К оглавлению. Η. Аббанъяно. Мудрость философии
==100 Η;. Аббанъяно. Мудрость философии тожающая всякое препятствие, единственно возможной позицией оказывается принятие этой необходимости, amor fati. И здесь Хайдеггер, подобно Ницше, лишь повторял тему, которая была введена в немецкую философию в начале XX века великими философами идеализма. Фихте торжественно провозглашал: «Всякая реально существующая вещь существует в силу абсолютной необходимости и существует с необходимостью именно в той форме, в которой она существует». Гегель, в свою очередь, говорил, что философия всегда приходит слишком поздно, чтобы сказать, каким должен быть мир, потому что она является, когда дело сделано, как сова Минервы; и в силу этого она должна пребывать в мире с действительностью, принимать ее, как она есть, без абсурдного стремления пытаться руководить ею. Эти поучения оказали глубокое влияние даже на философов, которые во всем остальном не имели ничего общего с идеализмом Фихте и Гегеля. Тот же самый Маркс подчеркивал необходимость исторического перехода от капитализма к социализму и отрицал, что какое-то учение или идеал может руководить историей, превращая таким образом сам коммунизм в выражение фактической ситуации. И согласно Ницше, отличительной чертой сверхчеловека является как раз amor fati, т. е. страстное принятие судьбы мира, даже если она мрачна и отвратительна. Хайдеггер ==101 В различных, но всегда узнаваемых формах этот тезис об абсолютной необходимости реальности и истории встречается во многих аспектах современной культуры, и не только немецкой. Это — тезис, делающий из человека, из его мысли, его поступков (даже мятежных и революционных) марионетку, приводимую в движение нитями, которыми управляет безличная или коллективная реальность — мир, история, социально-экономическая система и т. д. И что такое по сути дела нацизм, как не перевод в термины вульгарных и отвратительных предрассудков этого самого принципа? Или принадлежат к высшей расе и предназначены к счастью и повелеванию или не принадлежат к ней и обречены на рабство и уничтожение. Когда Ясперс на неизданных страницах своей автобиографии говорит о своих отношениях с Хайдеггером как о проблеме, которую ему не удается понять, причина его затруднений ясна. Ясперс также в своем фундаментальном труде «Философия» (1932) поставил на первое место необходимость, которой должен повиноваться человек. Он говорил, что существование человека тождественно с ситуацией в мире и в сообществе, к которому он принадлежит; что всякая попытка освободиться от этой ситуации — предательство и что, следовательно, для каждого человека «Я выбираю» равнозначно «Я не могу поступить иначе». ==102 Η. Аббаньяно. Мудрость философии Благодаря счастливой непоследовательности Ясперс освобождается от следствий этого учения посредством своего выбора в отношении нацизма. Но нельзя полагаться на непоследовательность, чтобы спасти человека от конформизма, который грозит поглотить его во все периоды его истории. Условия, которым подчинен человек со стороны природы и истории, многочисленны, тягостны и часто скрыты. Но если бы человек не был способен противодействовать им с некоторой степенью или мерой свободы, история давно бы остановилась и, более того, даже не начала свой ход. Сознание собственного достоинства и вытекающий из него критический дух могут и должны спасти человека от беззащитности перед ходом событий, которые могут казаться ему неизбежными лишь в силу его собственной лени. В конце концов единственный урок, который действительно дает история, состоит в том, что мир — это всегда открытое поле борьбы и что в нем вряд ли бывает так, как на игорном столе, что все игры оказываются сыграны.
==103 00.htm - glava07
|