Российский человек как социальный тип, его основные черты.
Как свидетельствуют происходящие в России события, глубокая трансформация общества, связанная с переходом от тоталитаризма к демократии, от жестко централизованной системы управления экономикой к рыночным механизмам хозяйствования, предполагает усвоение новых знаний, идей, ценностных идеалов, норм, социальных установок, образцов и моделей поведения. Это ставит перед многими людьми задачи, решение которых не предусматривалось ни прежней системой воспитания и образования, ни всем образом прошлой жизни. Как показывают социологические и социально-психологические исследования, в условиях советского общества сложился социальный тип личности (homosoveticus), набор качеств которой включал среди прочих и такие черты, как двоемыслие, фамилизм (доверие, прежде всего, к кровнородственным отношениям), неприятие всего нового, плохое знание реальности, неумение представить себя в другой, нетрадиционной роли. Социальные психологи установили, что в условиях тоталитарной системы в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект «выученной беспомощности». Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в невозможности повлиять на ход событий, вообще отказывается от проявления своей инициативы. Доминирующими чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более комфортно в ситуации, когда решение не вырабатывается ею самостоятельно, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами. При этом личность является лишь исполнителем и проводником воли руководящих лиц. С эффектом «выученной беспомощности» связан и так называемый «пролонгированный инфантилизм», который проявляется в стремлении уклониться от ответственности, переложить ее на других людей. Неизбежным следствием таких жизненных установок является постоянное требование социальной защиты и надежда не на собственные силы, а на помощь со стороны государства.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек умеет «подать» себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой. Однако значительная часть населения не смогла адаптироваться к новым условиям. У многих россиян возникло ощущение своей социальной уязвимости, незащищенности. Социологические опросы выявили три реакции человека на такую ситуацию: первая — усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание; вторая — усиление группового эгоизма, т.е. стремление реализовать индивидуальные интересы через интересы групповые, причем любыми средствами, от неформальных до насильственных, криминальных; третья — усиление стихийного процесса сопоставления собственного положения с положением других, в результате чего возникают различные формы социальной зависти и агрессивного поведения.
47. Отклоняющееся (девиантное) поведение и аномия. Теории девиантного поведения: биологические, психологические, социологические. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Делинквентное, агрессивное, аддиктивное, криминальное, суицидальное поведение. Групповые девиации.
Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).[1] Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии. Он ввел понятие аномии, о чём первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда. Социология не является оценочным суждением по отношению к девиации. Таким образом не существует «хороших» или «плохих» социальных девиантностей. Например, так как девиация определяется в социологии как отклонение от принятых в обществе стандартов, она не может быть квалифицирована как систематическая болезнь. Аноми́я (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- — отрицательная приставка, νόμος — закон) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). 1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения; 2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения; 3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая. Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона. Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу. Ч. Ломброзо утверждал, что"криминальный тип" есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, и некоторые мыслители стали его последователями. Они тоже устанавливали связь между девиантным поведением и определенными физическими чертами людей. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ С помощью психологического объяснения подчеркивали важность так называемых общих состояний: "умственных дефектов", "дегенеративности", "слабоумия" и "психопатии". Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. Например, З. Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - речь идет о людях, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЪЯСНЕНИЯ Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами.
|