Тема 1. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития
Античная философия Космоцентрический характер древнегреческой философии. Наивный материализм и стихийная диалектика древних. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Эфесская школа (Гераклит, Кратил). Атомистическая трактовка бытия (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Проблема человека и общества, нравственных и правовых норм (Сократ, Платон, Аристотель). Концепция идеального государства у Платона. Взгляды Аристотеля на политику и государство. Становление античной диалектики. Основные интеллектуальные достижения античной философии. Значение и историческая ограниченность античной философии. Философия Средних веков и эпохи Возрождения Социально - экономические предпосылки. Религиозный характер философской мысли: господство идей теоцентризма и креационизма. Средневековая картина мира. Антропологическая концепция Средневековья. Учение Августина Блаженного. Разум и воля. Учение о «священной истории». Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Проблема разума и веры, сущности и существования. Номинализм и реализм. Натурфилософия Средневековья: Роджер Бэкон. Средневековая философия мусульманского Востока, идеи свободомыслия (Авиценна, Аверроэс). Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Социальные учения Н.Макиавелли, Т.Мора. и Т. Кампанелла. Натурфилософия Возрождения. Диалектика Николая Кузанского. Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Научное и мировоззренческое значение открытий Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, идей Д.Бруно. Философия Нового времени Становление буржуазного общества. Задачи науки и философии XVII в. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII в., создание механико-математической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии. Сенсуализм и рационализм. Френсис Бэкон как основатель материализма и экспериментирующей науки Нового времени. Рационализм Рене Декарта. Бенедикт Спиноза: учение о субстанции. Этика Б.Спинозы. Номинализм и материализм Томаса Гоббса. Учение о государстве. Основные достижения философии Нового времени и причины исторической ее ограниченности. Социально-экономические предпосылки идеологии Просвещения. Теория познания материалистического эмпиризма Джона Локка. Понятие материи как бесконечной совокупности всех вещей. Учение Д.Локка о государственной власти и праве, развитие идеи о переходе от естественного к гражданскому состоянию и к формам государственного управления. Естественно-правовой идеал Д.Локка. Концепция человека, его места в мире, сущности и смысла его существования. Французский материализм XVIII в.: Ф.Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Д.Дидро, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах. Учение о материи и формах ее бытия. Движение и покой. Учение о сознании. Гносеология. Концепция человека и общества. Вера во всесилие человеческого разума. Критика феодализма и религии. Немецкая классическая философия Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. И.Кант. «Докритический» и «критический» периоды его научной деятельности. Понятие «феномена» и «ноумена». Явление и «вещь в себе», природа и свобода. Учение о ступенях познания. Антиномии чистого разума. Историческое значение субъективной диалектики И.Канта, исследований способностей разума. Категорический императив И.Канта. Философская концепция Г.В.Ф.Гегеля. Гегелевская энциклопедия философских наук: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». Рационализм нового типа. Идея саморазвития. Философская антропология. Г.Гегель о свободе. Философия истории. Людвиг Фейербах. Путь Л.Фейербаха к материализму. Критика философии Г.Гегеля. Ученые о материи. Учение о природе и человеке. Проблема генезиса и сущности религии. Утопичность фейербаховской «религии любви». Проблема жизни, смерти и бессмертия в философии Л.Фейербаха. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм. Историческое значение материализма Л.Фейербаха и причины ограниченности антропологического принципа его философии. Постклассическая философия Философия марксизма. Исторические условия, социально-экономические, естественно-научные и гносеологические предпосылки возникновения марксистской философии. Коренные отличия марксистской философии от предшествующих этапов развития философской мысли: четкое определение своего предмета, действенный характер, последовательный материализм, апелляция к практике, органическое слияние материалистической теории и диалектического метода. Формирование основ материалистической социальной философии. Сущность материалистического понимания истории. Концепция социально-исторической практики. Закономерность исторического процесса и субъект истории. Философский анализ политической экономии. Отчужденный труд и общество отчужденного человека. Устранение отчуждения. Универсальный человек. Освобождение индивида. Решение проблемы свободы. Обращение к коммунистическим идеям. Позитивизм в Х1Х в. Позитивная философия О. Конта. Закон трех стадий. Органическая теория общества Г.Спенсера. Философия жизни. Философия Ф. Ницше: программа переоценки всех ценностей. Воля к власти и идеал сверхчеловека. Западная философия в XX веке Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли. Направления философии, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций (неотомизм, неокантианство, неопозитивизм и др.). Отношение к разуму и науке в философии XX в. Рационализм и иррационализм. Учение о бессознательном З.Фрейда. Учение К.Юнга о коллективном бессознательном и его роль в объяснении социальных феноменов XX в. Понятие архетипа. Основные положения индивидуальной психологии А.Адлера, учение о комплексе власти. Фрейдомарксизм. Феноменология и ее влияние на философию XX века. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти (С.Кьеркегор, М.Шелер, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю, К.Ясперс). «Интеграционный гуманизм» Ж.Маритена. Религиозная философская система П.Тейяра де Шардена. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Особенности информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер). Технократизм и его критика. Технократические и антитехнократические утопии (О.Хаксли, Аж.Оруэлл). Исторические формы позитивизма. Борьба неопозитивизма против «метафизики» (Б.Рассел, К.Поппер). Проблемы понимания и языка в герменевтике и структурализме (Ф.Шлейермахер. Х.Г.Гадамер, К.Леви-Стросс). Аналитическая философия (Л.Витгенштейн). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Т.Кун, И.Лакатос). Изменение философской проблематики и философия постмодернизма (М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Ф.Лиотар). Русская философия XIX-XX вв. Традиции и особенности русской философии. Практически-нравственная ориентация русской философии. Историософия П.Чаадаева. Философско-исторические концепции славянофилов и западников. Философские взгляды русских революционных демократов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Анархизм М. Бакунина. Религиозная философия в России конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Ф.М.Достоевский, П.А.Флоренский и др. Смысл философии всеединства. Идея богочеловечества. Истоки возникновения русского космизма. Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях. Роль отечественной философии в развитии культуры и современное значение.
|