Студопедия — Концепция смысловых моделей Т.В. Анисимовой, Е.Г. Гимпельсон.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Концепция смысловых моделей Т.В. Анисимовой, Е.Г. Гимпельсон.






Альтернативная классификация топов (Анисимова, Гимпельсон)

Основывается на различении тезиса и топоса. Тезис – мысль оратора для себя. Топос – мысль оратора для аудитории (почему аудитория должна с ним согласиться или нет).

1. Прагматический. Что считает полезным и выгодным эта аудитория.

2. Интеллектуальный. Что считает интересным, каких убеждений и взглядов придерживается эта аудитория.

3. Эмоциональный. Что считает приятным эта аудитория.

4. Морально-этический. Что считает нравственным эта аудитория.

5. Эстетический. Что считает прекрасным эта аудитория.

Классическая классификация используется в любой аудитории. Альтернативная классификация отвечает потребностям данной конкретной аудитории.

 

26) Расположение изобретённого (диспозиция). Типы речи по способу расположения содержания.

Диспозиция – это способы и порядок представления изобретенного содержания в речи.

- В Античности диспозиция рассматривалась как учение о развертывании целого текста, а не его синтеза (т.е. композиция).

- На этапе диспозиции изучаются риторические правила и рекомендации, определяющие расположение изобретенного содержания речи.

- Правила расположения идей в речи и соответствующие практические навыки и умения

не являются жесткой схемой и допускают варьирование.

Этап диспозиции требует от ритора отбора необходимых сведений из общего объема подготовленных, установления их нужной последовательности, содержательного структурирования материала, обеспечения целостности сообщения и связности его содержательных частей.

Основная задача диспозиции:Разработка целесообразной композиции, отвечающей потребностям речевого общения и направленной на управление вниманием адресата.

За многовековую историю риторика разработала множество образцов, которые помогают структурно организовать речь. Но в основе любого из них лежит простейшая композиционная схема:

• вступление;

• основная часть;

• заключение.

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР)– это коммуникативно-обусловленные типизированные разновидности монологической речи. Термин ФСТР был введен в научное обращение советским исследователем О.А. Нечаевой (1974). К ФСТР традиционно относятся описание, повествование, рассуждение и др.

Каждый ФСТР характеризуется определенной прагматической функцией, типом логического содержания и структуры.

- Описание реализует задачу автора представить предметы в их качественной определенности, путем перечисления их признаков.

- Повествование имеет своей задачей представить последовательность событий.

- Задача рассуждения – убедить читателя в существовании причинно-следственных связей между явлениями.

Функционирование ФСТР в той или иной стилевой разновидности литературного языка в значительной степени обусловлено целями коммуникации в соответствующей сфере общения.

Описание – это констатирующая речь, дающая статическую картину, понятие о характере, составе, свойствах, качествах объекта путем перечисления существенных и несущественных его признаков.

Повествование – это рассказ о событиях во временной последовательности, динамический смысловой тип речи.

Рассуждение (размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

27) Тип речи «описание»: понятие, структура, способы организации.

Описание – это констатирующая речь, дающая статическую картину, понятие о характере, составе, свойствах, качествах объекта путем перечисления существенных и несущественных его признаков.

Цель создания описательного текста – раскрыть суть предмета или явления в статике (состоянии покоя или равновесия).

В описании объект, явление не развиваются, нет сюжетного движения, признаки описания могут обозначать временные явления или его постоянные свойства, качества и состояния.

Разновидностями описания являются портрет, интерьер, пейзаж, описание животного, растения, любого неодушевленного предмета.

Центром описания являются существительные и прилагательные с предметным значением, вызывающие в сознании слушателей конкретный образ.

В описании обычно наравне используются формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола.

Описания более или менее однородны по своей синтаксической структуре, так как они содержат перечисление опорных слов или слов, обозначающих признаки описываемого объекта, в прямом или переносном значении.

Структура описания:

1) Во ведении можно

- можно обратиться к предмету описания «в живом и сильном чувстве» (Н.Ф. Кошанский);

- можно сказать о времени дня или года;

- сказать о месте, где предмет находится или встречен; при этом сначала дать общую картину окружающего, а потом авторский взгляд сфокусировать на предмете.

- «тонко остановить внимание на предмете», выделяя его из общего фона, из окружающего;

- сделать вид, что вы встретили предмет описания случайно (во время прогулки, путешествия, нечаянной встречи).

2) Основная часть речи-описания

- Если предмет «бездействует» (озеро, холм и пр.), описываются перемены в нем в разное время (топ «обстоятельства: время»).

- Если это неодушевленный (физический) предмет и он как целое состоит из частей (город, сад, деревня), то описываются отдельные его части, даются картины с разных сторон (топ «целое – части»).

- Если это предмет нравственный, отвлеченный (например, скромность, сострадание, роскошь, праздность и пр.), то используется топ «род, вид, разновидность».

- Если это действующее лицо («герой»), то описываются его свойства и действия (топ «свойства»).

- Особенно полезно использовать топ «сопоставление» (подобие или противное).

Организуя описание, помните о следующем:

- «Что больше вам нравится (в предмете), то должно быть после» (Н.Ф. Кошанский); самое интересное и привлекательное в предмете речи располагать ближе к концу, «по нарастающей», чтобы достигнуть кульминации, высшей точки заинтересованности адресата к концу описания;

- все части предмета четко отделить друг от друга и описать порознь последовательно;

- избегать излишней детализации; стремиться выделить то свойство предмета, которое и делает его таковым (или несколько таких свойств), а потом использовать это свойство как стержень всей речи о предмете;

- избегать повторов.

3) Заключение речи-описания

- В конце описания можно вновь употребить обращение к предмету;

- Выразить собственные чувства и желания;

- В самом конце высказать «нравственную занимательную мысль или высокую и разительную истину» (Н.Ф. Кошанский).

В создании хорошей речи-описания важны:

-правильный выбор главной, характерной черты (свойства) или детали (части), определяющей сущность предмета или делающей его интересным;

- подбор точного сравнения (создание образа), основанного именно на этой главной характерной черте, существенном признаке предмета.

Элементы описания:

1. Логические – перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи; указание на принадлежность предмета описания к классу объектов; указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

2. Структурно-содержательные – представление о целом дается в начале или в конце текста; детализация производится порядке значимости признаков; используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления.

3. Стилистико-синтаксические – используются простые или сложные предложения, употребляются номинативные предложения, активно используются безличные предложения.

Принципы риторики описания: характерный признак, образ, взгляд.

Принципы расположения содержания в хорошем описании:

1.Правильный выбор характерной главной черты или детали, определяющей сущность предмета или делающей его интересным

2.Подбор точного сравнения (создание образа), основанного именно на этой главной характерной черте, существенном признаке предмета

3.Выбор точки зрения, направления «взгляда» на предмет.

28) Тип речи «повествование»: понятие, структура, способы организации.

Повествование – это рассказ о событиях во временной последовательности, динамический смысловой тип речи.

Повествование передает сменяющиеся действия или состояния, которые развертываются во времени. В повествовании имеется сюжет, в нем действуют персонажи.

Цель создания текста-повествования – представить предмет или событие в динамике (развитии действия) с учетом напряжения действия.

Задача оратора – изобразить последовательность событий, с необходимой точностью передать эту последовательность.

В повествовании передается содержательно-фактуальная информация. Динамика повествования создается благодаря использованию глаголов конкретного действия.

Структура:

1. Во введении можно

- обратиться к адресату: слушателю или читателю;

- высказать общую мысль рассказа (повествования);

- высказать общепринятую истину в афористической форме;

- указать на место, время, действующее лицо (где? когда? кто?).

2. Основная часть речи-повествования может быть развернута по-разному.

Это могут быть:

- две параллельные или пересекающиеся сюжетные линии;

- временные переносы – повествование не с начала, а с итога жизни героя;

- обрамление – рассказ в рассказе и другие варианты.

Рассказчик должен «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину.

3. Заключение речи-повествования должно:

- содержать развязку истории.

- быть рассказано так, чтобы соответствовать началу и середине.

После развязки можно высказать «нравственную мысль» или сделать вывод из всего повествования.

Элементы повествования:

1.Логические – перечисление основных фактов развития действия, демонстрация взаимосвязи этих фактов.

2.Структурно-содержательные – композиция хронологизирована, подчеркивается динамизм, смена событий, отдельные части (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) выделяются в зависимости от напряженности действия.

3.Стилистико-синтаксические - используются простые и сложные предложения: со сказуемыми – глаголами совершенного вида; с видовременными формами, подчеркивающими характер и смену событий; с выражением причинно-следственных связей.

Рассказчик постоянно должен отдавать себе отчет в том, что, кому и с какой целью он рассказывает.

Принципы создания:простота, ясность, краткость, правдоподобие, постепенное нарастание «интереса» до кульминации и развязки в заключении.

29) Тип речи «рассуждение»: понятие прямой и обратной речи, структура, условия использования.

Рассуждение (размышление) – это тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.

Рассуждение представляет собой цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение характеризуется причинно-следственными отношениями, имеет логическую основу и опирается на умозаключение. Этот тип речи связан с содержательно-концептуальной информацией.

Цель – исследовать сущностные свойства предметов или явлений, обосновать взаимосвязь явлений путем приведения доводов (аргументов).

Элементы рассуждения:

1.Логические – тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства). Используются умозаключения, пояснения, сопоставления.

2.Структурно-содержательные - тезис предшествует аргументам (дедуктивный ход) или выводится из аргументов (индуктивный ход). Смысловые части высказывания даются в логической последовательности.

3. Стилистико-синтаксические - используются простое широко распространенное и сложное предложения: – с причастными и деепричастными оборотами; – с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели; – с глаголами разных видовых форм. Используются конструкции сопоставления и противопоставления.

Хрия – это классическая содержательная схема речи-рассуждения, т.е. текста, содержанием которого является доказательство определенной мысли (тезиса) как истинной или ложной.

Выделяют 2 вида хрий: строгую (классическую, прямую) и обратную (искусственную).

Схема строгой (классической) хрии – дедуктивный образец – от общего к частному:

Тезис, гипотеза – развитие тезиса, аргументы – выводы, предложения

- Часть I. Приступ. В ней «похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии» (М.В. Ломоносов), или – «сказано с похвалой авторитетам».

- Часть II. Парафразис (греч. Paraphrasis – описательный оборот, описание), или экспозиция – «изъяснение темы через распространение» (М.В. Ломоносов).

- Часть III. Причина. Используется топ «причина и следствие» для доказательства тезиса-темы.

- Часть IV. Противное. Используется топ «сопоставление: противоположное». Эта часть как бы продолжает слова Если нет, то... (или: Если это не так (тезис неверный), то...).

- Часть V. Подобие. Топ «сопоставление: сходное».

- Часть VI. Пример. Топ «пример».

- Часть VII. Свидетельство. Топ «ссылки на авторитеты».

- Часть VIII. Заключение. В заключении может употребляться топ «свидетельство», цитата, афоризм или же формулируется собственный вывод – следствие из тезиса (темы), справедливость которого уже доказана всем рассуждением.

Схема обратной (искусственной хрии) – индуктивный образец – от частного к общему:

Цель рассуждения – накопление фактов, их сравнение, анализ, обобщения - выводы

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 471. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия