Мальцев В. В. Принципы уголовного права и уголовного законодательства. Приоритетная уголовно-правовая охрана личности — это и есть не что иное, как проявление гуманизма в уголовном праве.
Приоритетная уголовно-правовая охрана личности — это и есть не что иное, как проявление гуманизма в уголовном праве. Вина прежде всего находила свое выражение в круге деяний, наказуемых по Русской правде, большинство из которых предполагало отчетливое понимание их социального значения. Так, человек в здравом уме и тогда ясно осознавал, что, ударяя другого батогом, мечом в ножнах, укрывая раба (ст. 3, 4, 11 Краткой редакции1*) либо используя без спроса чужого коня, похищая зерно из закрытого помещения, поджигая гумно или двор (ст. 33, 43, 83 Пространной редакцииw) и т. п., он тем самым причиняет ущерб потерпевшему и нарушает правила поведения в обществе, санкционированные князем. Разумеется, тогда законодатель вряд ли разбирался в нюансах разграничения форм и видов вины, не всегда придавал такому разграничению должное (подчеркнем, лишь с позиций сегодняшнего дня) значение (жизнь на самом деле была проще и суровее, а юридическая техника низка). Однако то, что называется содержанием вины, т. е. выраженное в деянии отрицательное отношение к обществу (зачастую в лице потерпевшего), почти всегда составляло необходимый элемент уголовной ответственности по древнерусскому законодательству. Потому есть все основания считать принцип вины одной из его исходных предпосылок. То же самое можно сказать и в отношении принципа законности. Законность в теории права определяют как «принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений»,40 «систему реально действующего права».41 Более чем 400-летнее (XI—XV вв.) применение Русской правды (имеются в виду обе редакции)42 — неоспоримое свидетельство ее реального действия, а обусловленность Русской правды принципами справедливости, равенства, гуманизма и вины не менее весомый аргумент в пользу ее правового характера. Отражение принципов уголовного права в нормах Особенной части уголовного законодательства четко прослеживается на всех этапах развития российского государства и права. В целом же значение этих принципов в разные эпохи возрастало тем более, чем более крепкий социальный мир и спокойствие царили в обществе, и, наоборот, их значение падало в периоды обострения социальных противоречий и конфликтов. Вторая форма отражения уголовно-правовых принципов (абстрактно-юридическая) через посредство норм Общей части начала складываться еще До того, как уголовное законодательство было разделено на две части. Это было обусловлено в первую очередь потребностями практики в отграничении ВДновных и невиновных (а следовательно, несправедливых и справедливых) поступков людей, в связи с чем некоторые нормы, определявшие составы конкретных преступлений, дополнялись указаниями общего характера либо 38 Там же. С. 47. мТам же. С. 66, 67, 70. ' Афанасьев В. С. Законность и правопорядок // Общая теория права и государства / 5Д. В. В. Лазарева. М., 1997. С. 218. ' Витрук Я. В. Законность: понятие, защша и обеспечение // Общая теория права / ед. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 527. 42 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т 1 С 35, 38 УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ для этого создавались отдельные нормы. К примеру, именно так в Соборном уложении 1649 г.43 проводилось разграничение между умыслом, неосторожностью и казусом в случаях уничтожения чужого имущества при пожаре (ст. 223-228 гл. X).44 Понятно, что с развитием уголовного законодательства, появлением его Общей части эта форма отражения приобретала все более адекватное и точное выражение. Необходимость третьей формы отражения принципов уголовного права, связанной с непосредственным выражением их содержания в нормах уголовного законодательства, обусловлена прежде всего возрастанием значения общечеловеческих ценностей в социуме, а следовательно, и обязанностью государства в предоставлении максимальных уголовно-правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Поскольку эта форма отражения принципов уголовного права предполагает самый высокий уровень абстрагирования и влияния соответствующих норм на содержание уголовного законодательства в целом, она обладает несомненным социально-методологическим значением и потому может быть охарактеризована как абстрактно-социолого-правовая. В российском уголовном законодательстве его принципы были впервые самостоятельно названы с определением содержания некоторых из них в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.45 4. Система принципов уголовного права в теории уголовного права. Принципы уголовного права как его исходные, основополагающие, фундаментальные идеи естественным образом соотносятся с принципами права и его отдельных отраслей. В целом же признанное разделение принципов уголовного права на общие и специальные, основные и неосновные, общеправовые (общие) и регулятивные,46 безусловно, способствует познанию структуры всей правовой системы, уяснению места в ней уголовного права, значения его принципов. Однако такие классификации (даже абстрагируясь от их иногда весьма произвольных оснований) носят преимущественно доктринальный, достаточно оторванный от законодательной практики характер и потому не могут быть непосредственно в ней использованы. Поскольку речь идет о системе принципов уголовного права как «основной», «вечной»47 отрасли российского права, то проблема ее выявления по 43 Там же. М., 1985. Т. 3. С. 83-257. 44 Там же. С. 140. 45 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 30. 46 Загородников Н. И. Принципы советского социалистического права // Советское 47 Мицкевич А. В. Система права и система законодательства: развитие научных преД" Мальцев В. В. Принципы уголовного права и уголовного законодательства________ крайней мере включает в себя следующие аспекты. Это система действительно принципов уголовного права, а не названных таковыми принципов уголовного законодательства. Потому она должна отражать минимум три уровня принципов: уголовного права, уголовного законодательства, отдельных категорий и институтов уголовного права (законодательства). Данная система существует лишь в связи с предметом уголовного права, ибо в противном случае такие принципы (основополагающие начала) не будут обладать собственным уголовно-правовым содержанием. Поскольку система принципов уголовного права входит в структуру общественного и правового сознания, ее схема должна отражать не только внутреннюю структуру и содержание таких принципов, но и внешние связи между ними и указанными формами общественного сознания. Принципы уголовного права — это и есть принципы правосознания, ибо «правосознания вообще» не существует. Правосознание (подчеркнем, в обеих его формах: идеологии и психологии) формируется лишь на основе конкретных явлений общественной жизни. Среди таковых заботы и тревоги об охране от преступных посягательств личности, собственности, порядка в обществе и т. д. всегда занимали и занимают одно из первых (если не первое) мест для каждого человека. Соответственно велико значение и уголовно-правового сознания для правосознания в целом, а принципов уголовного права— для принципов правосознания. Отсюда и исключение принципов уголовного права из числа принципов правосознания означает не что иное, как лишение последних существенной части своего содержания. Если, резюмируя сказанное о системе принципов уголовного права, попытаться графически отобразить ее структуру и связи с обусловливающими принципы социальными явлениями, то получается схема, приведенная на с. 118. Содержание социальной справедливости как одной из центральных категорий общественного сознания в конечном счете зависит от конкретных социальных условий реального общества (как раньше говорили: от его экономического базиса), поведения людей и тех социальных (духовных и материальных) ценностей, которые создаются таким поведением, отношений членов общества между собой по поводу указанных ценностей. Иными словами, содержание категории «социальная справедливость» обусловливается социальными ценностями и поведением людей реального общества. Потому и содержание справедливости как принципа уголовного права (правосознания) обусловливается содержанием категории «социальная справедливость» применительно к предмету уголовного права: предмету уголовно-правовой охраны и общественно опасному поведению, ибо последние являются не чем иным, как наиболее важными социальными ценностями и разновидностью поведения людей реального общества. Поэтому и принцип справедливости —- наиболее насыщенный и широкий 3 социальном плане — по своим уравнивающей и распределяющей сторонам Предопределяет содержание принципов равенства и гуманизма. Принцип авенства в свою очередь обусловливает основания принципа вины. Ведь последний есть не что иное, как субъективное (внутреннее, психологическое) основание равенства граждан в уголовном праве. Поскольку уголовно-право- °е содержание справедливости может быть и не исчерпанным в принципах Равенства и гуманизма, не исключается и прямое влияние справедливости УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ на принцип законности. Между тем так или иначе (прямо или опосредованно) все содержательные принципы уголовного права (справедливости, равенства, вины и гуманизма) воздействуют на содержание уголовного законодательства только через посредство формального (служебного, функционального) принципа законности. Чтобы выступать основными, фундаментальными идеями уголовного законодательства, принципы уголовного права какминимум должны получить в нем свое отражение. Следовательно, без предусмотренное™, закрепления в уголовном законе (что и образует сущность принципа законности) принципы уголовного права попросту не могут состояться как принципы уголовного законодательства.
Предмет уголовно-правовой охраны
Социальные ценности реального общества
Поведение людей реального общества Создаваемое для охраны наиболее важных общественных отношенй (предмета уголовно-правовой охраны) от общественно опасного поведен людей уголовное законодательство именно поэтому и вбирает в себя содеР^ жание этих двух социальных феноменов. Вместе с тем формирование содеР жания уголовного законодательства происходит при безусловном влиянии данный процесс идей общественного правосознания: справедливости, раве ства и гуманизма, вины и законности. Потому и принципы уголовно
|