключительности, мессианства (сб. “Эфиопские мотивы”). Сенгор — крупный гос. деятель, автор лирич. произв. (поэма “Элегия ветрам”, цикл стихов “Осенние письма>). Романтизация и эстетизация прошлого, былой героики Африки свойственны творчеству У. Д. Сосе, основоположника сенегальской прозы. Создавая реалистич. картины сенегальской действительности, Сосе посвящает свои произв. проблемам молодого поколения, взаимоотношениям старой традиц. Африки и новой европ. цивилизации (роман “Карим”).
Новый этап в развитии С. л.— период, связанный с активной политич. борьбой за обретение независимости (2-я пол. 40-х — 50-е гг.). Важную роль в объединении лит. сил сыграли журнал и изд-во “Presence Africaine” (с 1947). Яркое политич. звучание приобретает поэзия Д. Диопа. В 50—60-х гг. в С. л. интенсивно развивается проза. Б. Диоп, начав творч. путь в 20-х гг. как поэт (произв. этих лет опубл. в его сб. “Отблески и проблески”, 1960), с 40-х гг.
обращается к лит. обработке нар. сказок, воплощающих богатство древней афр. культуры. Социальные тенденции развиваются в реалистич. романах А. Саджи. Своеобразное преломление концепции негритюда с религ.-мусульм. идеалами характерно для творчества Ш. X. Кана. В жанре остропублицистич. социального романа, обосновывающего необходимость борьбы против колон, ига и решительной модернизации афр. жизни, работает У. Сембен (“Родина моя, прекрасный мой народ”, “Божьи деревяшки” и др.). В 60—70-х гг. Сембен обратился к деятельности кинорежиссера, продолжая и лит. творчество. В 1965 он опубл. повесть “Почтовый перевод”, поев. жизни гор. афр. бедноты в эпоху независимости.
В С. л. в 70-х гг. намечается известное оживление в результате начавшейся деятельности изд-ва “Les nouvelles editions Africaines”, публикующего произв. писателей Сенегала и Берега Слоновой Кости. В творчестве мн. поэтов Сенегала 70-х гг. по-разному трактуются идеи негритюда: от консервативного (Л. Ньянг) до совр. понимания его (как идея братства и сосуществования народов) с сильной социальной направленностью (Л. Диакхате, А. М. Вад, М. Фалл). Социально-политич. проблематика разрабатывается в творчестве М. Т. Диопа, Ж. Бриера, эмигрировавшего в Сенегал из Гаити.
В прозе усиливается интерес к общенац. проблемам, разрабатываются историч. тематика, критика неоколониализма (Сембен, М. С. Мбенге, А. С. Фалл, Н. Диалло, А. С. Диа. Ш. Ндао).
Лит.-худож. клуб Сенегала, осн. в 1966, в 1981 стал наз. Ассоциацией сенегальских писателей.
Лит. периодика: журн. <Bingo> (с 1953).
Изд.: Поэзия Африки, М., 1973, с. 448—521; Когда созреет арахис. [Новеллы], М,, 1981.
• Совр. лит-ры Африки. Сев. и Зап. Африка, М., 1973, с. 214— 229; Лит-ры Африки, М., 1979, с. 187—201; Развитие лит-ры в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980, с. 134—45; Писатели Сенегала, 1950—1980. Биобиблиографич. справочник, М., 1982. Т. М. Петрова.
СЕНТЕНЦИЯ (от лат. sententia — мнение, суждение), вид афоризма, краткое общезначимое изречение, преим. морального содержания, в изъявит. или повелит, форме (“мера важнее всего”, “познай самого себя” — С. легендарных “семи гречесиих мудрецов”); часто украшено параллелизмом, антитезой, стилистич. фигурами повторения и пр. Занимает промежуточное положение между безымянной фольклорной пословицей и индйвидуализир. авторским афоризмом; при усилении филос. содержания сближается с гномой, дидактического — с максимой, а будучи вписана в конкретную 'ситуацию, становится апоф(т)егмой или хрией. Усердно использовалась в лит-ре античности. Возрождения и классицизма (в т. ч. для заострения концовки, кульминации и т. п.). М. Л. Гаспаров.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство), течение в европ. лит-ре и иск-ве 2-й пол. 18 в., подготовленное кризисом просветит, рационализма (см. Просвещение). Наиболее законч. выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились ее внутр. противоречия. Доминантой “человеческой природы” С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный бурж. практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием его осуществления полагал не “разумное” переустройство мира, а высвобождение и совершенствование “естественных” чувств. Герой просветит, лит-ры в С. более индивидуализирован; по происхождению (или убеждениям) он демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из осн. открытий и завоеваний С. Впервые сентименталист. настроения (патриарх, идиллия на лоне природы, меланхолич. созерцательность) выявились в поэзии Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея. В поэзии поздних сентименталистов (70—80-е гг.) О. Голдсмита, У. Купера и Дж. Крабба содержится уже социально
конкретное раскрытие сел. темы — массовое обнищание крестьян, брошенные деревни. Сентименталист. мотивы прозвучали в психол. романах С. Ричардсона, однако окончательно С. оформляется в творчестве Л. Стерна; его “Сентиментальное путешествие” (1768) дало назв. течению. Вслед за Д. Юмом Стерн показал “нетождественность” человека самому себе, его способность быть “разным”. Но в отличие от предромантизма, развивавшегося с ним параллельно, С. чуждо “иррациональное”: противоречивость настроений, импульсивный характер душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию. Осн. черты англ. С. (Голдсмит, поздний Т. Дж. Смоллетт и др.) —“чувствительность”, не лишенная экзальтированности, и главное — ирония и юмор, обеспечившие и пародийное развенчание просветит. канона, и скептич. отношение С. к собств. возможностям (у Стерна).
Общеевроп. культурное общение и типологич. близость в развитии лит-р обусловили стремит, распространение С. В Германии и особенно в предреволюц. Франции демократич. тенденции С. получили наиболее радикальное выражение (Ж. Ж. Руссо; ^Буря и натиск”). Творчество Руссо (“Новая Элоиза”)—вершина европ. С.; писатель декларирует обусловленность героя социальной средой (“Исповедь”). В обществ, контекст включены и герои Д. Дидро (“Жакфаталист”, “Племянник Рамо”). Под влиянием С. развивалась драматургия Г. Э. Лессинга. В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (“Бедная Лиза”), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский. Преим. дворянский по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нем сильна дидактич. установка (“Письма русского путешественника” Карамзина). В условиях России важнее оказались просветит, тенденции С. Совершенствуя лит. язык, рус. сентименталисты обращались и к разг. нормам, вводили просторечие. Черты сентименталист, поэтики заметны в творчестве А. Н. Радищева.
Излюбленные жанры С.— элегия, послание, эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и др. виды прозы, в к-рых превалируют исповедальные мотивы.
• Проблемы Просвещения в мировой лит-ре, М-, 1970; Тройская М.Л., Нем. сентиментально-юмористич. роман эпохи Просвещения, Л-, 1965; Елистратова А. А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966. В. А. Харитонов.
“СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ” (по названию кружка друзей в одноим. романе Э. Т. А. Гофмана), лит. группа, осн. 1 февр. 1921 в Петрограде при “Доме искусств”·. В нее входили И. А. Груздев, М. М. Зощенко, Вс. В. Иванов, В. А. Каверин, Л. Н. Лунц, Н. Н. Никитин, Е. Г. Полонская, М. Л. Слонимский, Н. С. Тихонов, К. А. Федин. Регулярно, по субботам, они собирались для чтения и обсуждения своих произведений. Собрания проходили в атмосфере строгой взыскательности, в острых, принципиальных спорах об иск-ве. Единств, совместный сб.— “Серапионовы братья” (П., 1922; с доп.— Берлин). К сер. 20-х гг. рабочие встречи “С. б.” становятся эпизодическими, хотя и продолжаются вплоть до 1929. Стремясь к худож. воплощению современности, “С. б.” не чуждались эксперимента, нередко навлекая на себя обвинения в формализме, много внимания уделяли естественному для молодых писателей освоению технологии иск-ва в самом широком диапазоне: от рус. психол. романа до остросюжетной прозы Запада. Отвечая на критику, они нарочито подчеркивали свою аполитичность, заявляли, что тенденция безразлична иск-ву и т. п. Все это объяснялось гл. обр. издержками полемики и существенно не затрагивало собств. творчества “С. б.”. Уже в нач. 20-х гг.
СЕНТ — СЕРА
==375
я “Партизанских повестях” Иванова, романтич. балладах Тихонова, сатирич. рассказах Зощенко, романе Федина “Города и годы”, в ряде др. произв. писателей-“серапионов” революц. эпоха нашла самобытное и разностороннее отражение.
• Горький М., Группа <Серапионовы братья”, в кн.: Лит. наследство, т. 70, M., 1963, с. 561—63;? един К., Горький среди нас. Картины лит. жизни, М., 1977; Каверин В., Освещенные окна, М., 1978, с. 406—544. - В. В. Радзишевскии.
СЕРБОЛУЖИЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра лужицких сербов (лужичан) — зап.-слав. народности, проживающей в ГДР. Охватывает письменность на двух лужицких лит. языках: верхне- и нижнелужицком. Древнейший сохранившийся памятник — “Будишинская присяга” (нач. 16 в.). Становление С. л. связано с нац. возрождением лужицких сербов (40—70-е гг. 19 в.). Основоположник нац. С. л.—Г. Зейлер. На рубеже 19—20 вв. выделяется творчество Я. БартаЧишинского, Я. Вели-Радысерба, М. Косыка и др. В это время наиболее распространены стихотв. жанры и рассказы. После 2-й мировой войны 1939—45 получили развитие роман и драма. В совр. С. л., являющейся неотъемлемой частью социалистич. лит-ры ГДР (см. Германской Демократической Республики литература), выделяется творчество Ю. Врезана, Марии Кубашец, Ю. Коха, К. Лоренца.
• Трофимович К.,Моторний В., Нариси з icTOpii серболужицько! лп-ератури, Льв1В, 1970; Jene R., Stawizny serbskeh pismowstwa, dl 1—2, Budyain, 1934—60; Serbski biografiski stownik, Budyдin, 1970; KaltдmitH., Leksikon awtorow serbskich knichow, Budyдin, 1979.?.Α. Μоторный.
СЕРБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра сербов, одна из нац. лит-р Югославии (см. Югославии литературы). Развивается на сербскохорв. яз. Истоки С. л. восходят ко времени деятельности слав. просветителей и религ. деятелей Кирилла \и Мефодия (2-я пол. 9 в.). Первые серб. памятники письменности (“Мирославово евангелие”, 12 в.) отражают серб. извод старослав. языка. Древняя и ср.-век. лит-ра имела преим. церк дидактич. характер: летописи, родословы, актовые записи; наиболее развитые жанры — жития, содержавшие часто историч. сведения (напр., “Житие деспота Стефана Лазаревича” Константина Философа, 14 в.), “похвалы”, песни. Об усвоении опыта византийской литературы свидетельствуют переводы и переработки апокрифов и повестей. Взаимообогащением отмечены сербско-болг. и сербско-рус. лит. контакты. Известные с 11 в., он” особенно плодотворны в кон. 12—13 вв. и в кон. 14—15 вв., в период т.н. второго южнославянского влияния. Ученые^ монахи-сербы участвовали и в становлении рус. лит-ры: напр., составление Русского хронографа Пахомием Логофетом (Сербом); в свою очередь, памятники рус. письменности оказали влияние на развитие серб. лит-ры. В кон. 15 — нач. 16 вв. зародилось серб. книгопечатание.
Осман, иго, установившееся в Сербии с 1389, длит. время сдерживало развитие С. л. Разорение монастырей заставляло писателей-монахов искать пристанища в др. странах, в частности в России. Поддержка угасавших лит. традиций в 16—17 вв. выразилась в немногочисл. летописях, переработках визант. и рус. хронографов и др. соч. Наиболее полно духовная жизнь серб. народа отразилась в фольклоре. Многообразный в жанровом отношении, он особенно значителен в поэзии — в лирич. (бытовых, обрядовых) песнях, восходящих к раннему средневековью, и героич. эпосе (см. Хайдуцкие песни. Юнацкие песни). Высокая художественность эпоса оказала длит. влияние на письм. лит-ру, сделала его предметом исследований и переводов ученых и писателей разных стран (A.C. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. Мицкевич, И. В. Гёте, бр. Я. и В. Гримм, П. Мериме и др.).
==376 СЕРБ — СЕРБ
В результате миграции сербов из земель, занятых Осман, империей, на север центр их культурной жизни к 18 в. переместился на терр. юж. Венгрии. В борьбе против униатства и мадьяризации усилились сербскорус. лит. связи. Под влиянием церк. рус. книг и учебников сложился т. н. славяно-серб. язык, сыгравший заметную роль в становлении лит-ры серб. Просвещения. Процесс культурного возрождения сербов в 18 в. отразил Доситей Обрадович, заложивший основы светской лит-ры; он ввел новые для С. л. жанры: басню, мемуары в духе автобиогр. романа филос. направленности.
Нац.-освободит, и антифеод, движение, становление гос. и культурной самостоятельности сербов определили подъем духовной жизни 1-й пол. 19 в. Возникли культурно-просветит. и науч. об-ва (старейшее из ^ них — Матица сербская, осн. 1826), появилась лит. периодика. С. л. осваивает разл. худож. формы, известные в др. лит-рах, классицистич. и сентименталист. традиции. Сатирич. комедии И. Поповича (Стерии-Поповича) заложили основы нац. репертуара серб. театра. Выдающуюся роль сыграл идеолог нац. возрождения В. С. Караджич; филолог, фольклорист и историк, он отстаивал самобытность лит-ры, разработал. принципы нового лит. языка на основе нар разг. речи, раскрыл богатые истоки нар. культуры в фольклоре. Лит.-эстетич. концепция Караджича способствовала формированию новой серб. лит-ры, в частности романтизма, в развитии к-рого значит, роль принадлежит поэту-черногорцу, гос. деятелю П. Негошу, обогатившему С. л. социально-филос. содержанием, пафосом освободит, борьбы, идеей единения югославян (драматич. поэма-эпопея “Горный венец” и др.). Расцвет романтизма — кон. 40 — нач. 70-х гг.; центр, место в нем занимала поэзия Б. Радичевича, Дж. Якшича, И. Змая, Л. Костича.
С 60-х гг. в С. л. заметен поворот к реализму, что определялось изменениями в социальной структуре серб. общества, обострением классовой борьбы. Реалистич. тенденции проявились уже у романтиков (в сатире Змая, в прозе и гражд. поэзии Якшича). Важное значение для С. л. имел опыт рус. реалистич. лит-ры. Программу серб. реализма содержали статьи революционера-демократа С. Марковича. Первые реалисты тяготели к социально-бытовой прозе (повести и рассказы из крест, жизни М. Глишича и из жизни гор. слоев Л. Лазаревича). Становление романа связано с творчеством Я. Игнятовича. В кон. 19 в. С. л. обогащается социально-историч. и психол. проблематикой, разнообразными стилевыми тенденциями (произв. С. Матавуля, С. Ранковича, С. Сремаца); усиление реакции, особенно к кон. 90-х гг., обостряет ее обличит, направленность (сатирич. проза Сремаца, Р. Домановича, остросоциальные комедии Б. Нушича). В поэзии выделяется гражд. лирика и политич. сатира В. Илича; в нек-рых его стихах проявились субъективно-филос. настроения.
В кон. 19 — нач. 20 вв. лит. процесс значительно осложняется. Получает развитие серб. модернизм; неоднородный в идейно-эстетич. отношении, он больше всего опирался на традиции группы франц. поэтов “Парнаса и символизм (И. Дучич, М. Ракич). Традиции демократич. поэзии продолжали А. Шантич, В. Петрович. Принципы реализма отстаивал видный критик и историк лит-ры И. Скерлич. В прозе Б. Станкевича, П. Кочича, И. Чипико усиливается критицизм, углубляется психологизм. С творчеством К. Абрашевича связано становление пролет, лит-ры.
Создание единого Югосл. тос-ва (1918) ознаменовало новый период и в развитии С. л., отмеченный обострением идейной борьбы, появлением новых лит. направлений. В 20-х гг. возник экспрессионизм, к-рый не был однородным: одни его представители проповедовали мистику, “чистый космизм”, другие—выражали анархо-индивидуалистич. настроения (поэзия Р. Драинаца, М. Црнянского и др.). В прозе 20-х гг. видное место занимала воен. тема, отразившаяся как
в произв. ветеранов реализма, так и в произв. молодых писателей, воссоздавших переживания ^потерянного поколениям: напр., •“Дневник о Чарноевиче” Црнянского и др. Проблематику совр. послевоен. жизни, опираясь на традиции реализма, разрабатывал Б. Чосич. К истории Боснии во время осман, и австро-венг. владычества обратился в рассказах И. Андрич.
8 кон. 20-х гг. в условиях военно-монархич. режима усилилось брожение в рядах творч. интеллигенции. Возникли, с одной стороны, опирающаяся на революц. идеологию “социальная литература”, с другой — сюрреализм. В 30-х гг. как течение сюрреализм распался; часть левых сюрреалистов (Дж. Йованович, А. Вучо и др.) присоединилась к “социальной литературе”, к-рая, освободившись в значит, мере от схематизма и упрощенчества, способствовала укреплению реалистич. позиций. Под ее влиянием углубляют социальную критику писатели критич. реализма (рассказы Петровича, комедии Нушича, роман “Скошенное поле” Б. Чосича); гражд. и патриотич. мотивами обогащается поэзия Десанки Максимович. Социальная поэзия нашла выражение в поэзии черногорца Р. Зоговича. Среди революц. писателей выделяется И. Попович, создавший в новеллах галерею образов представителей разных социальных слоев бурж. Югославии (сб. “Лица прохожих”·). Усилению реалистич. тенденций способствовала публицистич. и лит.-критич. деятельность Дж. Йовановича и В. Глигорича. Во время фаш. оккупации Югославии (1941—45) большинство прогрес. серб. писателей включилось в Нар освободит. борьбу, продолжая в трудных условиях лит. деятельность.
После освобождения Югославии и победы нар. революции (1945) С. л. вступила в новый период своего развития. Было организовано Об-во серб. писателей (1945), объединившее литераторов, стоявших на антифаш. позициях и принявших завоевания нар. революции. Крупным лит. событием страны был выход в 1945 социально-психол. романов Андрича “Мост на Дрине” и “Травницкая хроника”, получивших мировую известность; в них дана широкая панорама жизни Боснии на протяжении пяти веков, философски осмысляются человеческие судьбы. На первом этапе послевоен. развития ведущую роль в С. л. играло течение, продолжавшее в новых условиях традиции революц. лит-ры 30-х гг. Преобладали поэтич. жанры, очерки, рассказы. Со 2-й пол. 50-х гг. возрождаются нек-рые модернист, течения (экспрессионизм, сюрреализм) и оказывают на лит. процесс заметное влияние. В значит, мере меняются тематика, идейная направленность, эмоц. окраска, формы выражения в поэзии. Развивается “абстрактный интеллектуализм”, выявляются тенденции “романтического интимизма”. Традиции реализма продолжают Зогович, Максимович, С. Раичкович. Наибольшее развитие получила проза, представленная разл. худож. тенденциями и творч. методами. Осн. ее достижения связаны с романом разной жанрово-стилевой направленности. Центр. место в нем в 50—60-х гг. занимает тема нар.-освободит. войны и революции: “Прорыв” Б. Чопича, “Лелейская гора” М. Лалича, “Песня” Давичо, “Солнце далеко” и “Разделы” Д. Чосича. Жизнь серб. народа в 18 в.— одна из тем историко-филос. романа Црнянского “Переселения”. Широкую известность получил филос. роман-притча М. Селимовича “Дервиш и смерть”. Важное место заняла также совр. проблематика (романы Чопича, сатирич. романы Э. Коша, О. Давичо). Появлением крупных реалистич. полотен, обращенных к жизни народа в переломные моменты его истории, ознаменованы и 70-е гг.: романы “Военное счастье” и “Поборники” Лалича, “Время смерти” Чосича.
|