Основоположники этологии
Своих вершин этология достигла в трудах Конрада Цахариуса Лоренца (1903–1986)и Николаса (Нико) Тинбергена (1907–1988). В 1973 г. вместе с Карлом фон Фришем за достижения в области этологии они получили Нобелевскую премию. К. Лоренц имел две докторские степени: по медицине и зоологии (он закончил сразу два факультета Венского ун-та: медицинский и зоологический) По своей биологической специализации Лоренц был зоологом-полевиком; даже при обучении на медицинском факультете его научная работа была посвящена поведению галок. Н. Тинберген с самого начала получил профессиональное зоологическое образование (закончил биологический факультет Лейденского ун-та и позднее получил докторскую степень по зоологии).
Внутри зоологического сообщества Лоренц и Тинберген относились к сообществу орнитологов. При этом значительная часть ведущих этологов классического периода также была или становилась орнитологами (в том числе предшественники этологии Ч.Уитмен, У. Крейг, О. Хейнрот – учитель Лоренца).
Основатели этологии с самого начала своей научной деятельности, особенно Лоренц (еще в студенческие годы, а Тинберген – после знакомства с Лоренцом в 1936 году) осознанно поставили перед собой цель создать общую теорию поведения и развивать новую дисциплину о поведении животных, а не просто изучать поведение некоторых видов животных. Себя они считали не только зоологами, но и зоопсихологами. Следует также отметить, что Лоренца и Тинбергена связывала глубокая дружба, которая продолжалась более 50 лет. Основной теоретический вклад в классическую этологию внес Лоренц, а Тинберген способствовал уточнению и распространению теоретических воззрений Лоренца, создал иерархическую модель поведения и очень много сделал для разработки экспериментальной программы этологии. Как отмечал Е.Н. Панов (1975), предшественники Лоренца были не менее толковы, его эксперименты и выводы не представляли ничего принципиально нового. Новым был подход: объединение и параллельное использование полевого (наблюдение и описание) и экспериментального методов в применении к одному и тому же виду: проверка полевых наблюдений в экспериментальной обстановке. Лоренц пошел по пути интеграции и синтеза существующих в то время идей и взглядов и сумел создать гармоничное и внутренне непротиворечивое целое – научную теорию поведения, пользующуюся собственными, а не заимствованными физиологическими и психологическими терминами. Поведение животных стало целью изучения само по себе, а не только как средство для изучения психики или физиологических процессов. Теоретические вопросы стали ставиться о самом поведении, в том числе о его механизмах. При этом физиология и психология стали не целью, а средством изучения поведения.
|