Студопедия — Порядок слов в предложении.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Порядок слов в предложении.






Большое значение имеет порядок слов в предложении, нарушение которого ведет к стилистическим ошибкам.

При перестановке слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения. Сопоставим предложения: Эти фильмы мне не нравились. – Не нравились мне эти фильмы.

Инверсия – обратный порядок слов в предложении. Однако всякий обратный порядок в предложении должен быть эстетически оправдан, иначе это приводит к грубым стилистическим ошибкам. Например: На стендах… афиши и плакаты о выступлениях И. Эринбурга на немецком, французском, чешском и польских языках.

 

7. Ошибки устной речи: семантические, стилистические. Соотношение слова и образа.

Различают понятия «ошибка» и «недочет» в устной речи.

Ошибка – это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного языка. При ее оценке говорят: «Так сказать нельзя, это звучит неправильно».

Недочет – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Недочет оценивается с позиций «хуже или лучше», т.е. как шероховатость в речи.

Ошибки и недочеты устной речи отмечают в словоупотреблении и в построении текста.

В словоупотреблении встречаются семантические и стилистические ошибки.

Семантические – это нарушения требований точности словоупотребления:

употребление слова в не свойственном ему значении;

· смешение паронимов;

· неразличение оттенков значения синонимов;

· нарушение лексической сочетаемости;

· тавтология.

Стилистические ошибки связаны с нарушением требований коммуникативной целесообразности высказывания:

· употребление слов иной стилевой окраски;

· неуместное употребление эмоционально-экспрессивной лексики;

· неоправданное употребление просторечных и диалектных слов;

· употребление штампов;

· смешение лексики разных исторических эпох.

Речевые недочеты в построении текста:

· неудачное использование как средства связи;

· неудачный порядок слов;

· нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложениях текста.

Устная речь не дает возможности задумываться о морфологии и синтаксисе. Публичное выступление требует автоматической реализации грамматических навыков. Знание грамматики способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирает наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые в наибольшей степени соответствуют в данной ситуации нужному стилю речи.

Французская пословица гласит: «Чтобы стать кузнецом – надо ковать железо!» Ее смысл нужно перенести на устное выступление и тогда главным способом достижения успеха будет: «Чтобы стать оратором – надо постоянно говорить прилюдно».

Посткоммуникативный анализ ошибок и удачных речевых оборотов поможет оперативно реагировать на собственное речетворство. Опыт показывает:одни, заметив за собой обилие речевых ошибок, отказываются от последующих выступлений; другие – соглашаются с существованием недостатков и довольствуются пониманием окружающих. Путь даже в тысячу километров начинается с первого шага, и «царского пути» в постижении риторики – нет.

 

8.Литературные нормы произношения слов

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:

Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;

Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;

Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым, анализировать свои ошибки и недочеты;

Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного, рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

 

9. Эмоции и чувства. Техника речи оратора. Фонетическая правильностьречи.

Цель эмоционально-выразительных лингвистических средств состоит с управлении процессом активного мышления слушателей, а не в украшательстве речи. Эмоции говорящего влияют на публику, и наоборот, эмотивное восприятие речи аудиторией стимулирует деятельность оратора. Внутреннее эмоциональное состояние и содержание текста внешне выражаются прежде всего словом.

Лексика русского языка, как и ноты, музыкантам, дает людям одинаковые возможности слагать фразы и предложения. На самом же деле тексты у всех получаются разные. Одни явно тяготеют к образному изложению материала, другие – обращают внимание, главным образом, на правильность и точность передачи содержания, третьи – пользуются и тем, и другим, оказывая лишь некоторое предпочтение одному из этих приемов.

Мастерство оратора заключается в том, чтобы выдержать чувство меры в использовании выразительных средств и не растворить в «красивых» словах содержание.

В последнее время происходит постоянное сокращение предложений и концентрации информации в меньшем количестве слов. Эта попытка сэкономить время ведет к большой потере эмоционального воздействия на слушателей.

Оратор – тоже художник. Задача любого художника – научить людей видеть. И даже шире: «увидеть», далее – «согласиться» и «встать на сторону оратора». Надо изобразить предмет или явление так, чтобы оно стало зримым, образным, реальным в воображении. Для этого нужно много словесных красок. Ими являются тропы, фигуры и речения.

Выразительность – это особенность стиля речи, художественная окраска идей, захватывающая внимание, создающая атмосферу эмоционального сопереживания, эстетического наслаждения. Впечатления, сохраняющиеся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, составляют ряд образов. Люди не только слушают речь, но и видят, чувствуют ее. Слова не вызывающие образов, утомляют.

Научиться управлять своими эмоциями непросто, вызвать их в нужный момент – еще сложнее.

В риторике существуют приемы «усиления формой», своеобразное повторение. Для слушающего каждая новая высказанная мысль трудна для понимания. Ему нужно дать время вдуматься в нее, усвоить, сосредоточить на ней внимание. Речь не должна быть с длинными паузами и перерывами, иначе в ней не будет ритма и нужного темпа. Чтобы избежать повторения, оратор описывает предмет с разных сторон, создает стереобраз.

То, что первоначально звучало в прямых выражениях может быть повторено в виде метафоры. В антитезе можно переставить противополагаемые понятия, в умозаключении – вывод и посылку и т.п.

Усилению речевой выразительности способствуют изобразительные средства языка, которыми испокон века пользуются писатели, поэты и ораторы.

Прежде все – это фонетические средства, не обладающие собственным понятийным содержание, которые могут вызвать в нашем представлении какие то неясные образы, воспринимаемые эмоционально. М.В.Ломоносов отмечал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха. Учащение письмен Е,И,Э,Ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей. Через Я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность. Через О,У – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль».

В языке еще выделяют «звуковые узоры»: отмечено, что звуки В,Н,И,Л,Е – «нежные» и «светлые», а Г,Х,Ж,Ы – «тоскливые, грустные, темные».

Отсюда следует, что для передачи настроения можно использовать слова и словосочетания, насыщенные соответствующими звуками и цветами.

Любая осмысленная эмоция есть, прежде всего, отношение, которое возникает при оценивающем мотиве. Эмоциональной выразительности способствуют глаголы. Они придают речи динамичность, а прилагательные в качестве «украшения» утяжеляют речь.

Немаловажное значение для эмоционального воздействия оратора на аудиторию имеет проблема владения своим лицом. По лицу можно судить об эмоциональных переживаниях человека. Вместо того, чтобы сказать «да» или «согласен», можно кивнуть головой или опустить и поднять веки.

Особенно экспрессивны губы человека. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые губы – сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении.

Физиологическое состояние человека сказывается на его способностях к эмотивному сопровождению текста. Расстройства, вызванные нервным потрясением, сильным утомлением, испугом, отражаются на способности человека к речи, ослабляют силу эмоционального воздействия.

Важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи играет интонация. Это центральное понятие среди внеязыковых средств речи (мелодика, жест, мимика), которые являются вспомогательными для лингвистического (словесного или вербального) канала. Они оживляют мысль, экономят средства языка (слова), компенсируют многое из того, что недоговорено словами, снимают многозначность слов, демонстрируют стилистические оттенки, чувства, отношение.

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы (интенсивность звучания), внутрифазовых (логических или смысловых) темпа (ускорений или замедлений в произношении слов и фраз), ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звуки.

С точки зрения эмоционально-языковой выразительности различают три стиля ораторского выступления:

Рационально-аналитический – спокойный по тону, близкий к академической речи, выдержанный в логических строгих категориях.

Эмоционально-экспрессивный – темперамент, рассчитанный на чувственную заразительность слова, на воздействие с помощью активной жестикуляции и выразительной мимики.

Синтетический – вбирает в себя особенности первых двух, здесь с одинаковой силой использованы логически строгий анализ и эмоциональные взлеты, последовательность академической, научной речи и неотразимое обращение к аудитории.

 

10. Публичная речь, требования, предъявляемые к ней.

Публичное выступление — устная форма речи. И чем более ей свойственны все характеристики живого разговора, тем сильнее ее воздействие на слушателей. В то же время это речь подготовленная, базой для нее, как правило, служит написанный текст.

Характерной особенностью публичной речи является то, что она происходит в ситуации живого общения, в то время как письменный монолог от нее отстранен. Отсюда проистекают специфические трудности для каждой из этих форм.

Другая отличительная особенность — это живая интонация разговорной речи, т.е. возможность в устном монологе выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и тембрально-тоновой окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой, жестом.

Основные требования к оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, лектор прежде всего должен отлично знать предмет своей лекции, быть широко эрудированным в этой области и, конечно же, образованным и политически грамотным человеком. Главным, ведущим всегда остается содержание лекции, ее высокая идейность, научность, информативность, актуальность и органическая связь с действительностью, жизнью народа. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чем пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны — ему не поверят, за ним не пойдут.

Совершенствование лекторского мастерства — процесс бесконечный и более всего зависящий от активной тренировки: чтобы научиться выступать, надо делать это

11.Основные моменты речевой подготовки. Цель публичной речи.

Основные моменты речевой подготовки. Определение целей речи. Анализ аудитории и ситуации. Отбор и ограничение предмета речи. Сбор материала. Создание плана речи. Подбор слов для речи. Практика произнесения вслух.

 

А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья рече­вая манера далека от совершенства: актерствующий краснобай, говорящий больше для де­монстрации собственной персоны, чем для общения; прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании; отшельник, игнорирующий аудиторию; виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит; болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком.

Естественность и непринужденность выступления, раз­мышление и выбор, рождение слова "на глазах аудитории" очень важны. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт тво­рения речи.

Не следует, предупреждают в один го­лос все специалисты, выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обду­мывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующи­еся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения текста выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией.

Большинство хороших ораторов использует метод имп­ровизации. При этом речь очень тща­тельно планируется, но слова никогда не заучиваются на па­мять. Вместо этого оратор откладывает план-конспект и прак­тикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз.

Ряд советов предлагает Дейл Карнеги. Некоторые из них наиболее актуальны для деловых переговоров, бесед или вы­ступлений.

^ Проявляйте уверенность. Важно быть уверенным в себе (для чего необходимо владеть материалом с большим запасом), но не быть самоуве­ренным.

Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повы­шает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызыва­ет уважение слушателей. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общения больше всего подходит следующий: изложение фактов (краткое освещение ситуации); высказывание соображений, вытекающих из них, или кон­кретных предложений по существу; приглашение к сотрудничеству или действиям.

Предшествовать этому может привлечение внимания и возбуждение интереса, а в завершение можно раскрыть мо­тивы, побуждающие людей к действию.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы гово­рите. Если смотреть поверх слушателей или на пол, то беседа или публичное выступление будут "убиты". Хорошее выступ­ление — это разговорный тон и непосредственность. Реко­мендуется акцентировать наиболее важное ударением, силой звука, изменением темпа или паузами.

Очень важно и трудно быть ясно понятым. Используйте для это­го ассоциации и сравнения. Избегайте специальных терми­нов, если не все слушатели связаны с вашей профессией. Ис­пользуйте зрительное восприятие слушателей как с помощью иллюстраций или экспонатов, так и вызывая образность пред­ставления. Для этого старайтесь быть более конкретным и определенным. Абстрактные суждения и утверждения сопро­вождайте примерами. Можно повторять главные мысли, но не следует употреблять дважды одни и те же фразы. Не пы­тайтесь затронуть слишком много вопросов, особенно если вы­ступление небольшое.

Следовательно, публичная (ораторская) речь должна быть: публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диа­лога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной свя­зью); спланированной и организованной предварительно, но откорректированной и окончательно сформированной в про­цессе выступления; проблемной; развернутой менее, чем пись­менная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как и устная речь); простой по конструкции фраз; построенной не по нормам и правилам литературного языка и грамматики, а по законам устной речи; доходчивой, образной и эмоциональ­но

12. Средства публичной речи. Понятия и термины в публичной речи.

Средства публичной речи. В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические средства, мето­ды доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.

^ Логические средства публичной речи. Представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положе­ния или предмет речи.

Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения.

Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, под­ходящие для данного конкретного случая. Применение определений в речи связано с прояснением слов, которых слушатели не знают, уточнением их значения, пояснением новых терминов через уже известные.

Классификация — разновидность определения. Это - ло­гическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам. Цель классификации — раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов.

Одно и то же понятие может делиться по разным при­знакам.

Различают вспомогательную и естественную классифи­кации. Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих. Вторая — с целью распределения предметов по классам на осно­вании их наиболее существенных признаков.

Публичная речь предполагает логически корректное ис­пользование понятий и терминов. Понятие предполагает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группированием класса по принципу указания на единичные признаки, общие при­знаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.

Языковой основой понятия служат слова, имена, терми­ны. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом поня­тии различаются объем (класс предметов, имеющий выделен­ный признак) и содержание (признак или совокупность при­знаков).

К фактическим средствам можно отнести статисти­ку, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают "короля доказательств" — факт.

^ Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение.

Пример-факт в отличие от экземплярного суждения от­сылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкрет­ному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.

Пример-предложение — вывод из примера-факта. В приме­рах этого рода классифицируются типичные случаи, подме­чаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.

^ Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.

Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

^ Статистические данные — это пример в цифровом вы­ражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в пуб­личной речи. В число наглядных пособий входят чертежи, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.

13. Визуальные и фактические средства публичной речи.

^ Логические средства публичной речи. Представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положе­ния или предмет речи.

Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения.

Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, под­ходящие для данного конкретного случая. Применение определений в речи связано с прояснением слов, которых слушатели не знают, уточнением их значения, пояснением новых терминов через уже известные.

Классификация — разновидность определения. Это - ло­гическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам. Цель классификации — раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов.

Одно и то же понятие может делиться по разным при­знакам.

Различают вспомогательную и естественную классифи­кации. Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих. Вторая — с целью распределения предметов по классам на осно­вании их наиболее существенных признаков.

Публичная речь предполагает логически корректное ис­пользование понятий и терминов. Понятие предполагает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группированием класса по принципу указания на единичные признаки, общие при­знаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.

Языковой основой понятия служат слова, имена, терми­ны. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом поня­тии различаются объем (класс предметов, имеющий выделен­ный признак) и содержание (признак или совокупность при­знаков).

К фактическим средствам можно отнести статисти­ку, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают "короля доказательств" — факт.

^ Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение.

Пример-факт в отличие от экземплярного суждения от­сылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкрет­ному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.

Пример-предложение — вывод из примера-факта. В приме­рах этого рода классифицируются типичные случаи, подме­чаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.

^ Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.

Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

^ Статистические данные — это пример в цифровом вы­ражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в пуб­личной речи. В число наглядных пособий входят чертежи, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.

14. Невербальное общение: мимика, жестикуляция, ритмические жесты, эмоциональные жесты, указательные жесты, символические жесты

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального {вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушаеі доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвед взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам*, считает создавшееся положение безнадежным.

И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, с стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна,

В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

Жестикуляция

О многом может сказать и жестикуляция собеседника.

Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно.

Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных сло-вочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, поло-жа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Жесты, жести, жесты

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

Говорит, что воду цедшп;

Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 169. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия