ТЕМА: Основные проблемы и понятия социальной философии.
Опорные знания:специфика социального познания; понятие общества; эволюция философских представлений об обществе; проблема структурирования общества; социальные статусы и роли; сущность и критерии социального прогресса; движущие силы истории. Текст 1. «Очевидно, общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим. Отношение человека к обществу такое же, как и отношение любой части к своему целому». Текст 2. «В любой иерархически построенной системе социальные отношения существуют в рамках навязанных индивидам социальных ролей, которые ощущаются как принуждение. Индивид выполняет то, что от него требует обобщенный «другой». Он смотрит и оценивает себя со стороны, подходит к себе как к объекту. Нормой становится «чужое», человек превращается в наблюдателя «самого себя»». Текст 3. «Общество – это некий континуум «бытие – сознание», объективно-субъективная целостность, где всякое эмпирическое наблюдаемое действие имеет скрытый субъективный смысл». Текст 4. «Известен парадокс исторического развития, заключающийся в том, что социальный прогресс покупается каждый раз ценой множества человеческих судеб и – в этом смысле – ценой ущемления человечности. Но можно указать и на другой парадокс, а именно: чем больше развивается общество как такое, которое избирает полезность в качестве одного из критериев оценки своей жизни, тем больше оно создает возможности для гуманизации человеческих отношений». Текст 5. «Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так никогда и не ставший реальность за всю историю человечества. Формы и пропорции расслоения могут различаться, но суть его – постоянна. Все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот». Текст 6. «Повторяемость как важнейший признак любого закона в развитии общества реализуется при значительно более сложных, чем в природе, обстоятельствах». Текст 7. «Человек не в состоянии познать социальный мир в одиночку: он постоянно соотносит свое знание со знанием другого (или других), т.е. процесс коммуникации включен здесь органически в сам процесс познания. Но коль скоро коммуникация всегда осуществляется при помощи языка, последний играет решающую роль в том, каким образом интерпретируется окружающий человека мир. Для индивида наряду с объективной реальностью неизбежно возникает субъективная реальность в виде образа окружающего мира. Таким образом, социальное познание является социальным конструированием». Текст 8. «Социальный прогресс – это простая совокупность несводимых друг к другу и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества. Нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей и свое мерило их оценки. Соответственно должны существовать и разные критерии прогрессивности». Текст 9. «Из истории народов можно видеть, что Бог создал государства и дает их тому, кому хочет, и что они служат Его целям по предназначенному Им плану. Хочет ли Он сделать завоевателей, страх предшествует им и внушает их воинам непобедимую смелость. Хочет Он создать законодателей, он ниспосылает им мудрость и предусмотрительность. Когда Он хочет погубить какой-нибудь народ, Он ослепляет его и предоставляет его собственному безрассудству.… То, что мы в нашем поведении называем случаем, вытекает из всевышнего плана, в котором определены и причины и последствия». Текст 10. «Нельзя рассматривать смысл истории с точки зрения будущего человечества, независимо от того, какие цели будут провозглашены. Никто не имеет права, да практически и не может, направлять по своему усмотрению, преследуя какие-то свои цели, исторический процесс». Задания: 1) Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. 2) На основе анализа соответствующих фрагментов, определите специфику социального познания. 3) Выделите фрагменты, метафизически трактующих сущность общества. 4) В основе, каких фрагментов лежит материалистическое понимание истории? 5) Сделайте сравнительный анализ фрагментов, прямо или косвенно относящихся к категории социального прогресса.
|