ТЕМА: Метафизика и онтология.
Опорные знания: метафизика; онтология; бытие и субстанция; категория бытия и основной вопрос философии; категория материи, атрибуты материи, уровни структурной организации материи; диалектика; категории, принципы и законы диалектики. Текст 1. «…Философия начинается с абсолютизации бытия, с выдумывания некоего вневременного, сущего начала, субстанциональной подоплеки, которая если и изменяется, то только в своих внешних свойствах». Текст 2. «В понятии материи отвлекаются от всякой формы и мыслят при этом только некоторое вещество, способное принимать любую форму». Текст 3. «Может сложиться впечатление, что понятие объективной реальности шире, чем понятие материи, поскольку оно включает в себя все свойства, формы движения и законы, которые непосредственно не являются материей…». Текст 4. «Если наступит момент, когда движение утратит способность превращаться в различные формы, значит, был момент, когда оно эту способность приобрело». Текст 5. «Пространство – логически мыслимая форма, служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции». Текст 6. «Время, понятое как среда, в которой совершается процесс различия и счета, есть не что иное, как пространство». Текст 7. «Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат ее прошлого и причину ее будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих ее существ, могло бы – если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные – выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов». Текст 8. «Трудное и истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается и наличие другого». Текст 9. «Детерминированный мир один, но детерминированных траекторий много, и каждая детерминированная траектория определена своим случаем. Единство детерминированного мира задано исключительно внешним наблюдателем, только он схватывает мир как целое, тогда как изнутри детерминированный мир распадается на набор случайностей». Текст 10. «О развитии бессмысленно говорить при описании механического движения: в механическом движении развития нет. Нет его и в собственно физическом движении: закон сохранения и превращения энергии не есть закон развития. Только на уровне живой материи мы можем говорить о развитии. Педаль велосипеда движется, но цветок развивается». Текст 11. «Пусть последовательность уровней материи бесконечна (т.е. не имеет начала) с «элементарной стороны», причём эта бесконечность представляет постоянно возвращающийся переход от сложного к элементарному и обратно. Согласно этому допущению, «элементарность» объектов есть нечто только относительное, объекты же сами по себе представляются чем-то сложным. Мы приходим к мысли, что не существует «элементарных» объектов как таковых, т.е. что материя не состоит из элементарных частиц». Текст 12. «Внутри атома материя не существует в определенных местах, а, скорее, "может существовать"; атомные явления не происходят в определенных местах и определенным образом наверняка, а, скорее, "могут происходить». Текст 13. «Ядро атома в сто тысяч раз меньше самого атома, и все же содержит почти всю его массу. Это значит, что плотность вещества внутри ядра гораздо выше, чем в привычных нам формах материи. В самом деле, если бы человеческое тело обладало бы плотностью ядра, оно было бы величиной с булавочную головку. Однако такая высокая плотность - не единственное необычное свойство ядерного вещества. Обладая, как и электроны, квантовой природой, нейтроны реагируют на ограничение в пространстве, значительно увеличивая свою скорость, а поскольку им отводится гораздо более ограниченный объем, их скорость очень высока - около сорока тысяч миль в секунду. Таким образом, ядерное вещество - одна из форм материи, которая совершенно не похожа ни на одну из форм материи, существующую в нашем макроскопическом окружении». Текст 14. «Динамический закон — это закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Статистический — закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные заключения о его поведении. Некоторое время динамические законы рассматривались как первичные, глубоко лежащие законы, открытие которых знаменует высший этап познания. Статистические же законы понимались двояко: либо как некоторый суррогат «истинного» (динамического) закона, появляющийся лишь в результате нашей неспособности учесть все относящиеся к делу факторы, либо как своеобразный тип объективных закономерностей (а не только суррогат «истинных» законов), управляющих поведением больших совокупностей объектов» Текст 15. «Центром "новой онтологии" становится сознание, взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием. Путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь, от человеческого – к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него». Текст 16. «… анализ структуры данного объекта, хотя и полный, не скажет вам всего того, что вы можете хотеть узнать об этом объекте. Он скажет вам только, каковы части объекта и как они относятся друг к другу; но он ничего не скажет вам об отношениях объекта к тем объектам, которые не являются его частями или компонентами». Текст 17. «Движение есть непрерывная перемена мест, т.е. оставление одного места и достижение другого. Этот процесс является непрерывным, ибо ни одно тело, как бы мало оно ни было, не может сразу целиком удалиться со своего прежнего места так, чтобы ни одна часть его не находилась в части пространства, общей обоим местам, покинутому и достигнутому…» Текст 18. «Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или самоотверженный поступок из корыстолюбия? Или чистое созерцание мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот глупец…» Задания: 1) Распределите фрагменты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. 2) Выделите фрагменты, метафизически трактующие сущность материи и ее атрибутов. 3) Выделите фрагменты, выражающие сущность принципов диалектики. 4) На примере соответствующих фрагментов продемонстрируйте многовариативность в философии категории бытия 5) Какие из фрагментов прямо или косвенно указывают на возможные проблемы в процессе познания объективной реальности?
|