История развития красноречия Древней Руси. Особенности древнерусского риторического идеала
Особ-ти: нет широкого распростр-я орат.иск-ва. Распространялись устно: Митрополит Илларион, Сергион Владимирский. Цель: объединение людей в целостный мир. Автор=печальник земли русской. Культурные традиции • Собственно русская (фольклорная). • Византийская (книжная). Языка • Старославянский язык – язык церковный и книжный. • Древнерусский язык – язык повседневного общения и деловых документов. Поэтические системы • Основные жанры народно-поэтической системы: слова, плачи, поучения. • Основные жанры книжной риторической системы: торжественные слова (панегирики).
Красноречие др.руси: Трактат «Об образкхъ» входит в «Изборник Святославов 1073 г.»., приписывается Георгию Хуровскому - переводчику трактата византийского ученого и библиотекаря Высшей школы в Константинополе Георгия Херобоска. «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты (XI в.) - один из первых древнерусских памятников русской педагогической риторики. «Слово о Законе и Благодати» (1043) митрополита Илариона - полемически острая декларация славы и независимости (от Византии) Русской земли. П роизведение торжественного красноречия Красноречие Кирилла Туровского – образец блестящего владения византийской риторической традицией В XIII–XIV вв. «Слова печальные» периода татаро-монгольского ига сменяются вместе с национальным подъемом после Куликовской битвы торжественной пышностью «плетения словес» во хвалу и славу русским святым и князьям («Слово похвальное инока Фомы»). В XV–XVI вв. ораторы стремились преклонить душу слушателя или читателя к добродетели, просветить его, научить властвовать собой («Слово о женах о добрых и о злых» инока Ефросина, «Устав» Нила Сорского и т.д.). «Нестяжатели» («заволжские старцы»). Нил Сорский. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от землевладения. «Книга на новгородских еретиков» И.Волоцкого:отстаивание незыблемости церковных догм и церковно-монастырского землевладения. Московский партриарх Гермоген (1530-1612) - автор грамот против интервенции Речи Посполитой. Риторический идеал – система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее эстетических и нравственных ценностей. Основные принципы: Необходимо разговаривать только с достойным собеседником. Необходимо внимательно выслушивать своего собеседника. Желательно соблюдать кротость в беседе (многословие, пустословие, несдержанность языка и грубость осуждаются). Хвала рассматривается как добродетель, а хула греховна. Доброе слово воспринималось как желанное и благотворное, но было решительно противопоставлено лести и лжи. Основные черты: 1.Диалогичность по содержанию; 2.Гармонизирующий характер (проявляется в категориях порядка, меры, мерности, ровности, симметрии речи); 3.Положительная онтологичность (правдивость, истинность речи и добро как общественное благо). Русский риторический идеал реализуется в системе следующих частных категорий: кротость в противопоставлении самодемонстрации; смирение в противопоставлении гневливости; хвала в противопоставлении хуле; безмолвие в противопоставлении многословию (но безмолвие понимается вовсе не как отсутствие речи); умиротворение в противопоставлении соревновательности и борьбе; правда в противопоставлении лжи, а особенно клевете; ритмичность, мерность и умеренность. Культурные компоненты, повлиявшие на формирование русских риторик XVII–XVIII вв.: Античная риторика ( сочинения Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Луция Сенеки Старшего и др.); Византийская риторика ( Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский); Западноевропейская риторика (риторика Средневековья и Возрождения); Испанская риторика XVI–XVII вв. (Бальтазар Грациан «Остроумие, или искусство изощренного ума» (1648)); Польская риторика XVI–XVII вв. Язык лакончиный, точный. Статус слова в духовном мире человека: Высокий статус книжного слова, почтение к книжному знанию — важнейшая
|