ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Идеи, распространяемые этим политизированным и революционным психоанализом, составили моду шестидесятых годов с вытекающими из нее последствиями, которые еще заметны в современной жизни. Фрейд, конечно же, не был ответственен за нее, но снабдил ее не только терминологией, ставшей «популярной», но и направляющими и генерирующими принципами, принятыми и усвоенными его эпигонами без ограничений и предостережений, которые они находили в его работах. Безусловно, этот гениальный психиатр, этот глубокий знаток всех закоулков человеческого сознания имел о человеке довольно убогое представление. Во-первых, он считал его замкнутым в непроницаемой субъективности, которая лишь спорадически открывается отношению с миром. Он понимал мир как нечто «внешнее», чуждое человеку и, следовательно, реальность мира и самого сообщества людей как фактор беспокойства, препятствие для развития субъективности, замкнутой в глубинах бессознательного. Поэтому этой субъективности он приписывал абсолютную спонтанность, которую сдерживает и ограничивает лишь воздействие внешних факторов. Таким образом, он игнорировал внутренние основополагающие связи, соединяющие человеческую субъективность с реальностью даже в ее самых ин- ==86 Η. Аббаньяно. Мудрость философии тимных проявлениях. Те условия человеческой субъективности, которые сегодня признают в качестве первичных — биологическая наследственность и традиции среды, — рассматривались им как вторичные элементы беспокойства. Отсюда защита той «спонтанности», лежащая в основе революционных утопий и негативных идеологий, по отношению к которым он сам оставался чуждым. Во-вторых, он видел в субъективности единственное и абсолютное начало или, на последней фазе, двойственность равно абсолютных начал как единственных активных сил, для которых сама субъективность лишь театр действия. Бессознательное Гартмана как творческая и божественная сила еще присутствует в бессознательном Фрейда. Но, стоя на этой точке зрения, невозможно признать за человеком никакого центрального положения, никакой способности к сопротивлению и выбору, прозрению и устремленности. По Фрейду, все, чем является человек, он получил от безличных энергий и сил: его «быть» — это его «иметь» и ничего более. Прошедшие десятилетия стали не только проверкой его учения в идеологической области и показали не только негативный и несущий разочарование результат этой проверки в данной области. Они дали также богатый материал в биологической, социальной и моральной сферах Фрейд ==87 о структурах, которые обусловливают человека и одновременно делают возможной его неповторимую индивидуальность и способность к ответственному выбору. Сегодня работы Фрейда могут быть хладнокровно перечитаны и оценены в том, насколько они в состоянии помочь человеку понять себя в каких-то своих сущностных аспектах, но лишены чар нового рая, который они, казалось, обещали многим из его последователей.
==88 00.htm - glava06
|