Студопедия — К оглавлению
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К оглавлению






==50

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

находил философию Ницше отталкивающей или опасной. Ницше, который провозглашает себя врагом религии и морали; Ницше, который не признает достоверности ни одной из истин и ненавидит саму истину, провозглашая ложь единственно возможным путем для человека и Сверхчеловека; Ницше, который превозносит силу и насилие в противовес любви и милосердию, легко может быть истолкован как гениальный поэт, принимающий свои больные фантазии за предвестие жизни и победы. Но, с другой стороны, сила его критики в отношении традиционной философии, восхваление им жизненных ценностей и, стало быть, инстинкта и спонтанности, признание случайности в истории и во всех человеческих перипетиях, возрождение темы вечного возвращения как судьбы мира сделали из него мыслителя, с которым все другие должны были в той или иной степени соизмерять себя и который продолжает оказывать сильное влияние на современную философию.

В третьем томе «Жизни Ницше» Курта Пауля Янца (итал. перев. Curt Р. J. Vita di Neitzsche. Bari, 1982), основанном, как и другие, на исчерпывающем и обстоятельном документальном материале, описываются последние годы жизни философа (1889—1900) и протекание его болезни. Нет сомнения, что эта болезнь была прогрессирующим параличом, вызванным сифилитической инфекцией. Кажется, что этот пророк свобо-


Ницше

==51

ды инстинкта не знал иных женщин, кроме проституток, и от одной из них он заполучил сифилис. Все симптомы подтверждают этот диагноз, относительно которого врачи, посещавшие Ницше, не сомневались. Мания величия, которая сопровождает этот прогрессирующий паралич, обнаруживается уже в ранних книгах: «Антихрист» (написанный в 1888 году) завершается провозвестием новой эры, которая должна якобы начаться как раз с этой книги.

8. ФИЛОСОФ И ПАЯЦ

И все же нельзя списывать все творчество Ницше на счет его безумия. В книге Йохана Гоудсблома «Нигилизм и культура» (итал. перев. Goudsblom J. Nichilismo e cultura. Bologna, 1982) подчеркиваются культурные корни нигилизма Ницше. Прежде всего он разделяет требование философии Нового времени подвергать всякую установленную истину решительной критической проверке. И эта критическая проверка как раз и свела его лицом к лицу с нигилизмом и поэтому заставила его считать невозможной и расточительной всякую веру в какой-то смысл, цель или ценность жизни. Но при всем при том, добавляет Гоудсблом, инстинкт к истине продолжал в нем жить, несмотря на предпринимаемые им лихорадочные попытки освободиться от него. Сама


 

==52

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

теория Сверхчеловека развязывает нигилистический узел, который делает проблематичными все культуры; превознесение Сверхчеловека и воли к власти непримиримо с нигилизмом. Если нигилизм истинен, ни одна теория не может быть подтверждена, в том числе и теория Сверхчеловека.

Последняя, освещенная Гоудсбломом, безусловно, является одним из тупиков, куда Ницше оказался загнанным самой своей философией. Невозможно отрицать истину вообще, всякую истину, и в то же самое время утверждать с пророческим энтузиазмом собственную. Но конечно же, последний является не единственным тупиком, в который оказался поставленным Ницше. В свою философию он вкладывал самого себя, все свое существование, свою надежду и свою силу. И его философия, если и провозглашала смерть Бога, провозглашала также с такой же силой обожествление человека. Человек, свободный от всяких религиозных или политических пут, человек — господин самого себя и других, человек, презирающий всякую установленную истину или истину, которую следует установить, и склонный выражать во всех своих актах максимальную жизненную силу, был не только идеалом, на который Ницше указывал как на будущее, но и реальностью, которую он сам пытался воплотить в себе. Именно эта реальность ускользала от него, потому что меньше всего подходила к его подлин-


Ницше

==53

ной личности писателя и поэта. В определенный момент прогрессирующий паралич и возникающее осознание собственного краха как Сверхчеловека обрели свое место встречи и фатальный исход в безумии. Еще в письме к другу, написанном в июле 1888 года, он утверждал, что после выхода в свет «Заратустры» он на самом деле занимался шутовством, чтобы иметь возможность господствовать над непреодолимой экспансивностью и уязвимостью.

Этот паяц, которым он стал, отправится затем на бесполезные поиски самого себя, будучи не в состоянии опознать себя даже в своих творениях. Возможности, которые, как он полагал, открыл людям и прежде всего самому себе, окажутся для него закрытыми. Именно такова судьба безумия. В последней работе выдающегося психиатра Микеле Toppe «Существование и проект. Основы психодинамики» (Тогге M. Esistenza e progetto. Fondamenti per una psicodinamica. Torino, 1982) показано, что психическое расстройство рождается из чувства «возможности ничто», т. e. отсутствия всякой конкретной возможности, даже возможности неудачи, которую субъект мог бы выбрать или принять. Таков был как раз случай Ницше, который в определенный момент не увидел перед собой ни одного открытого пути и почувствовал себя обреченным быть несчастным паяцем. И это происходит неизбежно, когда человек утрачивает чувство своей ограничен-


==54

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

ности, игнорирует собственные действительные возможности и связывает свою жизнь с неосуществимыми фантазиями, которые предопределяют невозможность всякого его отношения с самим собой и с другими людьми.

Нельзя полностью отделять философию Ницше от судьбы, на которую его существование было обречено сифилитической инфекцией. Безусловно, эта философия может содержать в себе жизненные поучения, которые касаются человека, его обусловленности и его свободы, но не может быть принята в качестве пророческого предвестия новой эры, в которую человек оказывается Богом. Если судьба Ницше берется в этом смысле, она становится типичным образцом его окончательного краха.

 

==55


00.htm - glava03







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 172. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия