Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНЕЦ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ





(Шпешлер)

1. ЧЕЛОВЕК КАК ЭКЗЕМПЛЯР ВИДА

Освальд Шпенглер в своей нашумевшей книге «Закат Европы», опубликованной после первой мировой войны, исследовал (как говорит подзаголовок) «морфологию космической истории», т. е. рождение, развитие и смерть цивилизаций, которые следуют друг за другом в истории. Рассматривая цивилизации как живые организмы, он считал неизбежным их конец и поэтому предрекал конец Западной цивилизации, которая уже достигла своего пика и над которой уже господствуют симптомы упадка. После этой работы Шпенглер публиковал преимущественно политические труды (фашистского настроя), но продолжал трудиться над второй работой, которую ему не удалось за-


==56

Η;. Аббаньяно. Мудрость философии

вершить до смерти (1936) и которая будет им озаглавлена «Urfragen», т. е. «Основополагающие вопросы».

Этими основополагающими вопросами являются вопросы, касающиеся происхождения и последней природы человека во всех ее аспектах и во всех ее отношениях с миром. Шпенглер излагает их на манер Ницше посредством рассуждений, состоящих из отрывочных наблюдений и мыслей, но не обладающих бодростью и поэтическим вдохновением, свойственным Ницше. По его задумке это изложение составляет «морфологию человека», которой была предпослана «морфология истории», ставшая темой «Заката Европы», оправданием и основанием которого она, следовательно, должна была быть. Шпенглер ставил своей целью не пересмотр своих тезисов относительно истории, а лишь окончательное их подтверждение на основе исследования природы того существа, которое живет и действует в истории, т. е. человека. Поэтому в этих фрагментах вновь появляются краеугольные понятия предшествующего труда. Человек безоговорочно подчинен судьбе, господствующей над историей. Его воля — лишь выражение судьбы, которая неисповедима и таинственна и не может быть определена, а только прочувствована и прожита. Вне человека, в природе, судьба — это то, что наука


Шпенглер

==57

называет каузальностью, и она является неизбежной необходимостью, которая связывает природные факты между собой. Внутри человека судьба сохраняет свой непостижимый лик, и ее истолкования диктуются лишь страхом. На самом деле человек — лишь эпизод универсальной судьбы, и его трагедия теперь близится к концу: его благородство состоит исключительно в осознании этой самой судьбы.

Над всеми «вопросами» Шпенглера доминирует эта фундаментальная тема. Жизнь — случайная форма «бесконечного становления» и, следовательно, преходящий феномен, связанный с историей нашей планеты; таинственный факт, в основе которого, считает Шпенглер (вместе с древним Гераклитом), лежит противоречие между огнем и холодом. Она как бы пламя, которое борется против холода, т. е. против смерти. Направление пламени — простирание жизни в будущее, а его движение — история. В человеке, являющемся искрой живого пламени, дуализм огня и холода предстает как дуализм Я и «мира», из которого вытекают все другие различия: чувство и восприятие, душа и тело, пространство и время и даже принадлежность к дворянству и духовенству. Но как преходящий продукт универсального становления Я — не индивидуальная реальность, а лишь экземпляр истинного индивида,


==58

Η. Аббанъяно. Мудрость философии

каковым является вид. Человек как экземпляр вида испытывает ужас одиночества и стремится к общению, чтобы избежать этого ужаса. Страстное желание, устремленность, агрессивность составляют сущность индивида, поскольку он часть универсального пламени жизни. И как пламя, которое разгорается и все уничтожает, угасает и вспыхивает вновь, жизнь не имеет цели, и не существует «смысла человечества». Цели, навязываемые моралью, являются лишь выражением нравов, господствующих в группе. Над этой моралью Шпенглер ставит ethos*, т. е. аристократическую этику, основанную на чувстве собственного достоинства. «Ни один народ как целостность не обладает ethos'oM, но им обладает армия, знать, класс и т. д.».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 188. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия