Понятие цивилизации. Теории и типологии цивилизаций (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Особенности современной западной цивилизации. Русская цивилизация.
За всю историю существования человечества было великое множество цивилизаций. Определить, что такое «цивилизация» чрезвычайно сложно. Существует сотни разных вариантов. Само слово «цивилизация» произошло от латинского civilis – государственный, гражданский, городской, понятие, употребляемое часто как синоним культуры и противопоставляемое дикости и варварству. В широкий оборот этот термин ввели деятели эпохи просвещения в XVIII веке и понимали под ним «царство разума и справедливости». Под цивилизацией понимается состояние развития общества в данный исторический период, а оно обусловлено уровнем овладения человеком силами природы, характером производительных сил и производственных отношений, мерой материального богатства, развитостью гражданских отношений, общественных институтов. При этом цивилизация имеет прямую связь с общественно-экономическими формациями – можно сказать, что рабовладельческая цивилизация древнего мира сменилась феодальной цивилизацией средневековья, на смену которой пришла цивилизация капиталистическая. И, если одна цивилизация сменялась другой, это не означало механическую и полную отмену всего предыдущего опыта, поскольку цивилизация – это постоянное накопление такого опыта, умение его хранить и использовать. Цивилизации рождались, развивались, расцветали и умирали, создавая почву и предпосылки для дальнейшего движения по пути прогресса. Некоторые жили тысячу – полторы тысячи лет, как древнегреческая, другие – 6 тысяч лет, как древнекитайская. Однако среди этого многообразия цивилизаций можно выделить своеобразные потоки, объединенные единой культурой, наукой, религией, экономикой, единым менталитетом – общественным сознанием. Это типы цивилизаций: природные сообщества, восточные или циклические общества и государства прогрессивного типа развития. Теории и типологии цивилизаций:
Шпенглер В первом и главном своем произведении – «Закат Европы» (1-й т. – 1918) Шпенглер выдвинул концепцию культуры, оказавшую большое влияние на общественную мысль 20 столетия. Опираясь на накопленный к тому времени археологией, этнографией, сравнительным языкознанием и др. науками обширный материал, Шпенглер стремится раздвинуть горизонты традиционной западной исторической науки, резко критикуя ее основные постулаты – европоцентризм, панлогизм, историзм «линейной» направленности – и пытаясь определить действительное место Западной Европы в исторической панораме других культур. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) культура и культура майи. Это культуры «завершенные», полностью исчерпавшие свои возможности (в дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру). Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты свидетельствует для Шпенглера не о едином процессе мировой истории, а о единстве проявлений жизни во Вселенной.
ТОЙНБИ Арнольд Джозеф (14 апреля 1889, Лондон – 22 октября 1975, Йорк) – английский историк и социолог, разрабатывавший теорию цивилизаций. Основной труд – «Постижение истории). Тойнби интересуют проблемы глобальных ритмов исторического процесса и дальних связей культур. Он убежден, что «история Палестины времен Иисуса, как и история платоновской Греции, оказала значительно более мощное влияние на жизнь англичан викторианской эпохи, чем история Англии времен Елизаветы» (Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995, с. 22). Но особое значение Тойнби придает связям в рамках группы стран, опирающихся на общее духовное наследие. Именно эти группы он называет цивилизациями и делает главным предметом исследования, подчеркивая устойчивость традиций, передаваемых из тысячелетия в тысячелетие. История, по его словам, «рассматривает вселенную и все, что в ней заключено, – дух и плоть, события и человеческий опыт – в поступательном движении сквозь пространство и время» Л.Февр иронически назвал мировоззрение Тойнби «космическим оптимизмом». Однако по отношению к отдельным цивилизациям Тойнби скорее пессимист; его называли «могильщиком цивилизаций». Внимание Тойнби приковано к роковому круговороту: от рождения цивилизации к расцвету, упадку, надлому и гибели. Этот привкус трагизма связан с жизненным опытом современника мировых войн, потрясших Запад. Тойнби остро чувствовал кризис Запада и угрозу 3-й мировой войны. Он предупреждал, что война как причина гибели большей части цивилизаций прошлого может привести к гибели человечества. Уже на старости лет Тойнби был потрясен экологическим кризисом и искал корни его в библейском отрыве человека, «царя природы», от целостности жизни. Н.Я. Данилевский. В 1869 г. он опубликовал книгу «Россия и Европа», где выступил против линейного объяснения истории, утверждая что прогресс общества состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все «поле исторической деятельности человечества» исходить в разных направлениях1. Всемирная история. по его мнению, есть совокупность сосуществующих или сменяющих друг друга и не объединяющихся типов культур. II.Я. Данилевский обосновал существование 10 самобытных цивилизаций (или культур). К. Маркс считал, что понятие цивилизации применимо ко всему классово-антагонистическому обществу. Соглашаясь с Л. Морганом, он утверждал, что цивилизация зарождается с
|