Студопедия — К оглавлению. Η. Аббанъяно. Мудрость философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К оглавлению. Η. Аббанъяно. Мудрость философии






==110

Η;. Аббанъяно. Мудрость философии

благами и услугами так, чтобы гарантировать мирный порядок и социальный релятивизм, т. о. устойчивость и развитие по восходящей отношений между людьми.

Впрочем, сегодня фактически аскетическое презрение к деньгам и утверждение, что следует искать убежища в так называемых духовных благах, утратили почти всю свою силу и свое очарование. Соответствующая мера денег необходима для каждой формы жизни и даже для приобретения тех «духовных благ», которые приносят жизни счастье и красоту.


 

==111

00.htm - glava08

ЕДИНСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДУХ (Кроче)

1. ИДЕАЛИЗМ И МАТЕРИАЛИЗМ

Через тридцать лет после смерти Бенедетто Кроче (20 ноября 1952 г.) философия, одним из наиболее крупных представителей которой он был, принадлежит скорее к истории прошлого, чем к настоящему. На рубеже XIX и XX веков Западная философия оказалась разделенной на два больших противоположных друг другу течения, непрерывные споры между которыми наполняли книги и журналы, — позитивизм или материализм, с одной стороны, и идеализм — с другой. Их противоречие казалось непреодолимым, и (в определенном аспекте) так оно и было; на самом деле, что могут иметь общего между собой философия, которая отождествляет един-


==112

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

ственную реальность с материей и для которой сам дух является материей, и философия, считающая, что единственной реальностью является дух и что сама материя — это дух? Но именно в антагонизме этих двух философий обнаруживается их общее стремление, стремление свести к единой и простой сущности — Материи или Духу — всю реальность, а к проявлениям этой сущности все факты и события мира. В этих событиях обе философии видят единый и непрерывный процесс, который их с необходимостью связывает и неотвратимо направляет к прогрессу. Вера в прогресс во всех областях — в природе, в жизни, в обществе и во всех аспектах культуры — вдохновляла обе философии и была распространена повсеместно, даже за рамками философской области.

2. суррогат РЕЛИГИИ

Цитаделью, которой эти философии стремились овладеть и уже считали, что она пала или разрушена, была цитадель традиционной религии, т. е. христианства. Вере, являющейся основой религии, они противопоставляли абсолютную рациональную достоверность философских


Кроч-е

==113

истин; а в теологии, пытающейся понять и оправдать принципы веры, они видели лишь примитивную философию, заблуждающуюся в своих установках и в своих методах. Огюст Конт, являющийся основателем позитивизма XIX века, видел в теологии фантастическое объяснение естественных процессов, объяснение, которое «позитивный» дух окончательно заменяет удостоверением фактов и поиском регулирующих их законов. Уже Гегель говорил, что религия — низший момент духовной жизни, снимаемый философией, являющейся кульминацией этой жизни. И эта позиция оставалась неизменной в последующих позитивизме и идеализме. Но в то же самое время позитивизм и идеализм стремились реализовать позитивные ценности религии: Конт стал пророком новой «религии человечества» как окончательного пристанища рода человеческого; а Гегель и его последователи видели в идеализме «снятие абстрактной односторонности» религии, т. е. освобождение от всякой мифологии и окончательное осознание того, что дух творит из самого себя. Эрнст Геккель, самый популярный представитель материализма, мог утверждать, что именно материализм в состоянии разрешить все загадки мира и в силу этого с успехом заменить собой любую форму религии.


==114

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

Поэтому задача, которую ставили себе эти философии, состояла в том, чтобы уничтожить веру, лежащую в основе всякой религии, а с ней ритуалы, обеты и надежды, которые она с собой несет. Вера — это особый факт, интимное отношение между человеком и Началом, которое ее внушает. Разум, к которому взывают эти философы, является универсальным и безличным и принимается как подлинное проявление Начала, управляющего миром. Но поскольку вера была упразднена, эти философии претендовали на то, чтобы во всем заменить религии, быть подлинной религией, свободной от фантастических мифов и изживших себя традиций и открыть истинную субстанцию мира. Эти философии оказались теологией навыворот. Существует не трансцендентный Бог-творец, а Природа или имманентный Дух, который пребывает во всем и творит все и необходимыми появлениями которого являются поэтому все существа, вещи, события. Необходимость сопряжена с разумной связью событий или с их каузальным сцеплением, которое не менее разумно, чем первая.


Кроче

==115

3. КРОЧЕАНСКИЙ ИСТОРИЗМ

Философия Кроче является неотъемлемой частью этого контекста. «Единственная реальность — Дух, а единственное проявление Духа — История». Таков был принцип, вдохновляющий философию Кроче, принцип, над защитой и разъяснением которого он постоянно трудился и который господствовал в его исторических и литературных трудах. Благодаря ему Кроче связывал себя с великим движением немецкого идеализма XIX века, а посредством оригинального развития, которое ему удалось придать последнему, представлял видение мира, резюмирующее в себе идеалы, устремления, надежды европейской культуры на рубеже XIX и XX веков. Оптимизм, характеризующий эту культуру, его вера в цивилизацию, выражением которой он был, его надежда на неизбежный прогресс, который не мог бы быть остановлен даже худшим из зол, от коих страдает человечество, и в самом деле оправдывались этим принципом и являлись его логическими следствиями. Действительно, Дух, о котором говорил Кроче (как и Дух романтиков-идеалистов), — имманентный Бог, который как таковой противопоставляется трансцендентному Богу религии; но его имманентное провидение не менее совершенно, долгосрочно и полно, чем провидение, осуществляемое трансцендентным Богом. Это про-


==116

Η. Аббаньяно. Мудрость философии

видение проявляется в историческом мире, являющемся его творением, обеспечивая в любом случае победу добра над злом, и, более того, в силу него зло, которое встречается в истории, в действительности не является таковым, потому что оно всегда подготовка и провозвестие какого-то большего добра. Короче говоря. История — это божественное творение, которое не может знать недостатков, колебаний или окончательного краха; в нем все оправдывается как необходимый элемент процесса, который обогащается и духовно возвышается в любой свой момент.

Эта утешающая перспектива, которая господствует над всем творчеством Кроче, далась все же ценой определенных отрицаний или ограничений, которые для него являются сущностными. Прежде всего, если единственная реальность — Дух, то природа не существует, т. е. сводится к видимости или к деформированному проявлению Духа. А если природа не существует, то изучающая ее наука — не истинное познание, а заблуждение или иллюзия, используемая для определенных целей. Единственное истинное познание — познание Духа (или которое Дух имеет о самом себе) в его различные моменты, сменяющие друг друга и взаимопересекающиеся в истории: искусство и философия, имеющие в качестве объекта Красоту и Истину; экономика и мораль, имеющие в качестве


Кроче

==117

объекта Пользу и Добро. Различие этих моментов тем не менее не влечет за собой никакого разрыва в духовной жизни, потому что в каждом из них и в любом из их частных проявлений Дух присутствует и действует в своей тотальности.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 163. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия