Рецепция римского права и его значение для романо-германского права.
Термин «рецепция» происходит от латинского <rcceptio»- принятие. О праве рецепцию понимают как заимствования, восприятия какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт иной национальной системы» С римского права были заимствованы разделение права на частное и публичное, имущественное и личное право, понятие собственности и др. Также разрабатывались и вводились в ткань права новые идеи, теоретические положения. Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего, борьбой между светской и церковной властью, укреплением бюрократических структур власти. Существовали и другие предпосылки рецепции римского права в странах Западной Европы. Экономические предпосылки были связаны с тем, что после потрясений и разрушительных войн в VI-VIII вв. постепенно оживлялась хозяйственной жизни, рос торговый оборот, для регулирования которого германского, французского обычай ного права стало недостаточно. Политические предпосылки рецепции заключались в том, что буржуазные элементы городского населения, зарождались, были заинтересованы в сильной централизованной держави2. Рецепцию римского права связывают, прежде всего, с деятельностью Болонского университета, в котором излагалось право многим студентам, приехавшим из разных стран. Процесс обучения включал чтение источников и комментирования их профессорами. Причем комментирования не имело лишь вспомогательный характер, а выливалось в толковании положений норм права. Такие толкования назывались глоссами, а преподаватели - глоссаторами. Кроме глосс, известных еще классическим юристам, средневековые глоссаторы создавали общие предварительные замечания, обзоры той или иной части своды гражданского права, а также сборники различных юридических правил1. Способствовала рецепции римского права и католическая церковь. Причин тому было несколько: географическая общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, ответственность за деликты и др., Заложенные в римском праве, также были очень близки христианству, так же как и идея формирования частного права с учетом норм права природного2. Появление школы глоссаторов была связана с утверждением положения о необходимости воссоздания первоначального текста Кодекса Юстиниана, тем самым освободив его от тех наслоений и комментариев, которые были даны в более поздний период. Воплощение данных идей ярко отразилось в знаменитом труде Аккурсия, которая, по сути, была комментарием в Кодекс Юстиниана. Основатели школы пост-глоссаторов (Луллий, Раван) предлагали ввести новые методы познания права, выводятся из общих принципов права и его отдельных положений. А.И. Косарев предлагает такую периодизацию рецепции римского права, которая представляется наиболее приемлемой. I этап - это ранняя круглосуточно. ее относят к XII-XIII вв. Она в основном проходила в форме изучения, преподавания и комментирования положений классического римского права. II этап - средневековая круглосуточно (XIV-XVII вв.). Это период разложения средневековых и становления буржуазных отношений. Круглосуточно проходила в форме прямого применения судами и должностными лицами, обладавшими гражданской и уголовной юрисдикции, норм римского права. Средневековая круглосуточно характерна, прежде всего, для Германии. III этап - это круглосуточно периода утверждения буржуазных отношений в Западной Европе (XIX - начало XX в.). Характеризуется созданием систематизированных актов (кодексов, уложений и т. д.) на основе положений римского праву1. Итак, романо-германское право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное к нуждам нового времени, оно все более отходило от права Юстиниана и становилось систематизированным правом, основанным на рациональное начало
6 5 Особенности романо-германской правовой семи. Использование термина «романо-германское право» обосновывается тем, что данная правовая семья включает правовые системы «романских» и «германских» государств. Романо-германское право еще называют континентальным правом. Термин «континентальное право» вошел в науку сравнительного правоведения в конце XIX в. и достаточно условным. Оно отражает территорию распространения данного права в данный конкретный отрезок времени. После его распространение далеко за пределами континентальной части Европы условность использования данного термина для обозначения романо-германского права стала очевидной и такой, что неполно отражает реальное положение вещей. Использование термина «гражданское право» по романо-германского права объясняется его историческими корнями, уходящее римского права, прежде всего, - римского частного права. Кроме того, романо-германское право также называют еще законодательным правом, связано не только с тем, что основным источником права являются законы и особая роль в его формировании отводится кодификации, но и с тем, что основные принципы функционирования данного права содержатся именно в законах. География распространения романо-германской правовой семьи, как уже отмечалось, включает национальные правовые системы многих государств современного мира. Сформировалась она на территории континентальной Европы. В романо-германской правовой семьи прилегающих правовые системы всех государств Латинской Америки, национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашел отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира. Главной особенностью романо-германской правовой семьи, как уже отмечалось, является ее формирование на основе рецепции римского права. В каждом отдельном государстве континентальной Европы формирования национальной правовой системы базировалось, прежде всего, на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и понятных терминах, организацией норм обычного права в определенную систему. Важной особенностью романо-германского права является его ярко выраженный кодификационный характер. По сравнению с другими правовыми семьями, где кодификации претерпели значительные правовые массивы, в романо-германском праве кодификация отличается тем, что она имеет более глубокое и прочное исторические корни. Кодификация права, началась в странах Западной Европы в г; (Средневековья и продолжается по сей день, большое влияние на характер и процесс развития романо-германского права, во многом обусловила важнейшие тенденции его эволюции. Важной особенностью романо-германского права следует считать ярко выраженную, по сравнению с другими правовыми семьями, его доктринальнисть. В западной научной литературе в связи с этим традиционно указывается на то, что работы ученых-юристов, подобно решений суда, пользуются значительным влиянием в системе гражданского прана ". Исторической особенностью романо-германского права является повышенный статус частного права относительно публичного права, то есть соблюдается принцип первичности частного права и вторичности публичного права. Не случайно данная правовая система берет свое начало именно из римского частного права, а не из римского публичного права. Долгое время в романо-германской правовой доктрине считалось, что настоящий юрист должен заниматься проблемой частного права, тогда как публичное право считалось предметом изучения не юристов, а философов, социологов и политологов. Верховенство закона, как основополагающий принцип функционирования правовой системы, является еще одной особенностью романо-германского права. Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним, а в случае противоречия любой акт может быть опротестован или отменен. Правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником романо-германского права была доктрина, то после французской кодификации им становится закон. В романо-германской правовой доктрине закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, осуществляемое судами. Прямая правотворчество, осуществляемая компетентными государственными органами, свойственна романо-германском праву (законодательной правовой семьи), что позволяет строить правовую систему целенаправленно, достигать во всем комплексе правовых средств высокого уровня нормативных обобщений и обеспечивает ее высокую эффективность. Понятие правовой нормы является одним из важнейших элементов романо-германского права. Романо-германское право выработало единую точку зрения на ЕЕ понимание. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Понимание правовой нормы сводится к следующему: норма права - это правило поведения, является общим и общеобязательным, имеет большое значение. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное распоряжения, как выше правило поведения для граждан и государственных органов.
|