ПРИЛОЖЕНИЕ. В Приложении кратко представлены основные положения традиционной китайской медицины и философии в объеме
В Приложении кратко представлены основные положения традиционной китайской медицины и философии в объеме, минимально необходимом для понимания материала,излагаемого автором. ИНЬ-ЯН Концепция Инь - Ян составляет основу мировоззрения Древнего Китая. В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых и взаимопроникающих начала всех явлений макро- и микромира. Согласно концепции Инь - Ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых Инь и Ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Инь и Ян это земля и небо, луна и солнце, ночь и день, низ и верх и т.п. Характеристикой Инь являются такие качества, как мягкое, холодное, темное, отрицательное, инертное, пассивное, покойное. Ян характеризуется твердым, горячим, светлым, положительным, активным, движущимся. Инь это женское начало, Ян - мужское. Эти два начала находятся в постоянной борьбе друг с другом, вытесняя друг друга, инициируя изменения и; развитие в явлениях и предметах. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая, и наоборот. Инь и Ян две противоположные стороны, но в то же время они друг на друга опираются: ни одна сторона не может покинуть другую и существовать самостоятельно (без дня нет ночи, без верха нет низа, южный полюс магнита не может существовать без северного и т.п.). Поэтому Ян зависит от Инь, Инь зависит от Ян, каждая сторона - условие существования другой стороны. В то же время при определенных условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя идостигая некоторого предела, она становится своей противоположностью, например, день переходят в ночь, возбуждение в торможение и т.д. Инь и Ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг Друга. Графическое выражение данной концепции представлено на рис. 1. Ян и Инь это белая и черная стороны круга. Они существуют только в единстве и взаимосвязаны таким образом, что с увеличением Инь, уменьшается Ян, и наоборот. В каждый момент времени Инь присутствует в Ян я Ян в Инь. При достижении определенного предела Ян и Инь переходят друг в друга. Этими взаимоотношениями между Инь и Ян в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма, они используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний. Так, при нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие, а в патологических условиях возникает преобладание Инь или Ян, т.е. нарушается гармония и Инь или Ян может стать причиной заболевания. Например, любое физическое или психическое состояние человека, в котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относятся к Ян-состояниям, а недостаточность к Инь - состояниям. На этих принципах построены акупунктурная диагностика и определение основных, так называемых руководящих синдромов - Ян и Инь, являющихся основой древневосточной диагностики и лечения. По современным медицинским представлениям задача восстановления нарушенного баланса Инь и Ян, т.е. гармонии организма - это задача восстановления гомеостаза путем стимуляции защитных сил организма. Гармонизация Инь и Ян, восстановление их баланса является одной из основных задач и традиционных оздоровительных практик Китая, ТЕОРИЯ ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ (У СИН) Наряду с учением об Инь и Ян, учение об У Сие представляет собой основу философии холизма, суть которой выражают представления о «взаимном соответствии неба и человека», о единстве человека и природы. Человек (микрокосм) является отражением Вселенной (макрокосма), т. е. «все, что внизу подобно тому, что наверху». (В определенной степени эти положения находят свое отображение в рамках современной теории систем). В древние времена в Китае было установлено, что все явления и предметы могут быть описаны взаимодействием ивзаимосуществованием пяти основных первоэлементов Вселенной, на основе которых формируется остальной мир. этими элементами являются огонь, вода, металл, земля и дерево. В рамках теории пяти элементов каждый из этих элементов идентифицируется с органами человеческого тела, цветом, планетой, направлением по частям света, сезоном и т.п. в сложной совокупности согласований и связей, которые, служат китайцам как удобные мнемонические правила при определении их взаимодействия. Таблица этих согласований используется в диагностике и лечении в соответствии с тем принципом, что микрокосм является отражением макрокосма, а функции определяют форму. Необходимо отметить что в традиционной китайской медицине физиологический орган, такой как сердце, легкие или почки не только некоторая структура, имеющая конкретное физическое положение, но и целая -функциональная система, связанная с этим органом. Таким образом, древняя китайская анатомическая карта не указывает на игнорирование физиологии, как заявляют некоторые ученые, но иллюстрирует то, что органическая структура и функции органа есть единое целое, которое включает в себя в качестве интегральной Насти и систему энергетических каналов. Преобладанием «функциональной составляющей над структурной объясняется и описание в организме человека (в рамках ТКМ) таких органов, отсутствующих в западной медицине, как «тройной обогреватель» и «перикард». Каждому из пяти элементов соответствует» по крайней мере, один Инь- и один Ян-орган. К Инь-органам (называемым также «плотными» или чжан) относятся органы, которые преимущественно выполняют только внутренние функции, а к Ян-органам («полым» или фу) отнесены в основном органы, функциональная деятельность которых некоторым образом связана с внешней средой. Инь-органы включают печень легкие селезенку - поджелудочную железу (в древнем Китае они не дифференцировались, хотя признавалась их важность и различие в функциях пищеварения), почки, сердце, условный орган - перикард. Ян-органами являются толстая кишка, тонкая кишка, желудок, мочевой пузырь, желчный пузырь и тройной обогреватель. Они соответствуют пяти элементам следующим образом: ОГОНЬ: Инь - сердце, перикард Ян - тонкая кишка, тройной обогреватель ЗЕМЛЯ: Инь - селезенка, поджелудочная железа Ян - желудок МЕТАЛЛ: Инь - легкие Ян - толстая кишка ВОДА: Инь - почки Ян — мочевой пузырь ДЕРЕВО: Инь-печень Ян— желчный пузырь Пять элементов порождаются (в терминах традиционной китайской медицины стимулируются) и разрушаются (угнетаются) в соответствии с законом циклического взаимодействия: огонь порождает землю (пепел), земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево и дерево порождает огонь. Таким образом, подставляя длякаждого элемента соответствующий ему, например, Инь-орган мы увидим, что сердце (огонь) помогает или стимулирует действие селезенки -поджелудочной железы (земля); селезенка -поджелудочная железа - легкие (металл); легкие - почки (вода); почки - печень (дерево); печень - сердце (рис. 2). Наоборот, так как огонь плавит металл, металл режет дерево, дерево угнетает землю, земля поглощает воду, а вода гасит огонь, то заболевание или нарушение функций сердца неблагоприятно влияет на деятельность легких, заболевание легких ухудшают роботу печени, больная печень ухудшает работу селезенки -поджелудочной железы, селе-зенка -поджелудочная железа влияет отрицательно на почки и заболевание почек ухудшает состояние сердца (рис. 3). С другой стороны, вода не влияет на землю, земля не влияет на дерево, дерево не влияет на металл, металл ее влияет на огонь и огонь не влияет на воду. Соответственно в нормальном состоянии почки не влияют на селезенку -поджелудочную железу, селезенка -поджелудочная железа не влияет на печень, печень не влияет на легкие, легкие не влияют на сердце it сердце не влияет на почки (рис. 4). В качестве иллюстрации использования теории пяти элементов в лечебно-диагностической практике можно привести следующий пример. Болезненное состояние легких возможно из-за самих легких, во не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: по линий стимулирующих связей это могут быть патология селезенки -поджелудочной железы или почек, т.е. нарушения возникают или по линяй передающего энергию элемента (стимулирующего) к легким, или принимающего энергию от них - почки. По линии угнетающих связей *- патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легких) огнем (сердце)). Таблица соответствий «ПЯТИ ЭЛЕМЕНТОВ»
|