ТЕМА: Философия техники.
Опорные знания:техника; техносфера; техногенное общество; наука и техника; проблема взаимодействия человека и техники; отчуждение; глобальные проблемы современности. Текст 1. «Техника имеет космогоническое значение, через нее создается новый космос… Технотронное общество, возможно, и станет системой будущего…» Текст 2. «Техника есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники». Текст 3. «Технику нельзя понимать исключительно инструментально. Речь идет не только о создании инструментов-вещей, но и о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. Техника есть тактика всей жизни в целом. Она представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни». Текст 4. «Граница техники в том, что она не может быть сама по себе, для себя, но всегда остается средством. Направленность техники не может быть выведена из самой техники, ее следует искать в сознательном поведении конкретной общности или индивида». Текст 5. «Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Текст 6. «Современная техника если и получила столь мощное развитие, то только благодаря тому, что вступила в близкое общение с наукой. Насколько она пользуется данными науки, настолько она взаимно и ей оказывает помощь в ее прогрессе». Текст 7. «В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. Сейчас мы, как кажется, на непродолжительное время вышли к развилке исторического пути». Текст 8. «Человеку удалось расковать скрытые силы природы и использовать их для своих целей. Но овладеть результатами своего дела человеку не удалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе. Техника есть не только власть человека над природой, но и власть человека над человеком, власть над жизнью людей». Текст 9. «Чтобы освободить индивида, который спонтанно продолжал бы работать, трудиться в техническом мире, перестав, однако подчиняться логике технической системы, - для этого требуется подлинная мутация человека. И это должно произойти в каждом». Текст 10. ««Наука» и «техника» - это уважаемые слова в нашем словаре, поэтому некоторые могут быть удовлетворены, узнав, во-первых, что с исторической точки зрения современная наука – это экстраполяция натуральной теологии и, во-вторых, что современную технику можно хотя бы отчасти объяснить как западную волюнтаристскую реализацию христианского догмата о трансцендентности человека по отношению к природе и о ее полноправном господстве над ней». Задания: 1) Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. 2) На основе соответствующих фрагментов, определите сущность феномена отчуждения в системе «человек-техника». 3) Выделите фрагменты, в содержании которых имеет место скептическое отношение к прогрессу техники. 4) Задайте фрагментам определенную вами логическую последовательность. ТЕМА: Философские аспекты проблемы будущего. Опорные знания:периодизация будущего; объективные предпосылки прогнозирования будущего; критерии научного предвидения; синергетика и проблема социального прогнозирования; глобальные проблемы современности. Текст 1. «Гносеологической основой предвидения будущего служит способность высшей нервной деятельности к опережающему отражению действительности». Текст 2. «Непосредственное будущее уже во многом конкретно содержится в настоящем, хотя и не определяется им фатально, тогда как обозримое и тем более отдаленное будущее в возрастающей мере станет определяться не столько тем, что уже существует, сколько тем, чему еще предстоит свершиться». Текст 3. «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее». Текст 4. «Один из парадоксов современности заключается в том, что люди ощутили свою общность не столько в результате своей созидательной совокупной деятельности, что было бы естественным и нормальным, сколько в результате того, что они столкнулись в общем противостоянии. Подведя себя к порогу самоуничтожения, заглянув в общую бездну небытия, через реальную угрозу общности смерти человечество восприняло свое единство». Текст 5. ««Прогресса» не существует. Нет такого заранее предуказанного пути, по которому бы шло человечество и который достаточно было бы объективно констатировать, научно познать, чтобы тем уже найти цель и смысл своей собственной жизни». Текст 6. «Выход для мира, двери для будущего, вход в сверхчеловечество открываются вперед не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они откроются лишь перед напором всех вместе и в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли. Ход этого обновления теперь необходимо уточнить и над степенью физической реальности его поразмыслить». Текст 7. «Знать, чтобы знать. А может быть, еще больше: знать, чтобы мочь. Или больше мочь, чтобы больше действовать. Но в конечном счете и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать». Текст 8. «Для того чтобы избежать шока от столкновения с будущим, человек должен стать несравненно более приспособленным и пластичным, чем когда-либо». Текст 9. «...Мы должны признать, что не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов, как не можем полностью контролировать социальные процессы. Открытие неравновесных структур, как известно, сопровождалось революцией в изучении траекторий. Оказалось, что траектории многих систем нестабильны, а это значит, что мы можем делать достоверные предсказания лишь на коротких интервалах времени. Краткость же этих интервалов означает, что по прошествии определенного периода времени траектория неизбежно ускользает от нас, т.е. мы лишаемся информации о ней». Текст 10. «Траектория, по которой эволюционирует система, характеризуется чередованием устойчивых областей, где доминируют детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего». Задания: 1) Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте. 2) Выделите фрагменты, скептически оценивающие возможность предвидения будущего. 3) Задайте логическую последовательность фрагментам, содержание которых прямо или косвенно указывает на необходимость прогнозирования будущего. 4) На основе соответствующих фрагментов, определите предпосылки прогнозирования будущего. ЛИТЕРАТУРА: а) основная литература: 1.Философия. Учебник для высших учебных заведений /Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 2.Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. – М.:"Омега-Л", 2009. 3.Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2009. 4.Миронов В. В. Философия: Учебник – М.: Норма, 2009. б) дополнительная литература: 1.Волкова Е. А., Коршунова С. А., Черноусова И. Д. Контрольно-измерительные материалы по философии для студентов технических вузов Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т.; – Воронеж, 2009. – 64 с. 2.Канке В.А. Философия: Исторический и систематизированный курс. М., 2010. 3.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М.2004.// http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
|