Студопедия — Особенности правовой системы США
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности правовой системы США






американское право базируется на английском общем праве.

Нормы общего права в его буквальном, чисто английском понимании, применяются американскими судами в последнее время в сравнительно ограниченных сферах, например, при рассмотрении обстоятельств причинения вреда и т.д. Но общее право, в широком смысле слова, как право, созданное судьями, сохраняет важное место в современной правовой системе США. Оно выступает не столько как совокупность прецедентов, сколько как своеобразный судейский метод регулирования общественных отношений.

в США сложилась дуалистическая система, состоящая из прецедентного права и взаимодействующего с ним законодательства.

Существенной особенностью правовой системы США является связь с федеративной структурой государственного устройства. Входящие в состав США штаты наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Это означает, что в США существует 51 правовая система: одна федеральная и пятьдесят в штатах.,

Важнейшая особенность американского права заключается в более свободном действии правила прецедента, проявляющееся в том, что Верховный суд США и верховные суды штатов никогда не были жестко связаны своими прецедентами.


 

74. Федеральное право и право штатов в правовой системе США.

Развитие правовой системы США привело к преобладанию федерального права над правом отдельных штатов.

В сферу компетенции федерального права входит регулирование экономики, финансов, обороны, авторских прав, патентных отношений, трудовых отношений, таможенных правил, внешней торговли, торговли между штатами, морского права, права охраны природы, банкротства и других общегосударственных проблем, строго оговоренных Конституцией США.

Сфера компетенции права штатов охватывает области семейного, наследственного, договорного, уголовного, земельного права, права компаний, страхового права и регулирования ценных бумаг и некоторых других.

Конституция США также закрепляет основные принципы, регулирующие взаимоотношения между штатами.

Прежде всего, это принцип полного доверия и уважения, согласно которому законы, действительные в одном из штатов, должны признаваться в другом.

Следующий принцип, регулирующий взаимоотношения между штатами, заключается в закреплении межштатных привилегий и льгот, согласно которому привилегии и льготы жителей одного штата распространяются на жителей других штатов, и включает в себя правовую защиту, право доступа в суд, освобождение от дискриминационного налогообложения.

И, наконец, принцип выдачи преступников, по которому, независимо от местонахождения преступника, любой штат обязан его выдать по требованию штата, где он совершил преступление


 

75. Источники и структура права США.

Основным источником права является судебный прецедент. Согласно существующим правилам, суд при решении какого бы то ни было вопроса является формально связанным решением по аналогичному вопросу, вынесенному вышестоящим судом или судом той же инстанции.

судебной практике это деятельность судов, связанная с правотворчеством, выраженным в выработке в процессе рассмотрения конкретных дел общеобязательных правил поведения.

федеральное законодательство играет роль определяющего источника права в регулировании вопросов экономики, финансов, обороны, трудовых отношений, охраны природы и иных общегосударственных проблем, а также таможенных правил, торговли между штатами, авторских прав, патентных отношений и др.

источником американского права является делегированное законодательство, т.е. нормативные акты, издаваемые высшими исполнительными органами США, право на принятие которых делегируется высшими законодательными органами США.

достаточно часто учитываются обычаи как коренного населения, так и других категорий населения, иммигрировавших в США.


 

76. Общая характеристика латиноамериканской правовой семьи.

Латиноамериканское право возникло на основе традиций и обычаев коренного населения, проживающего на территории Латинской Америки, и развивалось под влиянием романо-германского права, а также американского права. Латиноамериканское право, также как и романо-германское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам с учетом национальных особенностей.

сферы публичного права, особенно конституционного права, то оно построено по образцу правовой системы США. Это проявляется в том, что конституции этих государств заимствовали американскую форму правления, т.'е. президентскую республику, и другие государственные институты

функционирования судебной системы государств Латинской Америки также заимствованы из правовой системы США, что особо проявляется в деятельности и структуре верховных судов этих государств. Однако, судебный прецедент в системе источников права в правовых системах этих государств не выступает в качестве основного источника, аналогично американскому праву.

В государствах Латинской Америки традиционно армия рассматривалась в качестве единственного гаранта стабильности государственноправовой жизни и эффективного средства разрешения социально- экономических конфликтов общества, особенно в период острых политических кризисов.


 

77. Общая характеристика скандинавской (североевропейской) правовой семьи.

Скандинавская правовая семья объединяет национальные правовые системы Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии (некоторые авторы к этой группе относят правовые системы государств Балтии — Эстония, Латвия, Литва). Как справедливо отмечает О.Ф. Скакун, скандинавскую правовую семью можно охарактеризовать как смешанный (конвергентный) тип правовой системы, под которой понимается совокупность национальных правовых систем, имеющих общие закономерности развития и сходные признаки, сложившиеся как на основе местных источников права, так и широкого заимствования элементов правовых систем романо-германского, а также англо-американского типа.

доминирование нормативно-правового акта как формального источника права; использование судебного прецедента наравне с нормативно-правовым актом; признание деления права на частное и публичное; отвод норме права (образец поведения) основную роль в регулировании общественных отношений; проведение кодификации законодательства; соблюдение иерархии нормативно-правовых актов и существование паритета процессуального и материального права


 

78. Становление и развитие исламской правовой семьи.

следующие этапы:

— первый этап — зарождение и начальный период развития исламского права (VII в.);

— второй этап —доктринальная разработка исламского права в период становления Арабского халифата (VII—XII вв.)

— третий этап — развитие исламского права в эпоху Османского халифата (конец XIII — первая половина XX в.);

— четвертый этап — развитие исламского права в современный период (вторая половина XX в. — до наших дней).

Возникновение ислама связано с жизнедеятельностью Пророка Мухаммада (570—632), личность которого занимает важнейше место как в религиозной доктрине ислама Становление исламского права связано с появлением основополагающих источников исламской религии, которые одновременно являются и источниками исламского права. Божественные откровения, посланные людям через Пророка Мухаммада, позднее были собраны и составлены в Коран. Основные положения Корана доходили до мусульман в устной форме — заповедях, освещавших многие вопросы их жизни и веры, поэтому поступки, слова и даже умолчание Мухаммада и его сподвижников принимались в качестве комментариев к Корану. Эти комментарии сформировали второй по значимости источник исламского права — Сунну.

Важнейшим событием в правовом развитии Османского халифата стало вступление в силу Конституции 1876 г., провозгласившей принципы личной свободы и равенства всех подданных, независимо от вероисповедания.

Дальнейшее развитие исламского права характеризуется принятием первых кодифицированных актов не только в области публичного права, но и в сфере личного статута.


 

79. Особенности и источники исламского права

Прежде всего, это общинный характер исламского права, который заключается в том, что мусульманин, независимо от места жительства, должен соблюдать нормы исламского права из-за своей принадлежности к исламской общины, исламской религии. Исламское право, с точки зрения его происхождения, необходимо рассматривать не как результат деятельности человека, государственных органов, а как божественное откровение, дарованное Аллахом через Пророка Мухаммада. Согласно исламско-правовой доктриной, для исламской философии права основополагающим является понимание того, что единственным источником права является Аллах, который дарил свое право человеку. Особенностью исламского права является и то, что выполнение его норм следует из сознания мусульманина и осуществляется только в приказной форме, с соблюдением всех сторон ритуала.

Источники: - Коран и Сунна, имеющие в иерархии источников высшую силу и ценность. Коран считается ни книгой права, ни кодексом, а является религиозным, философскими моральным основанием исламского права и государства, началом в процессе их формирования и развития. Сунна уточняет предписания Корана и содержит высказывания, решения и действия Пророка Мухаммада. Иджма- Это согласованное мнение исламских правоведов и богословов из религиозных и правовых вопросах, требующих практического применение положений Корана и Сунны. Суть киясу заключается в применении тех или иных предписаний к новым,то есть при толковании закона мусульманськи юристы прибегают к рассуждению, пытаются соединять божественное откровение с умом человека.


 

80. Классическое исламское право и право современных мусульманских государств

Ни в одной национальной правовой системе исламских государств нормы классического исламского права не функционируют в чистом виде. Они дополняются с помощью обычаев, договоров, соглашений, административных решений и других нормативных актов, содержащих нормы позитивного права, а также на основе заимствований правовых положений у других правовых систем.

Для правовых систем современных исламских государств характерен дуализм права, который заключается в одновременном сосуществовании правовых норм, различных по содержанию и специфике, — норм классического исламского права и норм, заимствованных из других правовых систем, что позволяет приспособить правовые системы современных исламских государств к постоянно изменяющейся экономической и социально-политической среде.

Первая группа объединяет правовые системы тех исламских государств, в которых формирование и функционирование правовых систем происходит под прямым влиянием принципов и норм классического.исламского права, оказывающего глубокое влияние не только на регулирование в сфере частного права, но и на публичное право, например, на конституционное законодательство и на сложившуюся в данном государстве форму правления. Она была воспринята такими государствами, как Саудовская Аравия, Иран и Пакистан

Правовые системы современных исламских государств, входящие во вторую группу, характеризуются более умеренным подходом к применению норм классического исламского права в рамках современной правовой системы исламского государства. Это правовые системы таких государств, как Йеменская Арабская Республика, Ливия, Судан, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Бруней.

Для третьей группы исламских государств характерно ограниченное применение норм классического исламского права на уровне общих принципов, определяющих характер функционирования этих правовых систем, куда входят правовые системы Египта, Сирии, Марокко, Иордании, Алжира, Сомали, Афганистана и др.

Четвертая группа правовых систем исламских государств отражает наименьшее влияние и воздействие норм и принципов классического исламского права на их функционирование. Наиболее характерно это проявляется в таких государствах, как Турция, Тунис и Марокко


 

81. Исламская концепция прав человека

Исламская концепция прав человека представляет собой совокупность допустимых исламом норм, регулирующих взаимоотношения исламских государств с мусульманами и не мусульманами, проживающими на территории мусульманских государств, направленных на защиту прав и свобод человека. Источниками исламской концепции прав человека являются Коран, Сунна, Иждтихад, судебное решение и иные исламские соглашения по правам человека. В исламе концепция прав человека строится на убежденности в том, что Всевышний, и единственно он, является автором закона и источником прав человека. Права человека, дарованные Всевышним, не могут в силу своего божественного происхождения быть сокращены или упразднены какой бы то ни было правящей группой. Очень важное место в Исламе занимают такие основные принципы демократии как верховенство закона; принцип подотчетности народу.


 

82. Иудейское (еврейское) право (особенности, источники)

Главная особенность иудейского права заключается в том, что оно является составной частью иудаизма. Это прежде всего проявляется в их общем происхождении, а также в общности их источников. Как известно, источником религии и еврейского права Библия. Нормы иудейского права переплетены с религиозными нормами и преимущественно направлены на определение обязанностей человека как члена еврейской общины. Они регулируют отношения членов иудейского общества к Богу, его законов и заповедей, к религиозным ритуалив, к своему государству, общественных институтов, к другим членам общины и иноверцев.

Следующая особенность иудейского права заключается в том, что для него, в отличие от других правовых систем, характерний мононациональных характер, то есть действие иудейского права распространяется только на одну нацию - евреев. Важнейшим источником иудаизма и еврейского права является Ветхий Завет - часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Среди книг Ветхого Завета особое место занимает Тора рассматривается в иудейском праве как своеобразная конституция еврейского народа. Важным источником иудаизма и еврейского права является Талмуд.

Он делится на две основные части: Мишну и Гемара. Миншна - это сборник правил поведения, составленный еврейскими мудрецами в течение первых двух веков нашей эры, в которой закреплены нормы неписаного права, систематизированы различные обычаи, правила морали и законы еврейского народа.

 


 

83. Иудейское (еврейское) право и право современного Израиля

Правовая система Израиля смешанный характер: в ней есть элементы романо-германского и общего права, а также религиозного - иудейского и исламского права. Таким образом, иудейское право стало частью его правовой системы, но не его основой. Это объясняется тем, что правовая система Израиля является территориальным правом, то есть его действие распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории. Так Декларация независимости Государства Израиль закрепила принцип, согласно которому Израиль признается еврейским государством. В дальнейшем этот принцип нашел свое подтверждение в ряде законодательных актов, одобреннх парламентом - Кнессетом. С помощью иудейского права решаются вопросы бракосочетания, разводов, материального содержания членов семей, алиментов и управления личной собственностью. Кроме того, регулируются отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, интерпретации религиозных концепций (брак и развод иноземных евреев и евреев, проживающих в Израиле). Иудейское право применяется равинатськимы судами, которые, согласно закону, с 1984 г.. Представляет собой составляющими элементами судебной системы Израиля и имеют исключительную юрисдикцию по всем делам, которые касаются браков и разводов, а также некоторых других дел. Равинатськи суды действуют на оснований талмудического права. Особенность правовой системы Израиля заключается в том, что в Израиле иудаизм НЕ провозглашается в качестве государственной религии, однако он играет решающую роль в государственно-политической жизни израильського общества. В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключения браков между представителями разных направлений в иудаизме.


 

84. Отличительные черты и основные источники индусского права.

Индусское право является правом общин, проживающих в Индии или других странах Восточной Азии, а также в странах на восточном побережье Африки, объединенных индуизмом. Традиционно первым источником религии и права индусов были веды, которые представляли собой священные книги, содержащие божественные предписания. Эти книги являются сборниками религиозных песен, молитв, текстов, гимнов, появившихся в период, начиная с XIV по VI вв. до н.э. Веды как священные книги определяли духовную жизнь индусов и выступали источником индуизма и исламского права. Следующим источником индусского права являются смрити(составленные в IV—III вв. до н. э. В них содержались некоторые правила, регулировавшие поведение членов индусской общины, которые отражались, как уже отмечалось, в древнейших произведениях индусской литературы, являвшихся комментариями к ведам. Дхармашастры являются следующим источником классического индусского права и представляют собой сборники предписаний религиозно-нравственного и правового характера. Они состояли из совокупности правил, регулировавших поведение не только людей — представителей разных каст, но и властей, и даже богов. Позже появился следующий источник классического индусского права — комментарии к дхармашастрам — нибандхазы, представляющие собой сборники высказываний индусских философов и знатоков индусской религии, разъясняющих сложные и порой противоречивые положения, содержащиеся в дхар- машастрах.

Социальной основой индуизма и индусского права является кастовая система. «Каста» означает «качество». касты представляют собой замкнутую группу людей, занимающую строго определенное место в обществе и имеющую специфическое занятие или профессию и следовательно, обладающую особым специфическим самосознанием, обычаями и ритуалами.

Традиционно выделяются четыре касты: брахманы (священнослужители) составляют от 5 до 10% населения. Вслед за брахманами наиболее видное место занимают кшатрий (воины). Следующая каста — шудры (ремесленники). Это гончары, кузнецы, плотники, каменщики и др. Четвертая каста — это вайшьи (торговцы).


 

85. Индусское право и право современной Индии

Индусское право является правом общин, проживающих в Индии или других странах Восточной Азии, а также в странах на восточном побережье Африки, объединенных индуизмом. Современная правовая система Индии является территориальным правом, действие которого распространяется на всех граждан Индии, независимо от их религиозной и общественной принадлежности.

Конституционное развитие Индии можно разбить на два этапа. Первый этап начался с получения независимости в 1947 и продолжался по концу 70-х pp. XX в. Он связан с принятием Конституции Индии и широкомасштабными политическими и социально-экономическими преобразованиями, которые изменили политическое устройство Индии. Второй этап начался с конца 70-х pp. XX в. и продолжается по настоящее время. Индии вопрос о принятии индусского кодекса возникло вновь. Правовая система Индии признает конституционного контроля законов и решений судебных органов. Эту функцию выполняет Верховный суд Индии. Закон и судебный прецедент являются главными источниками «индийского» права. Важно отметить, что на основании судебных прецедентов в Индии возникло и усилилось так называемое казуальные (судебное) конституционное право, которое существенно дополняет и изменяет содержание конституционных норм.


 

86. Каноническое право: особенности, источники и использование в современном мире.

Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.

Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся: церковного правотворчества, прав и обязанностей членов церкви, иерархии церкви, канонов совершения таинств, управления церковным имуществом, церковной дисциплины и т.д.


 

87. Общая характеристика африканского обычного права.

Семья африканского обычного права представляет собой формы регламентации общественных отношений, которые существуют в странах Африки и на Мадагаскаре, основанные на государственном признании социальных норм, сложившихся естественным образом, и обычаев, превратились в привычку населения.

Поскольку в течение длительного времени нормы обычного права имели устный характер в форме поговорок, пословиц, мифов, то запись этих обычаев является первым шагом к его унификации и систематизации. Африканское обычное право претерпело сильное влияние в колониальный период. Выбор африканскими государствами той или иной модели правового развития был продиктован правовыми системами прежних государств метрополии.

Классическое обычное право входит в структуру современных правовых систем африканских государств, которые включают также элементы, заимствованные в различных правовых систем.


 

88. Особенности права суверенных африканских государств.

Правовые системы большинства государств Африки характеризуются как смешанные и плюралистические, в которых отражаются как особенности процесса формирования национального права, так и этнокультурные различия регионов страны, а также заимствованные правовые институты романо-германского и общего права. Таким образом, смешанный и плюралистический характер правовых' систем африканских государств объясняется многообразием содержащихся в них норм — норм обычносо права, норм исламского права, норм стран метрополий, норм, содержащихся в новом законодательстве, а также норм, вытекающих из африканского регионального и международного права.

Важнейшим фактором, повлиявшим на процесс становления национальных правовых систем африканских государств, является действие норм религиозного, прежде всего, исламского права, сохранившего в ряде африканских государств позиции, особенно в регулировании отношений личного статуса, т.е. отношений, связанных с семейными и наследственными отношениями, и др.


 

89. Общая характеристика китайского права.

Современная правовая система КНР является симбиозом древних правовых традиций и современного законодательства, основанных, с одной стороны, на древнекитайских философских и правовых концепциях, а с другой - на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторые принципах романо-германского права. правовая система Китая на современном этапе модернизирована и своей внешней формой отражает романо-германскую модель правового строительства. Однако правовой менталитет китайцев, их правовое сознание и правовое поведение не вписываются в романо-германскую модель и остаются в рамках традиционной конфуцианской концепции правопонимания, где нраву в процессах общественного развития отводится не главная, а вспомогательная роль. Основным источником современного китайского права является закон. Систему законодательства возглавляет конституция. Быстрый рост законодательного массива после принятия Конституции 1982 является отличительной чертой современной китайской правовой системы. Источником современного китайского права есть и подзаконные акты, такие как постановления. Важными источниками права остаются традиции и обычаи, которые берут свое начало в конфуцианстве.


 

90. Общая характеристика правовой системы Японии.

Японское право сформировалось под влиянием концепции китайского правопонимания. Со второй половины XIX в. наступил период «вестернизации» японского права. Под влиянием романо-германского права была принята конституция, гражданский кодекс, уголовный кодекс, а также ряд других важных нормативно-правовых актов. После Второй мировой войны японское право испытывает на себе значительные влияние американского права, вследствие чего оно начинает перестраиваться, во многом по его образцу. Современная правовая система Японии смешанный характер, поскольку она базируется, с одной стороны, на этических, религиозных и правовых нормах, сложившихся на основе обычаев и традиций японского общества и древнекитайских религиозно-философских концепций, а с другой - на заимствованных правовых положениях в других правовых систем. Главным источником современного японского права является закон, представляет собой нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом государственной власти.

Систему законодательства в Японии возглавляет конституция - основной закон государства, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты. Согласно Конституции, формой правления в Японии является конституционная монархия. нормативно-правовой договор, обычаи, международные акты и договоры

 


[1] Архитектоника - (в литературе) общее построение художественного произведения (то же, что «композиция»)







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия