Студопедия — ТЕМА: Философия 20-го века: основные школы и направления.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА: Философия 20-го века: основные школы и направления.






Опорные знания:базисные ориентации современной западной философии; основные идеи феноменологии, экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма и постпозитивизма, герменевтики, фрейдизма, структурализма и постструктурализма, тейярдизма.

Текст 1. «…В нашем сознании мы господа над самими собой; нам кажется, будто мы и есть «факторы». Но стоит только шагнуть сквозь дверь Тени, и мы с ужасом обнаруживаем, что мы сами есть объект влияния каких-то факторов. Знать об этом в высшей степени малоприятно: ничто так не разочаровывает, как обнаружение собственной недостаточности.»

Текст 2. «…Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»

Текст 3. «…Наши предрассудки, предвзятые мнения предшествуют пониманию и определяют его. В результате, пытаясь проникнуть в мир другой эпохи, мы опять возвращаемся к себе… Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится»

Текст 4. «…Текст не продуцируется деятельностью сознания субъекта – автора или читателя, но является имманентной процессуальностью языка. Смысл не привнесен субъектом, он самопричинен.»

Текст 5. «…так как язык есть образ реальности, то всякое элементарное предложение говорит о существовании некоторого положения дел. Всякое элементарное предложение, если в нем повторяется структура факта, свидетельствует о том, что этот факт существует. Если факт, описываемый предложением, существует, то предложение является истинным»

Текст 6. «основу текста составляет... его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки, и, собственно, текст - как в процессе письма, так и в процессе чтения - "есть воплощение множества других текстов, бесконечных или, точнее, утраченных кодов. Таким образом, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собою новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. - все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык»

Текст 7. «…Чтобы добиться полной ясности в наших мыслях о каком-нибудь предмете, мы должны только рассмотреть, какие практические следствия содержатся в этом предмете, т.е. каких мы можем ожидать от него ощущений и к какого рода реакциям со своей стороны мы должны подготовиться. Наше представление об этих средствах – и есть все то, что мы можем представить себе об этом предмете, - поскольку вообще это представление имеет какое-нибудь положительное значение»

Текст 8. «…Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой случай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собственного утверждения (в круге первом - в подходе к истинности и ложности, во втором - в преодолении всеединства; чистый разум "испорчен" желанием ясности в том, где проявление абсурда - в незаполняемости рва между собственным существованием и содержанием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смертным мыслящее существо), - что это за удел, если я могу примириться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое желание всегда наталкивается на непреодолимую стену? Значит, желать - вызывать к жизни парадоксы. Все устроено так, чтобы родилось это отравленное умиротворение, дающее нам беспечность, сон сердца и отречение смерти»

Текст 9. «…Под преобразующим влиянием действенной веры все природные связи Мира остаются невредимыми; но ему придается некий принцип, некая внутренняя конечная цель, можно даже сказать, еще одна душа. Под воздействием нашей веры Вселенная способна, не изменяя внешне своих черт, сделаться более восприимчивой, одушевиться, одухотвориться»

Текст 10. «…Всякая попытка более строгого изложения тотчас же наказуется, потому что она гасит истину непостижимого ядра значения. Ни один архетип не может быть сведен к простой формуле. Он - сосуд, который никогда нельзя ни опустошить, ни наполнить. Он существует в себе только потенциально, и, будучи преосуществлен в материле, он уже более не то, чем был только что. Он пребывает косным на протяжении тысячелетий и, тем не менее, жаждет нового истолкования»

Текст 11. «…Кто хочет понять текст, всегда готов к тому, чтобы что-то услышать. Поэтому если сознание прошло школу понимания, оно будет с самого начала восприимчиво к инаковости текста. Но только восприимчивость отнюдь не предполагает предметной нейтральности или тем более полного самоотвержения, она, напротив, предполагает, что собственные предмнения и предсуждения будут усвоены как нечто вполне различимое. Необходимо осознать свою собственную предвзятость, только тогда текст явится во всей своей инаковости, обретя возможность защищать свою предметную истину от наших собственных предмнений»

Текст 12. «…Бессознательное – это формальная структура человеческого духа, инвариантный ансамбль законов его символической функции, который является общим для всех людей, первобытных и цивилизованных»

Текст 13. «…У индивида уже имеется запас старых мнений, но случайно он наталкивается на новый опыт, вносящий в их среду элемент брожения.… В результате, во всяком случае, получается внутренняя тревога, чуждая до сих пор духу индивида, тревога, от которой он пытается освободиться, изменяя свои прежние мнения. Он спасает из их столько, сколько может, так как в вопросах верований и убеждений все мы крайне консервативны. Он пробует сперва изменить одно какое-нибудь мнение, потом другое, пока, наконец, у него не блеснет какая-нибудь новая мысль, которую можно присоединить к старому запасу, произведя в нем минимальное нарушение, мысль, которая является как бы посредником между старым и новым опытом, весьма успешно и удачно соединяя их между собой. Эта новая мысль признается тогда за истинную»

Текст 14. «…Путь человека к себе неимоверно тяжел. Даже Бог здесь не помощник человеку. Он сам должен решить эту задачу и тем самым приблизить себя к Богу. Человек выходит за пределы своего индивидуального существования, сознавая свое место в целостности бытия. Он вступает на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности»

Текст 15. «…Метод… редукции позволяет достичь чистого сознания. На первом этапе редукции все суждения о предметах внешнего мира выносятся за скобки, благодаря чему сознание высвобождается из каузальности природных процессов. На втором этапе выявляется сущность архитектоники сознания или его а priori, представляющее собой поле чистых сущностей, «эйдосов», которые внутренне присущи психическим актам и в то же время не сводимы к ним. И, наконец, на третьем этапе вынесение психической жизни сознания, подобно суждениям о предметах внешнего мира, за скобки, позволяет открыть сферу исследования трансцендентного сознания, ego, которое является носителем объективно-идеальной значимости опыта»

Задания:

1) Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, различным школам и направлениям.

2) Выделите фрагменты, в которых прослеживается такая черта философии ХХ века, как лингвистический поворот в философском мышлении.

3) Проведите различия между фрагментами, центральным понятием в которых является понятие текста.

4) Проведите различия между фрагментами, в которых тематезирована проблема бессознательного.

5) Распределите тексты по предметно-смысловым группам, игнорируя их принадлежность различным школам и направлениям.

Методические рекомендации по анализу философских текстов: систематическая философия.

Цель: Развитие навыков философского анализа.

Установка: Помните, что любой текст допускает неопределенное множество толкований. В рамках теоретического курса философии анализ того или иного текста предполагает поиск, в первую очередь, ключевого понятия или идеи, а также выяснение с опорой на лекционный материал тех принципов и установок, на которых основывается содержание этого понятия или идеи. В результате выявляется направленность содержания текста: метафизическая (идеалистическая, материалистическая) или диалектико-материалистическая. Авторы текстов здесь целенаправленно не указываются, что дает возможность самостоятельного определения исторической эпохи, философского направления, школы или даже конкретных философов, в традициях мышления которых выдержан текст. Иными словами, отсутствие авторов текстов создает предпосылки для большей вариативности ответов. По мере выявления понятий, принципов, установок, школ или направлений и т.п., необходимо раскрывать их сущность, давать им четкие определения.

Алгоритм действий:

1) Поиск ключевого понятия или идеи текста.

2) Со ссылкой на определенные признаки, в роли которых могут выступать философские принципы и установки, определить направленность (метафизическую или диалектико-материалистическую) содержания ключевого понятия или идеи текста.

3) Определить, какие из уже известных вам философских направлений, школ или философов, определяли подобным образом сущность данного понятия или идеи.

4) Дать диалектико-материалистические определения всем выявленным в процессе анализа понятиям.

Образец:

Текст:«Требовать от себя говорить только «истину» значило бы предполагать, что истина существует. Но это должно лишь означать, что для кого-то нечто значит истинно. Отсюда следует, что то, что должно действовать как истинное, не нуждается в том, чтобы быть истинным»

Анализ:Ключевым понятием в тексте является «истина». Проблема истины представлена в рамках метафизической традиции, а точнее, в духе агностицизма. Признаком этого является идея отрицания истины, как чего-то, что существует реально. Диалектико-материалистическая философия определяет истину как знание, адекватно отражающее объективную реальность в ее динамике, при этом, критерием истины она полагает общественно-историческую практику. В рамках диалектико-материалистической традиции не отрицается идея относительности истины, но относительность истины здесь объясняется изменчивостью действительности, бесконечностью связей и отношений, лежащих в основе вещей объективной реальность, что, прежде всего, указывает на неполноту знания, а не на невозможность соответствия знаний действительности или бессмысленность этих знаний. В истории философии диалектико-материалистической теории истины предшествовали корресспондентная, когерентная, конвенциональная, прагматистская и другие теории. Большинство из них не отрицали существование истины как некоего общезначимого знания. Только в рамках некоторых теорий, например, прагматистской, допускались такие критерии истины, как индивидуальная практическая полезность, искренняя вера и т.п. Автор же данного текста ясно заявляет, что нечто может быть истинным только для кого-то, но не для всех, хотя, реально таковым может и не являться. В свою очередь, отрицание истины как адекватного отражения реальности, а также утверждение идеи истины как некоего самодостаточного индивидуального представления характерны для агностицизма.

Задания, приведенные в конце каждого тематического блока, задают строго определенные рамки анализа, а предметом анализа должен выступать не один текст, а целая группа. Например, чтобы распределить тексты по смысловым блокам, необходимо выявить круг проблем, затрагиваемых в текстах, а также установить соответствие между этими проблемами и теоретическими положениями, изложенными ранее в лекционном материале. Заголовки этих теоретических положений и будут выступать в качестве названий смысловых блоков. Задать логическую последовательность текстам, значит, расположить их в определенном порядке. На первом плане всегда должны быть тексты, по которым можно определить их философскую направленность: материалистическую или идеалистическую, метафизическую или диалектическую и т.п. Тексты, в которых идет детализация (конкретизация) проблемы путем анализа ряда понятий, можно распологать по степени значимости этих понятий в рамках выделенной проблемы.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 440. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия