Мальцев Б. В. Принципы уголовного права и уголовного законодательства
тером, несогласованностью между частями первой и второй ст. 5 УК, а как следствие этого избыточностью и в то же время пробельностью ее отдельных положений. Требования принципа вины, как и других принципов Уголовного кодекса, должны быть обращены к законодателю и суду. Степень вины, устанавливаемая на основе всех обстоятельств конкретно совершенного (единичного) преступления, представляет собой сравнительную количественно-качественную характеристику общественной опасности вины, заключающуюся в мере отрицательного отношения к социальным ценностям общества и в мере осознания общественной опасности деяния, предвидения или желания общественно опасных последствий, или возможности их предвидения, выраженных в совершенном лицом преступлении. Два аспекта вины: социальный и психологический, хотя и тесно связаны между собой, рассматриваются лишь в единстве, все-таки относительно самостоятельны. Коротко говоря, социальный аспект — ее общественный масштаб, а психологический — индивидуальный, обеспечивающий ее учет на правоприменительном уровне. Потому в определении принципа вины вполне достаточно обозначения его социального аспекта, ибо психологический — подробнейшим образом выражен в ст. 24—28 УК. К тому же именно социальная сфера связывает принцип вины с принципами равенства и справедливости, с категорией «социальная справедливость». В итоге можно предложить его следующее определение: «Статья 5. Принцип вины \. Уголовное законодательство и суды Российской Федерации учитывают степень отрицательного отношения лица к социальным ценностям, охраняемым настоящим Кодексом (вину лица), выраженную в совершенном им преступлении. 2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность не в соответствии с формой или степенью вины, за невиновно совершенное деяние, невиновное причинение вреда, не допускается». 5, Принцип законности. Принцип законности (ст. 3 УК), известный еще из римского права: «без закона нет ни преступления, ни наказания» (nullum crimen, nulla poena, sine lege), рассматривается в уголовно-правовой литера-гуре весьма широко. Связь между принципом законности и нормами уголовного законодательства носит троякий характер. Первое наиболее абстрактное ее проявление выражается в опосредованном идеями справедливости, равенства, гуманизма и вины содержательном влиянии принципа законности на уголовное законодательство. Именно в этом аспекте принцип законности, являясь Формой выражения упомянутых идей, органичен буквально всем институтам "Щей части уголовного права. Второе признаваемое всеми проявление «иной связи обусловлено указанной в ч. 1 ст. 3 УК формулой: «Преступность яния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия Ределяются только настоящим Кодексом». Третье ее проявление основано социальном предназначении норм уголовного законодательства быть Рмой права и выражать его содержание. В силу этой формально-правовой Ределенности всякой из норм уголовного законодательства они неот-'Ны, органичны принципу законности. Законность в той или иной мере Поа ВЬ|стУпает свойством как формы, так и содержания всякой уголовно-'овой нормы. Как раз поэтому закон представляет собой форму существо- УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ вания законности, появляющуюся вместе с возникновением законодательства.53 Такая связь законности с уголовно-правовыми нормами наиболее конкретна, объемлет все уголовное законодательство. Часть 2 ст. 3 УК запрещает аналогию при применении уголовного закона. Вместе с тем аналогия закона запрещена и ч. 1 ст. 3 УК. Ведь в указании законодателя о том, что «преступность деяния, а также наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК), не только выражена суть принципа законности, но также весьма ясно обозначено и требование о недопустимости аналогии преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий, ибо именно они «определяются только настоящим Кодексом», а следовательно, предполагается обязательное наличие и норм, специально им посвященным. С позиций установления действительного содержания и реального объема, неодноуровневости отражения в уголовном законодательстве, необходимости исключения аналогии преступления, наказания и иных уголовно-правовых последствий, закрепления приоритета принципов уголовного законодательства над его иными категориями и нормами принцип законности в Уголовном кодексе следует определить примерно так: «Статья 3. Принцип законности }. Содержание принципа законности образуют социально-правовые идеи равенства, гуманизма, справедливости и вины, выраженные в уголовном законодательстве Российской Федерации через его принципы, нормы Общей и Особенной частей. Только выраженные в настоящем Кодексе идеи признаются его принципами. 2. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно- 3. Законодатель и суды Российской Федерации обеспечивают прио 6, Система принципов уголовного законодательства. Подводя итог сказанному, необходимо, хотя бы в общих чертах, определить систему принципов уголовного законодательства. Понятно, что система идей уголовного права и система норм-идей уголовного законодательства и по форме, и по средствам выражения не могут быть идентичными. Первая, хотя и реальна (как реальны взаимосвязи и значение идей правосознания), но наиболее абстрактна по содержанию; хотя и является, по-видимому, лишь предметом научного осмысления, но не ограничена в средствах выражения. Вторая же, будучи и менее абстрактной, и включенной в ткань действующего законодательства, — все же жестко ограничена в указанных средствах. К таковым вообше, пожалуй, можно отнести лишь последовательность, порядок размещения норм-идей в уголовном законодательстве. Поэтому данный порядок должен не только отражать систему принципов уголовного права, но и соответствовать реальному значению каждого из принципов Уголовного кодекса. 53 «Законность появляется вместе с законодательством, она порождена юридичес формой общественных отношений, но сразу же получает ясно выраженную политичес У^ окраску. Еще Аристотель считал законность признаком наилучшей государственной форм политии, а его современник Эсхин писал, что если в государстве будут соблюдаться зако то этим самым сохранится и демократия в противовес тирании и олигархии, которые oc ня на законе, а на произволе правителей» (Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976. С.
|