ТЕМА: Европейская философия 17-19 веков (классическая).
Опорные знания: гносеологическая направленность новоевропейской философии: эмпиризм и рационализм; солипсизм; агностицизм; субъективный и объективный идеализм; механистический материализм; проблема метода в философии Бэкона и Декарта; критическая философия Канта; феноменология Духа (Абсолютной Идеи) Гегеля; антропологический материализм Фейербаха. Текст 1. «…Очевидно, что вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные идеи и что никакая идея не может существовать иначе как в уме. И не менее ясно, что эти идеи или воспринимаемые мною вещи – сами или их прообразы – существуют независимо от моей души; раз я знаю, что не я их творец, то не в моей власти определять по желанию, какие частные идеи возникнут во мне, как только я открою глаза и уши. Они должны поэтому существовать в каком-либо ином духе, по чьей воле они являются мне…» Текст 2. «…Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более заметным» Текст 3. «…Если мы отбросим и провозгласим все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, которые таким образом мыслим. Ибо является противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует» Текст 4. «…Никоим образом не может случиться, чтобы общие утверждения, выводимые аргументацией, помогали открытию новых тел, ибо тонкость природы во многом превышает тонкость аргументации. Однако общие утверждения, выведенные с помощью абстракции внимательно и правильно из единичных фактов, во многом указывают и определяют путь ко многим единичным явлениям и ведут таким образом к действенной науке» Текст 5. «…Человеческий ум содержит в себе нечто божественное, в чем посажены первые семена полезных мыслей так, что часто, как бы они ни были заглушаемы и оттесняемы посторонними занятиями, они вопреки всему приносят самопроизвольно плоды» Текст 6. «…Существует ли внешний мир – материальная природа – как источник наших ощущений, этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. То, что внешний мир не существует объективно, мы тоже не можем доказать. Наши восприятия так же мало говорят как о его существовании, так и о его несуществовании.» Текст 7. «…Наша чувственность имеет некие доопытные формы, с помощью которых ощущения как бы упорядочиваются… Для того, чтобы мыслить какой бы то ни было доступный нам в опыте предмет, необходимо также, чтобы в рассудке существовала заранее данная и от опыта независящая возможность подведения мыслимого под понятия… Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей… Мы можем познать только то, что сами создали» Текст 8. «…Опыт никогда не дает своим суждениям истинной или строгой всеобщности, он сообщает им только условную и сравнительную всеобщность (посредством индукции), так что это должно, собственно, означать следующее: насколько нам до сих пор известно, исключений из того или иного правила не встречается. Следовательно, если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта…» Текст 9. «…Поэтому моим умыслом является исследовать введение, достоверность и широту человеческого знания, равно как и его основания и степень достоверности, мнения и согласия… Полагаю, что первый шаг правильного исследования тех вещей, в которые человек так легко погружается, должен состоять в том, что следует обозреть свои духовные способности, свои силы и посмотреть, на что они способны… Расширит ли человек этим способом свои исследования далеко за пределы своих способностей или оставит свои мысли блуждать в глубинах, в которых нельзя нащупать никакой твердой почвы?» Текст 10. «…Цель природы – умертвить саму себя и прорвать свою кору непосредственности, чувственности, сжечь себя, как феникс, чтобы омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа… Над этой смертью природы, из этой мертвой оболочки подымается более прекрасная природа, поднимается дух» Текст 11. «…В Идее имеется не только идеальное содержание как понятие в его определениях, но и реальное содержание, которое есть лишь раскрытие самого понятия в форме наличного бытия, причем, замыкая эту форму в своей идеальности, Идея удерживает ее в своей власти, сохраняет себя таким образом в ней.» Текст 12. «…Тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека… Природа составляет основу духа. Природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом…» Текст 13. «…Взгляд, будто сама природа, мир вообще, вселенная имеет действительное начало, что, следовательно, некогда не было ни природы, ни мира, ни вселенной, есть абсолютно убогий взгляд, который только убеждает человека, когда его представление мира убого, ограниченно. Это представление есть бессмысленная и беспочвенная фантазия, будто некогда не было ничего действительного, ибо совокупность всей реальности, действительности и есть мир или природа» Текст 14. «…С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог – мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа – слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня – человек» Текст 15. «…Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа» Задания: 1) Попытайтесь определить авторство идей, выраженных в текстах. 2) Разбейте тексты по принципу их гносеологической направленности на две группы (эмпиризм и рационализм). 3) Выделите тексты с идеалистическим мировоззрением. 4) В каком из фрагментов выражен принцип солипсизма? 5) Какие фрагменты тем или иным образом касаются проблемы метода познания?
|