Пониманию слушателя
образу оратора (связано, в основном, с публичным красноречием, но в любом дискурсе на самом деле то же самое (Некрасов, Толстой). Риторика: искусство/ремесло, к-ое учит создавать правильные речи, соответствующие этим критериям.
Состоит из трех книг, их проблематика часто перекрещивается (1,2 книга), но понятия в них рассматриваются несколько по-разному (особая внутренняя противоречивость). 1 книга: что такое риторика, место риторики в системе человеческих знаний. Риторика-искусство, соответствующее диалектике. Классификация речевой деятельности-3 рода речей: совещательные (цель – благо), судебные (справедливость), эпидеиктические (красота). 2 книга: взаимоотношения автора и реципиента: какими качествами должен обладать оратор, чтобы его речи убеждали; те чувства, к-ые автор может стремиться вызвать у своих реципиентов, без этих чувств речь не может быть воспринята; разные типы слушателей (зрелая душа к 49 годам), нужно строить речь в зависимости от хар-ра слушателя; логические доказательства. Вначале нужно привести слушателей к определенному эмоциональному состоянию, а потом пользоваться доказательствами. 3 книга: стиль, языковые факторы – кратко. Мера, частота стиля, период, тропы. // Внутренние противоречия – принцип книги. 1)риторика-соответствие диалектики, примененной к речевой деятельности vs Риторика не равна диалектике (Р. – чувство + разум, а д. - разум). 2. Р. – искусство находить доводы (логика) vs. Р. – искусство убеждать (не логика). Риторика (в конце первой книги) – искусство, к-ое учит благу, справделивости и красоте, по существу они одно и то же, все это-истина, риторика указывает путь к истине. 3. Р. учит убеждать в чем угодно vs. Р. – ремесло, техническая наука, для истины. 4. Р. связана с логикой vs. Р. связана с языком.// Противоречивость предмета позволяет охватить широкий материал. Главное противоречие – между логикой и языком. Язык сверхлогичен. Аристотель разделял поэтику и Р. Самое важное в Р. – краткость.
Самое главное в ораторском мастерстве, по Аристотелю, — доказательства. Почему же? Как мы видели, Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», отличаясь этим от других наук и искусств (кроме философии). Поскольку же «способ убеждения есть некоторого рода доказательство», то риторика Аристотеля — это наука доказательной речи. Дело риторики - убеждая, делать очевидной скрытую истину Таким образом, аристотелевская риторика —наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на четкой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства. Изыскивая способы доказательств для речи, пишет Аристотель, «одни поступают случайно», другие же— т.е. люди риторически образованные — «действуют согласно со своими способностями, развитыми привычкою». Получить же риторическое образование любому необходимо: «не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом» (Риторика: Книга первая. 1). Риторика поистине делает человека человеком, вооружая его подлинно человеческим даром — владением речью. Концепция Аристотеля придала законченную форму античной риторике. Аристотель разграничивал нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»). К нетехническим он относил свидетельские показания (в суде), признания, сделанные под пыткой, письменные договоры и пр. Техническими Аристотель называл такие способы убеждения, которые созданы наукой с помощью определенного метода, или же такие, которые связаны исключительно с нашей речевой практикой. Эти технические способы убеждения заключаются, по словам Аристотеля, в действительном или же кажущемся доказывании.
Рит.идеал Аристотеля: 1.Насыщенность. «Говори то, что важно» 2.Краткость, ясность и простота. Принцип «прозрачности выражения», максимальной ясности и краткости речи 3.Бодрость и жизнеутверждение. Радость от общения
|