БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ
(Фрейд) 1. ОБЩИЙ ПСИХОАНАЛИЗ В течение десятилетий, прошедших со дня смерти Зигмунда Фрейда (23 сентября 1939 г.), его творчество оказывало решающее влияние на жизнь и культуру современного мира. Рожденное в области психиатрии, оно превратилось в философское истолкование человека и его отношений с миром; терапия психозов была возведена в ранг терапии всех болезней, которыми страдало и страдает человеческое общество. Сегодня большие (и наивные) надежды, которые эта терапия породила и питала на протяжении нескольких десятилетий, померкли. Как метод лечения психоанализ еще энергично вдохновляется творчеством Фрейда, но трактует его в самых различных и несходных между собой фор-
==74 Η. Аббаньяно. Мудрость философии мах. В западных странах он находит еще многочисленных страстных сторонников и огромное количество пациентов (среди состоятельных слоев), которые ожидают от него благотворных эффектов, а некоторые, может быть, и получают их. Но также признают, что ему не поддаются наиболее тяжелые из умственных болезней (подобно шизофрении), для лечения или сдерживания которых применяются по преимуществу наркотики. Но за рамками индивидуальной терапии психоанализ стал сначала благодаря работам самого Фрейда, а затем трудам его последователей и интерпретаторов концепцией человека и мира, которая претендует на то, чтобы разрешить все проблемы; и в этой форме ему удалось взять под свое руководство большую часть неудовлетворенности и конфликтов современного общества. 2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ Считалось, что великим открытием Фрейда было открытие бессознательного, т. е. тех психических факторов, до осознания которых не доходят и которые, следовательно, остаются вне актуального поля сознания, хотя и действуют в нем скрыто. Но уже в 1869 году Эдуард фон Гартман опубликовал «Философию бес- Фрейд ==75 сознательного», которая имела большой успех в германской культуре и за которой следовали затем многочисленные работы вплоть до первых лет XX столетия. Гартман (который открыто заявлял о том, что он исходит из Шеллинга и Шопенгауэра) видел в бессознательном абсолютное начало человеческой жизни во всех ее проявлениях, начало, которое обнаруживается в человеке как воля, но которое есть проявление Бога и как таковое неизбежно ведет человека к прогрессу и счастью. Открытие Фрейда состоит в том, что он показал противоречие, в которое бессознательное вступает с волей человека и с окружающей его реальностью. Бессознательное предстает как совокупность стремлений или «побуждений», которые пытаются иметь доступ к сознанию, но могут получить его лишь в форме компромисса, потому что они деформированы цензурой, налагаемой на них сознанием. Все побуждения без разбору стремятся к удовольствию и поэтому являются проявлениями изначальной силы или инстинкта, в общих чертах сексуальной природы, называемого libido*. Второе открытие Фрейда состоит как раз в приписывании сексуальности фундаментальной роли при детерминации всех человеческих поведенческих установок, и даже тех, которые, кажется, не имеют с ней ничего общего. Это открытие исходит из допущения, что жизнь человека имеет свой
==76 Η. Аббаньяно. Мудрость философии последний корень в единой и изначальной Энергии, в Инстинкте (а именно: в libido), дающем силу всем ее проявлениям. Но речь идет не об инстинкте, подобном инстинкту животных, который подчиняется однообразным схемам и неизбежно выплескивается вслед за соответствующими стимулами, а о тенденции, которая может принимать различные формы и подавляться и блокироваться. Следовательно, сексуальность не ограничивается генитальной сферой или деятельностью половых органов, а включает в себя также различные устремления и установки, сводимые, однако, к сексуальности, поскольку они стремятся к удовольствию и включают в себя любовь или ненависть к кому-то или к чему-то. В этих формах ее можно обнаружить уже на ранних стадиях жизни ребенка, в которой присутствуют не только первичные потребности человека, но и эмоции, предпочтения, положительные или отрицательные аффекты, сопровождающие стремление к их удовлетворению. Именно это, второе, открытие Фрейда получило наиболее широкий резонанс в современной жизни прежде всего в десятилетия, последовавшие за его смертью. Оно способствовало тому, чтобы снять с сексуальности тот характер осуждения и принижения, который приписывали ей господствующие нравы, и признать Фрейд ==77 ее в качестве нормального выражения жизненной энергии человека. Тем самым постыдный характер самой сексуальности (даже в ее извра· щенных формах) отрицался, и стало возможным защищать или превозносить полную «вседозволенность», т. е. неконтролируемую свободу сексуальных проявлений. Изменения, произошедшие в этом плане в современных нравах, безусловно, нашли свой стимул и свое оправдание в работах Фрейда. И все же нельзя делать Фрейда непосредственно ответственным за эти изменения. Он никогда не считал ни возможным, ни желательным отсутствие всякого контроля за сексуальностью и ее позывами, потому что это отсутствие означало бы низведение Я до инстинктивных побуждений, т. е. делало бы человеческую личность рабой конфликтов, которые порождают в своей беспорядочности эти позывы. Поэтому «защита» Я опирается на «устранение» некоторых позывов, т. е. на оставление их в сфере бессознательного, которое мешает им проявляться в сознательной жизни Я, порабощать его и делать неспособным вступать в отношение с другими людьми. Поэтому патологические феномены вызываются не защитой, которую Я оказывает этим побуждениям, а скорее слабостью или отсутствием этой защиты.
==78 Η. Аббаньяно. Мудрость философии 3. КОМПЛЕКСЫ И СУБЛИМАЦИЯ Стало быть, не следует возводить непосредственно к Фрейду те положения, которые господствовали в детской психологии и педагогике последних десятилетий, положения, усматривавшие в любом ограничении или контроле за произвольными импульсами «запрет», непременно вызывающий пагубные расстройства или «комплексы». А что касается комплексов, которые за эти годы умножились и которые видят повсюду, то Фрейд допускал лишь некоторые (главный из которых «Эдипов комплекс») как обычные стадии развития ребенка, непременно преодолеваемые и побеждаемые защитой Я. Впрочем, комплекс, согласно Фрейду, это лишь относительно устойчивое ядро пропитанных любовью или враждой желаний, которые способствуют формированию человеческой личности и направленности ее отношений с другими. Но в любом случае Фрейд обнаруживает в глубине человеческой личности всегда возможный конфликт между любовью и ненавистью, т. е. между противоположными устремлениями, которые действуют в бессознательном и оспаривают друг у друга область сознания. Когда он предстает в явно неразрешимой форме психоза, психоаналитическая терапия может высветить скрытые причины конфликта (обнаружившиеся прежде всего в детстве), т. е. побуждения, между которыми он суще- Фрейд ==79 ствует, и сделать таким образом возможным ослабление и опосредование самого конфликта, устраняя его патологический характер. Но существует и другой фундаментальный пункт учения Фрейда, который обычно игнорирует или недооценивает вульгарный психоанализ, испытывающий удовольствие от того, что, используя фрейдовские термины, находит объяснение и оправдание всех человеческих поступков. Этот пункт — теория сублимации, посредством которой Фрейд стремился объяснить образование высших форм деятельности человека, относя их к первичным сексуальным побуждениям. Сублимация происходит тогда, когда эти побуждения направлены на объекты или цели, не имеющие никакого отношения к сексуальной сфере, но обладающие решающим значением и ценностью для жизни человеческого рода. При этом отклонении либидозная энергия остается количественно постоянной, но ее качество коренным образом изменяется, потому что ее объекты и ее способы действия иные. Художественное творчество, интеллектуальный труд — результаты сублимации, с которыми в силу этого связаны искусство, наука и высшие формы культуры и человеческой солидарности. Сам гений, по Фрейду, лишь сублимированная сексуальность. Жизнь и прогресс общества, в котором живет человек, стали возможными благодаря этому процессу. К оглавлению ==80 Η. Аббаньяно. Мудрость философии При всем этом Фрейду никогда не удавалось разъяснить, в чем же на самом деле состоит процесс сублимации и каков тот фактор, который приводит его в действие. В этом месте его учение (которое не случайно имело гораздо меньший резонанс, чем все другие) остается неясным, кто или что может в человеке осуществить чудесное превращение побуждений, возводящее их с уровня слепых устремлений в ранг бескорыстной и сознательной творческой деятельности, в которой первичная энергия импульсов присутствует лишь как количественная масса. 4. ЭРОС И ТАНАТОС Когда в зрелых работах Фрейд подобрал новые термины для своего учения, проблема осталась нерешенной. Тогда он увидел действующими в человеке три различные силы: Es, т. е. совокупность либидозных побуждений; Super-Ego, т. е. совокупность запретов, раз за разом внушаемых человеку с первых лет жизни и сопровождающих затем ее всегда в более или менее осознанной форме, составляя то, что называют «моральным сознанием»; и Ego — личность, являющееся результатом прилаживания и частичного и неустойчивого равновесия двух других элементов, находящихся в противоречии. Но здесь также все трудности остаются на своих Фрейд ==81 местах. Как может Ego сформироваться как таковое и воздействовать на Es, если оно лишь «организованная часть Es»? И как может сформироваться Super-Ego и моральное сознание как общественное образование, если единственной всеобщей и постоянной силой, которая действует в людях, является сила Es? Быть может, осознание этих трудностей подтолкнуло Фрейда в последние годы его жизни к тому, чтобы дать новую формулировку своему учению, в которой всегда вдохновлявший его дуализм вводится в само Es, т. е. в область бессознательных побуждений. Тогда Фрейд сделал допущение, что побуждения бывают двух видов: те, которые стремятся сохранить и объединить и, следовательно, являются «эротическими» как раз в смысле Эроса из платоновского «Пира» или, обобщенно говоря, сексуальными; и те, которые, напротив, стремятся разрушить и убить, подпадая под название агрессивных или деструктивных. Таким образом, в борьбе между Эросом и Танатосом Фрейд видел сконденсированной всю историю человеческого рода. И когда Эйнштейн, перед лицом разнузданного насилия национал-фашизма и надвигающейся опасности мировой войны, спросил у Фрейда, существует ли возможность управлять психической эволюцией людей так, чтобы они стали способны сопротивляться психозам разрушения и ненависти, Фрейд ответил, что нет надежды
==82 Η. Аббаньяно. Мудрость философии полностью подавить агрессивную тенденцию, но можно лишь пытаться господствовать над ней, препятствуя ей находить выражение в войне. «Идеальным состоянием, — писал Фрейд, — естественно, было бы человеческое сообщество, которое бы подчинило собственную импульсивную жизнь диктатуре разума. Ничто иное не смогло бы осуществить столь совершенного и столь прочного единения между людьми даже при отсутствии эмоциональных связей между ними. Но, по всей видимости, это — утопическая надежда». Она действительно утопическая и, более того, абсурдная, если придерживаться точки зрения Фрейда. Что такое некий «разум» и откуда он может взяться, если в человеке существуют и действуют лишь две инстинктивные силы — Эрос и Танатос? Конфликт между любовью и ненавистью, согласно Фрейду, должен будет длиться вечно, как уже изрек в V веке до н. э. Эмпедокл из Агригента.
|