Студопедия — Лекция 1. Предмет культурологии. Состав современного культурологического знания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 1. Предмет культурологии. Состав современного культурологического знания






 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авоидо-Бодино Дж. Применение в экономике теории графов. М. 1966.

2. Аллен Р. Математическая экономика. 1963.

3. Ланге О. Введение в экономическую кибернетику. М. 1968.

4. Форд л.р., Фалькерсон Д.Р. Потоки в сетях. М. 1966.

5. Хородас Д.И, системы и моделирование. М. 1967.

6. Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков. М. 1966.

7. Тюнен И.Г. Изолированное государство. М. 1926.

8. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М. 1959.

9. География городов. М. 1965.

10. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. 1968. (1426799).

11. Вебер А. Теория размещения промышленности. М. –Л. 1926.

12. Американская география. М. 1957.

13. Андре К. Очерк развития всемирной торговли. СПб. 1872.

14. Андре К. Товароведение. География всемирной торговли. СПб. 1872.

15. Брентано П. Этика и народное хозяйство в истории. СПб. 1906.

16. Брентано П. История развития народного хозяйства Англии. В 3 т. М.-л. 1930.

17. Бэр А. История всемирной торговли. Т.1-3. 1876.

18. Гиббинс Г.Б. История торговли Европы. СПб. 1900.

19. Гроссе Э. Формы семьи и формы хозяйства. М. 1898.

20. Готтенберг Ф. История внешней культуры. В 2 т. 1885.

21. Зейпель Г. Хозяйственно- этические взгляды отцов церкви. СПб. 1913.

22. Лист Ф. Научная система политэкономии.

23. Фуку Ф. История труда.. СПб. 1877.

24. Штрайслер Ф. История культуры. Одесса. 1896.

25. Энгельман Ю. История торговли и всемирные отношения. М. 1870.

26. Тойнби А. Промышленный переворот в Англии XVIII столетия. 1912.

27. Мэн Г.С. Древнее право.. СПб. 1873.

28. Мэн Г.С. Древний закон и обычай \\ Юридический вестник. 1884.

29.

30.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра Философии и культурологии

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

Культурология

 

Для студентов факультета Судостроения и энергетики

 

Направления подготовки:

Теплоэнергетика и теплотехника

Эксплуатация судовых энергетических установок

Эксплуатация судового электрооборудования

Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

Строительство

Электроэнергетика и электротехника

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр, специалист

 

Форма обучения

 

Очная, заочная

 

 

Калининград 2013

 

 

Разработчик (составитель) УМКД

д. искусствоведения, проф. кафедры философии и культурологии

доцент Шамардина Н. В.

 

Зав. кафедрой

к.ф.н.

Темнюк Н.А.

_______________________ «27» августа 2013г.

 

Комплекс рассмотрен и одобрен на заседании научно-методического совета кафедры Философии и культурологии протокол № 01 от «27» августа 2013 г.

 

 

Комплекс одобрен на заседании научно-методического совета

факультета гуманитарной подготовки протокол № от «» 2013 г.

 

Председатель НМС

факультета гуманитарной подготовки

к.т.н. Архангельский О.И.

 

Состав учебно-методического комплекса дисциплины

«Культурология»

1. Вопросы для подготовки к зачету

2. Курс лекций

3. Вопросы для подготовки к зачету

4. Темы контрольных работ для студентов заочного отделения

5. Словарь терминов к курсу «Культурология»

Вопросы для подготовки к зачету

1. Культурология как система знания.

2. Методы культурологических исследований.

3. Культура как предмет культурологии.

4. Гипотезы о происхождении культуры.

5. Биосоциальные факторы культуры.

6. Функции и универсалии культуры.

7. Типология культур.

8. Основные подходы к изучению культуры.

9. Структура культуры.

10. Языки, коды и символы культуры.

11. Роль мифа в истории культуры.

12. Искусство как феномен культуры.

13. Искусство и религия.

14. Художественные стили XVII-XXI вв.

15. Культура и природная среда: проблема взаимодействия.

16. Культурное наследие как основа цивилизации.

17. Исторические корни Западной и Восточной культур.

18. Этические ценности мировых религий.

19. Нравственные идеалы в европейской культуре.

20. Эволюция американских ценностей.

21. Русский культурный архетип.

22. История становления и развития культуры Калининградского региона.

23. Концепции динамики культуры.

24. Роль науки и религии в мировом современном процессе.

25. Культура и контркультура.

26. Православие и исторические судьбы России.

27. Место и роль России в мировой культуре.

28. Соотношение культуры и цивилизации.

29. Религия в системе культуры.

30. Религия в современном массовом сознании.

31. Пути развития культуры ХХ века.

32. Основные глобальные проблемы культуры современности.

33. Постмодернизм как феномен культуры ХХ века.

34. Культурные традиции народов мира.

35. Общечеловеческое и национальное в культуре.

36. Исторические модели культурного человека.

37. Культура ХХ века: проблема элитарности и массовости.

38. Концепции современных западных и отечественных исследователей о будущем культуры.


2. Курс лекций по дисциплине (конспект)

Лекция 1. Предмет культурологии. Состав современного культурологического знания

 

План:

1. Сложение культурологии как науки

2. Предмет культурологии

3. Основные подходы в определении и изучении культуры

4. Этапы становления содержания понятия «культура».

5. Теории происхождения культуры

6. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

7. Состав современного культурологического знания

 

I. Культурология – это социально-гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития и способах постижения культуры.

Предметом культурологии является культура как комплексный феномен человеческой истории, как совокупность всех форм дея­тельности человека. Можно сказать, что «культура состоит из совокупности всех продуктов разума и духа за вычетом продуктов естественных человеческих инстинктов». 3. Фрейд считал: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми».

Оформление культурологии как специфичес­кой сферы гуманитарного знания связано с философскими концепциями истории Дж. Вико (1668–1744), И.Г.Гердера (1744–1803) и Г.Гегеля (1770–1831). Ос­новополагающее влияние на становление и развитие культуроло­гии в 19–20 вв. оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер.

В Оксфордском словаре указывается, что сло­во «Кullturоlоgiе» впервые использовал немецкий философ и химик Вильгельм Фридрих Оствальд в 1909 г.

Отец науки культурологии – американский культурантрополог Лесли Уайт (1900–1975). Онрассматривал культурологию как новую научную дисциплину, родившуюся на стыке социально-научного и гуманитарного знания, как принципиально новый системный способ изучения культурных явлений. В 1930 г. Л. Уайт прочитал университетский курс «Культурология» и закрепил название этой отрасли знания. Основные идеи и общую концепцию изучения культуры Л.Уайт изложил в трех фундаментальных работах: «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций» (1975). «Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей разви­тия культуры, отличающихся от законов природы и от зако­нов материальной жизни человека и определяющих специфи­ку культуры как самоценной сферы бытия. Задача науки о культуре – «одна из высочайших научных задач, если не просто самая высокая задача».

II. Основной категорией культурологии является понятие культу­ры. В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культу­рология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как «реализацию творчества и сво­боды» (Н А.Бердяев). Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Появился научный термин «cultura» в Древнем Риме. В. Вундт (1832–1920) выводил слово «культура» от латинского глагола «colere», что означает «обрабаты­вать, возделывать землю». Марк Порций Катон (234–149 до н.э.): «Агрикультура» – трактат о земледелии. В трудах Цицерона(106–4З гг. до н.э.) впервые встречается переносное использование: cultura animi – «возделывание, совершенствова­ние души». В европейских языках – немецком, английс­ком и французском – слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином – обработка, культивирование земли. Культура – мир явлений, который не может существовать без ухода, без человеческой заботы.

Самюэль Пуффендорф (1632–1694) впервые употребил термин «культура» в широком смысле: все, что создано человеком. Словосочетание «история культуры» впервые использовано немецким лингвистом И. Аделунгом в названии его книги «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782). Этим термином он обозначил историю материальных и духовных достижений человечества в противоположность политической истории династических правлений и войн. Культура, таким образом, охватывает собою все – от фрагмента глиняной посуды, найденного археологом, до высоких философско-религиозных построений, от технических изобретений до творений музыкального гения. В 1784 г. вышла в свет книга И.Г. Гердера (1744–1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» употребляется не только в единственном, но и во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур. Гердер впервые сформулировал понятие национальной культуры, отметив одновременно, что в каждой из них следует различать культуру образованных слоев общества – «ученую культуру», включающую в себя науку, искусство, образование и просвещение, и «народную культуру», где главную роль играет религия.

Культура по представлениям русских философов родилась из культа (Н.А. Бердяев). Г.П. Федотов подчеркивал, что культура есть одновременно cultura agri и cultura Dei, земное дело и культ Бога. «Как труд, культура уходит в землю, родственна ее смиренной, черной глубине. Как труд, она немыслима без орудий и без рассудочного знания... Как вдохновение, культура возникает впервые в искусстве, т.е. песне и пляске, неразрывно связанных с молитвой и культом».

В современных словарях под «культурой» обычно понимаются:

а) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества;

б) совокупность достижений и творчества того или иного народа;

в) характерные особенности жиз­ни и деятельности определенных исторических, географических и др. человеческих общностей (культура палеолита, фео­дальная культура, крито-микенская культура);

г) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения и т.п.);

д) тот или иной вид сельскохозяйственных растений (бахчевые, злако­вые цитрусовые и т.п.).

Понятие «культура» употребляется сегодня во множестве значений. Понятие культуры в науке контекстуально.

К настоящему времени насчитывается более 500 научных определений культуры.

III. Подходы к определению и изучению культуры связаны с методами изучения культуры:

1. Описательные – перечисляют отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).

2. Ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей.

3. Нормативные – исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей.

4. Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

5. Функциональные характеризуют культуры через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают прежде всего единство и взаимосвязанность этих функций.

6. Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом.

7. Символические – акцентируют внимание на использовании символов в культуре. Эрнст Кассирер (1874-1945): культура –это символическая вселенная, в которой человек и осуществляет свою жизнедеятельность.

8. Идеационные определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

9. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически.

В многообразии научных подходов к изучению культуры выделят 4 основных подхода.

Основные подходы к изучению культуры

Классификационные параметры Философский Антропологический Социологический Интегралистский
Краткое определение Система воспроизводства и развития человека как субъекта деятельности Система артефактов, знаний и верований Система ценностей и норм, опосредующих взаимодействие людей Метасистема деятельности
Существенные признаки Универсальность /всеобщность Символический характер Нормативность Комплексность
Типичные структурные элементы Идеи и их материальное воплощение Артефакты, верования, обычаи Ценности, нормы и значения Предметные и организационные формы
Главные функции Креативная. Творение бытия человеком и для человека Адаптация и воспроизводство жизненного уклада людей Социализация Воспроизводство деятельности
Приоритетные методы исследования Диалектический Эволюционный Структурно-фукциональный Системно-деятельностный

 

1. «Антропологический» подход – определил изучение истории и культуры через реалии быта – вещи, привычки, повседневное существование. Э.Тайлор («Первобытная культура» 1871г.): «Культура есть совокупность орудий труда, оружия, техники, обрядов, верований, ритуалов и т. д.».

2.Социологический подход исходит из выявления главной общественной функции культуры. Культура – это: «небиологический способ наследования информации; система норм, ценностей, традиций, регулирующих поведение человека в обществе; наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности». Английский антрополог Б. Малиновский (1884–1942) утверждал, что «культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию».

3. Философский подход обладает наиболее широкой панорамой видения культуры, исходит из стремления определить феномен в целом. «Именно культура отличает человека от всех остальных существ. В культуре находит свое выражение фундаментальная человеческая потребность – упорядочить свое существование и сделать его значимым. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений. Культура есть особая разновидность человеческой деятельности». Это – «деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты». (Современный философский словарь. - М., 1996. С. 255)

Согласно философскому подходу культура это:

· Способ существования человечества, подобно тому, как жизнь есть способ существования протоплазмы («Германский философский словарь»).

· Культура есть развитие (улучшение, совершенствование, формирование) всего того, что изначально существует в виде природного задатка, естественной склонности или врожденной способности. Культура охватывает собой все, что создано, развито человеком, причем главным таким созданием является сам человек.

Американский культурный антрополог Дж. Мердок попытался выделить и обосновать фундаментальные характеристики культуры. Он приводит семь основных черт:

(1) культура передается посредством научения; она возникает на основе наученного поведения;

(2) культура прививается воспитанием;

(3) культура социальна, то есть культурные навыки и привычки разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или сообществах;

(4) культура идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или паттернов поведения;

(5) культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе;

(6) культура адаптивна, так как она вооружает человека механизмами приспособления к условиям окружающей среды и к своим собратьям;

(7) культура интегративна, поскольку способствует образованию коллектива как согласованного и интегрированного целого.

IV. Этапы становления содержания понятия «культура».

В греческой философии пайдейя (по Платону) – руководство к изменению человека в его существе – образование, воспитание, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка (pais-ребенок). Мусикос – воспитание души; воспитание меры, гармонии, порядка; хелленас (эллин) – воспитанный, образованный человек. Арете – знатностьь+красота+воинская доблесть в полисе дополнялись гражданскими доблестями.

Для защитников христианской веры культура была первоначально тождественна «языческому» мировоззрению, античной философии, от которой необходимо было или освободиться, или поставить себе на службу. Византийский учитель церкви Климент Александрийский полагал, что культура есть низшая ступень на пути религиозного преображения. В Средние века в христианской Европе культура осознавалась как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости личности, как ее постоянное духовное совершенствование, устранение греха и приближение к божественному замыслу. Земные блага – только средство для культивирования внеземных ценностей.

В эпоху Возрождения возобладал культ «cultura animi» – мыслительной деятельности, словесности, философии, риторики; цели образования характеризовались как studia humanitatis.

В Ев­ропе в эпоху Просвещения географические открытия обострили интерес людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам. Культ разума становится синонимом культуры, измеряемой достижениями в области науки и искусства (разумность общественных порядков и политических учреждений). Образование и воспитание = овладение культурой, процесс передачи ее от поколения к поколению. Для просветителей идеи прогресса культуры были связаны с эвдемонизмом (счастье как цель). Вольтер говорил: «Однажды все станет лучше – вот наша надежда».

Гуманизм, историзм, рационализм – таковы базовые элементы «классической модели культуры». В соответствии с этой моделью культура – развитие человека в качестве разумного существа, или, еще короче, как развитие разума. Классическая модель культуры несла на себе отчетливый отпечаток европоцентризма.

Немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744– 803): «человек из всех живых существ самое неприспособленное к жизни; отсутствие изначальной приспособленности делает его творческим существом: компенсируя отсутствующие способности, человек производит культуру»; Гердер понимал культуру как разумное совершенствование человека в ходе его исторической эволюции и показатель достигнутого им уровня разумных и гуманных отношений.

Вильгельм фон Гумбольдт (1769– 1859), утверж­дал, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

Иммануил Кант (1724–1804)пришел к преимущественно моральному осо­знанию понятия «культура». По Канту цель культуры не в воплощении счастья на Земле, но в господстве морального долга над проявлениями чувств. Он считал культуру данной Богом способностью человека под­няться от «животного», чувственного состояния к высоконравственно­му существованию, повинуясь внутреннему повелению к добру. Кант назвал это «категорическим императивом». Долг непременно должен противостоять природным влечениям человека.

В ХХ в. А. Швейцер считал, что культура – это «духовный и материальный прогресс во всех сферах человеческой деятельности, сопровождаемый этическим развитием каждого человека в отдельности и человечества в целом».

Г. Гегель (1770–1831) видел в культуре этапы самопроявления высшего Разума.У Ф.В.Шеллинга(1775–1854) на первый план выдвигается эстетическое осознание культуры. Главным ее содержанием провозглашается худо­жественная деятельность людей как средство преодоления в них жи­вотного, естественного начала.

На протяжении веков культура рассматривалась как совокупность достижений в искусстве, науке и просвещении, в области духовного творчества. Наследники идей немецкой классической философии и просветительства К. Маркс (1818– 1883) и Ф.Энгельс (1820-1895) обосновали материалистическое понимание истории, чтовыдвигало в качестве глубинного основания культуры материальное производство. Его результатом является материальная культура, признаваемая «первичной» по отношению к культуре духов­ной. 70 лет в СССР господствовало убеждение, что культура – это надстройка над материальным базисом общества, детерминируемая в главных чертах способом производства.

Современное понимание: Культура – акт преодоления природы, выход за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой. Культура – преодоление видовой предопределенности.

V. Теории происхождения культуры: мифологическая, теологическая, космическая, трудовая, катастрофическая, семиотическая.

Существуют разные версии культурогенеза. В соответствии с уже сложившейся в этой области традицией среди них можно выделить следующие:

1. Креационистский подход к проблеме происхождения человека и культуры – человек и культура – свободное творение богов, Бога (Абсолюта);

2. Орудийно-трудовая теория рассматривает в качестве основы возникновения культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезья­ны в человека» (1873– 1876). Анализируя данные исследований множества ученых, он делает вывод, что становление человека непосредственно связано с его способностью к целенаправленной деятельности, результаты которой позволяют ему выделиться из животного мира.

3. Географическая (Л.И.Мечников «Цивилизация и великие реки»);

4. Космическая (А.Л.Чижевский «Земное эхо космических бурь»);

5. Космически-пассионарная (Л.Н.Гумилев)

VI. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация».

Многообразие определений цивилизации сводится к трем основным группам:

1. Синоним культуры.

2. Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

3. Стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.

Собственно термин цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) был введен французскими просветителями (1768 г. А. Фергюсон: последняя ступень исторического развития, что связано с введением земледелия и установлением частной собственности, закреплённой законом.), прежде всего для обозна­чения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.

Л. Г. Морган (1818 – 1881) использовал членение истории на дикость, варварство, и цивилизацию. Он связывал появление цивилизации с изобретением алфавитного письма. П.А. Гольбах (1723 – 1789) – новый образ жизни, сущность которого – урбанизация и возрастание роли материально-технической культуры. В трудах Вольтера цивилизация отождествляется с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Понятие «цивилизация» соотносилось только с европейской культурой (европоцентризм).

Если в Германии культура как олицетворение разнообразных ценностей народа противопоставлялась цивилизации как чему-то утилитарно-внешнему, то во Франции культура как совокупность интеллектуальных, правовых и моральных навыков отождествлялась с цивилизацией.

В XX в. оппозиция «культура – цивилизация» приняла наиболее острые формы: культура стала трактоваться как выражение души, подлинной и свободной жизненной общности в противовес урбанизированному, технизированному, безличному, усложненному и космополитичному миру цивилизации. Культура отождествляется с чем-то органическим, а цивилизация – с механическо-техническим.

Во втором значении цивилизацию связывают с гео­графическим пространством, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, Вос­точную и Западную.

Некоторые исследователи употребляют слово «культура» лишь по отношению к дописьменным сельским общес­твам, а слово «цивилизация» – к обществам, обла­дающими городскими поселениями и имеющими письменность. В американской антропологии чаще употреб­ляется термин «культура», а в английской научной традиции – «цивилизация», но различия между понятиями почти никогда не проводятся.

Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) и форма смерти культуры (О.Шпенглер). Цивилизация в его концепции – застывшее состояние социума, осно­ванное на вещных и формальных отношениях.

Цивилизации свойственен рационализм, это – область науки и права; культура включает в себя религию, нравственность и искусство. Постепенно формируется представление о культуре как духов­ном содержании цивилизации, как духе цивилизации. Сегодня общепризнанно, что мир культуры – это фундаментальное основание исторического развития, база цивилизации.

 

 

КУЛЬТУРА ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Возникает и существует до зарождения цивилизации Возникает на определенном этапе развития культуры
Является категорией универсальной и общечеловеческой Представляет собой временное понятие
Содержит в себе уникальное начало Основана на тиражировании
Символ - Шедевр Символ - Кич
Не применимо понятие «прогресс» Базируется на понятии «прогресс»
Соотносится со сферой духовного Соотносится со сферой материального

 

VII. Состав современного культурологического знания

Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры. С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.

Теория культуры прежде дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений. Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теориикультуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.). История культуры позволяет увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры помогает понять истоки становления современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

Философия культуры – совокупность попыток философского объяснения явления культуры, его расчленения на ряд областей, объяснения законов его структуры, соподчинения между частями этого явления и определения его ценности.

Социология культуры изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют:

· существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры;

· устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы;

· конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;

· оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их собственного культурного окружения;

· социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом;

· технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом;

· специфические формы культурной жизни различных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития.

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы, знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы – результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности – то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы – относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного. Эти культурные образования выполняют важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в процессе социального взаимодействия.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 201. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.047 сек.) русская версия | украинская версия