ТЕМА: Европейская философия 17-19 веков (неклассическая).
Опорные знания: черты классического и неклассического типов философии; иррациональная философия; марксизм и позитивизм; материалистическое понимание истории. Текст 1. «…В положительном состоянии человеческий дух сознает невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения существующего мира и от познания внутренних причин явлений и стремится, правильно комбинируя рассуждения и наблюдения, к познанию действительных фактов явлений, т.е. их неизменных отношений последовательности и подобия. Объяснение явлений, приводимое к его действительным пределам, есть отныне только установление связей между различными отдельными явлениями и несколькими общими фактами, число которых уменьшается все более и более по мере прогресса науки» Текст 2. «…Дает ли описание все, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да! Описание есть построение фактов в мыслях, которые в опытных науках часто обусловливает возможность действительного описания… Наша мысль есть почти полное возмещение факта, и мы можем найти в ней все свойства этого последнего» Текст 3. «…Существование вообще не может быть выражено и понятно с помощью понятия. Это такая реальность, которая не поддается объективированию. Хотя философы иногда рассуждали на тему «Я существую», однако они не отдавали отчета себе в том, что значит существовать. Они упустили из виду то важнейшее обстоятельство, что мое собственное существование дано мне вовсе не в мышлении и, следовательно, не в суждении, а в самой жизни, в чувстве, в переживании» Текст 4. «…Как практическое, нравственное существо каждый человек не может удовлетвориться общими разговорами, он должен знать, что конкретно ему нужно делать, как он сам как данная индивидуальная личность должен поступить, по какому пути пойти. Он чувствует себя не только экземпляром рода, для которого теория предписала уже какие-то общие законы, а индивидуальным человеческим существованием, которое само должно совершить свой выбор и в конечном счете пойти к своему личному спасению» Текст 5. «…Страх пробуждает в нас новые возможности. Он как огонь, пожирает все иллюзии и оставляет нас наедине с собой, стоящими как бы на краю бездны. Он ставит человека перед выбором, ибо теперь человек обязан совершить сознательный выбор, поэтому страх есть возможность свободы» Текст 6. «…Смысл мира был бы навеки скрыт от нас, если бы сам исследователь был бы лишь чисто познающим субъектом. Но он сам имеет корни в этом мире, он чувствует себя в нем как индивидуум, т.е. его познание, которое является обусловливающим носителем целого мира как представления, опосредуется телом…» Текст 7. «…Материалист думает, что мыслит материю, в то время как на самом деле он мыслит субъекта, представляющего себе мир. Ошибка его в том, что он принимает объективное за исходное, хотя оно обусловлено познающим субъектом и формами его сознания» Текст 8. «…Тело – ставшая представлением воля, оно есть объективность воли, единственный непосредственный субъект объекта» Текст 9. «…До сих пор понятие воли подводили под понятие силы; я же поступаю наоборот и каждую силу в природе хочу понять как волю» Текст 10. «…Нет никаких событий в себе; то, что происходит, это группа явлений, прочитанных и связанных неким интерпретирующим существом» Текст 11. «…В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота. Есть люди, которые хотят стать Личностью, но не знают, возможно, как надо действовать. Для них пишет философ. Но есть и такие, кто мог бы, но не пытается, боится рисковать, опасается потерять малое, что имеет. Они предпочитают оставаться в толпе, не осмеливаются реализовать в себе творца» Текст 12. «…Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.» Текст 13. «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В действительности она есть совокупность всех общественных отношений» Задания: 1) Определите принадлежность идей, выраженных в текстах, различным направлениям неклассической философии (позитивизм, марксизм, иррациональная философия Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора). 2) Покажите принципиальные различия в решении проблемы сущности человека, выраженные в предложенных фрагментах. 3) Какие черты неклассической философии отражены в текстах? 4) Выделите тексты, в которых тем или иным образом прослеживается сциентистская или антисциентистская направленность идей.
|