Риторические фигуры установления эмоционального контакта с адресатом.
Для речевого поведения правильно подготовленного и риторически образованного говорящего (не обязательно именно оратора, но и собеседника) характерно неукоснительное соблюдение следующего принципа: если хочешь убедить, не обижай. Более того, хвали (лучше намеком, чем прямо) и поддерживай бодрость адресата; постоянно внушай, что считаешь его достойным и равным себе, а еще лучше — превосходящим себя. Если станешь действовать иначе — уронишь собственное достоинство: ни один уважающий себя человек не будет говорить с недостойным. (Принцип, как видите, может показаться устаревшим, однако риторическая практика, да и вообще жизненный опыт показывают: он сохраняет действенность и по сей день, и только весьма недалекие и самонадеянные люди его недооценивают.) К фигурам установления эмоционального контакта с адресатом относятся: 1.Ободрение и одобрение – фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости и надежды слушателям. Особенно необходима (и поэтому часто используется) в начале и особенно в конце публичной речи. Пример: Людям мудрым, влиятельным и могущественным – таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страждет. (Цицерон) 2.Признание своей ошибки – фигура выражения говорящим сожаления по поводу собственных ошибок, прежних взглядов. Это мощнейший способ возбуждения симпатий слушателей. В речи современных ораторов, особенно отечественных, фигура умаления приобрела чисто декоративную роль: слушатели, как правило, понимают, что оратор вовсе не признает собственных ошибок, потому что считает себя безупречным, а вот свою аудиторию, напротив, ценит весьма низко. Оттого это риторическое средство вызывает эффект прямо противоположный должному: вместо того чтобы превратить слушателей в союзников, склонить на свою сторону, оратор только раздражает и восстанавливает их против себя. Применяя фигуру умаления, нужно играть строго по правилам. Пример: «Да, он человек объективный; он умеет оценить все правильно; он человек искренний, а что до ошибок... Ведь и я сейчас думаю так же, что ж, все мы не без греха, может быть, и я ошибаюсь», — вот что подумает адресат речи, когда услышит, что оратор говорит:...Эти роковые предубеждения [ошибочное мнение], я сознаю, что не имею права осуждать их. Никто не поддавался им с большим увлечением, никто не высказывал их так громко, как я... Я позволил себе сказать... слова, о которых теперь вспоминаю с горьким сожалением... (Сергеич) 3.Уступка – Эта фигура состоит в том, что говорящий сперва как бы соглашается с мнением оппонента, а потом, анализируя его, разбирая, вместе с адресатом своей речи приходит к тому, что это мнение неверно (и подводит к этому слушателя). На возражение лучше всего ответить, не говоря сразу: нет, вы не правы. Для беседы, спора современному ритору следовало бы во многих случаях взять себе за правило: «нет не говорить», по крайней мере, не стоит говорить «нет» немедленно после высказывания оппонента; неправильно начинать со слова нет свою реплику. В речи культурных спорщиков и собеседников фигура допущения (концессио) упрощается и может принимать следующую форму: Пример: Да, но... или: Согласен с тем-то и тем-то, но...; Вы правы в том-то и том-то, но...; Совершенно справедливо, однако... (и т. д.). Понятие оратории. Композиция публичной речи. Работа над планом публичной речи. Кошанский: Оратория «есть особое изящное искусство, которое не довольствуется изобретением, расположением и выражением мыслей, как все роды прозы, но требует еще произношения – языка действий». Ломоносов: Оратория – это «наставление к сочинению речей в прозе». Композиция, или построение, структура– это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления целесообразное их соотношение в определенной системе. Композиция речи – это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Речи могут быть различными (по типам): академические, политические, судебные, информативные, развлекательные. Но любая речь с точки зрения ее структуры строится по единому принципу. Следует соблюдать пропорции речи. Вступление+заключение должны составлять не более 1/3 всего выступления. Особенно важен регламент. Прерванное выступление на полуслове придает речи в целом незавершенность, недосказанность.
|