Студопедия — Лекция 6. Религия и культура. Этапы изучения религии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 6. Религия и культура. Этапы изучения религии.






План

1. Соотношение понятий культура и религия

2. Основные подходы к определению и изучению религии

3. Донаучные представления о происхождении и формах религиозных верований и культов

4. Философский подход

5. Научные трактовки религии

6. Социальные функции религии

7. Cистематика религий.

8. Миф, анимизм, фетишизм, тотемизм, магия

9. Мировые религии

 

I. Культура и религия – исторически обусловленные социальные явления. Культура есть духовная общ­ность, обязанная своим единством общему образу жизни и общим верованиям. Без учета влияния религии невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Идеи и понятия, на основе которых строились искусство и наука, правовые отношения, формы и стиль хозяйственной деятельности, были подчинены религиозным представлениям. На протяжении большей части человечес­кой истории, во все эпохи и при всех состояниях обще­ства, религия была центральной объединяющей силой в культуре.

II.Многие поколения мыслителей и ученых задумывались над вопросами о сущности, происхождении религии и истории ее развития. Сегодня существует несколько подходов к определению понятия «религия» и сущности религии: богословский, философский, социологический, биологический, психологический и другие.

Религиозный (богословский) исходит из презумпции бытия Бога, возможен только на основе принятия веры. Православные богословы рассматривают религию как связь, как особое взаимоотношение между Богом и человеком, которое существовало извечно. Христианские исследователи вслед за латинским богословом Августином Блаженным (354–430) объясняют смысл слова ре­лигия из глагола religo – связываю развязанное, воссоединяю. П. Флоренский (1882–1937) так определяет религию: «...религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение».

Религия и культура: Римский папа Иоанн Павел II, выражая основную идею католической теологии, говорит, что подлинной культурой является христианская (католическая) культура, которая возникает как результат веры, внутреннего душевного стимула, данного религией. Немецко-американский протестантский теолог П.Тиллих (1886–1965, «Теология культуры») полагает, что религия питает культуру, придает ей смысл; религия есть субстанция культуры, а культура – форма религии.

В философском – в зависимости от трактовки сущности и природы религии выделяют такие концепции: объективно-идеалистическую (Гегель), субъективно-идеалистическую (Ф.Шлейермахер), натуралистическую (Л.Фейербах), и диалектико-материалистическую.

Научный подход заключается в том, что религия становится предметом исследования, опирающегося на эмпирический материал, накопленные фактические данные анализируются с помощью научных методов.

1)Социологический: Религия – это форма общественного сознания. Религия – необходимый продукт общества на определенном этапе его становления и развития, причем, чем сложнее устроено общество, тем сложнее его религиозные представления.

2)Психологический

3)Семиотический подход: американский социолог Роберт Белла: религия – особая «символическая модель, формирующая человеческий опыт – как познавательный, так и эмоциональный» в решении самых главных проблем бытия.

Религия – это вера в существо или существа, которые не воспринимаются эмпирическими методами; комплекс верований и практический действий, посредством которых люди пытаются сообщаться с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта (Словарь).

Религия есть сфера духовной жизни общества, группы, инди­вида, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства.

III.Донаучные представления о происхождении и формах религиозных верований и культов.

Античная эпоха. Ксенофан Колофонский (570 – 478 гг. до н.э.), греческий философ элеатской школы и странствующий рапсод в поэме «О природе» высказал догадку, что все люди представляют своих богов подобными себе самим («Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы... Если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения подобно людям, то лошади изображали бы богов, похожими на лошадей, быки же – на быков»).

Продик с острова Кеос (вт. пол. 5 в. до н.э.) объяснял происхождение веры в богов стремлением людей обоготворить предметы и объекты, приносящие им пользу. Демокрит (ок. 460-370) из Абдерры, основатель античного материализма, считал, что в основе религии – страх перед грозными явлениями природы. Афинский тиран Критий (ок. 460-403г.), дядя Платона, считал, что религия была придумана хитрыми и сильными людьми, для того, чтобы держать в повиновении других (драма «Сизиф»). Платон (427–347) настаивал на необходимости государственной религии, которая должна способствовать формированию единомыслия граждан и укреплению власти; концепция «благородной лжи», т.е. сочинения мифов в поддержку морали и порядка («Государство»). Эвгемер (340–260), приближенный македонского царя Кассандра, утверждал, что те, кто у людей считаются богами, были в древности лишь могущественными людьми, которые заставили себя почитать (роман-утопия «Священная хроника»). Эпикур (341–270) полагал, что «Если бы боги внимали молитвам людей и выполняли все их просьбы, то род человеческий вымер бы очень скоро, так как люди постоянно желают зла друг другу».

IV. Философский подход. В XVII в. Т.Гоббс заявил, что невежество и страх породили религию, а власти сознательно использовали это в своих интере­сах (теория религии как сознательного обмана). Б.Спиноза утверждал, что все, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, не представляло ничего, кроме фантазий и бреда подавленной и робкой души. Истоки религии Спиноза видел в неуве­ренности человека в своих силах, в постоянных колеба­ниях его между надеждой и страхом. Идеи XVII в. подготовили почву для расцвета в XVIII в., веке знаменитых философов, просветителей и энциклопедистов, еще более разоблачительной критики религии. Воинствующий атеизм К.А. Гельвеция ( 1715–1751), Д.Дидро (1713–1784), Вольтера(1694–1778, антиклерикальный деизм): «Раздавить гадину!» П.Гольбах считал религию вымыслом, создан­ным человеческим воображением. В какой-то степени близок к этой идее был и Вольтер с его классическим тезисом: «Если бы бога не было, его следовало бы вы­думать». П.С. Марешаль сравнил религию с наркоти­ком, с опиумом, обратив при этом внимание на силу религиозной традиции.

Конвенциональная идея (договора или соглашения) Ж.Ж.Руссо (1712–1778): существование религии является продуктом соглашения законодателей и жрецов с их народами.

И.Кант (1724–1804) сущность религии видел в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни. Религия – опора этики. С Канта начинается многообразие подходов к изучению религии. XIX в. Г. Ф.Гегель: Философия и религия в равной степени направлены на постижение человеком Абсолюта, но религия оперирует представлениями и образами, а философия логическими понятиями.

V. Научные трактовки религии дово­льно разнообразны и зависят от исходных принципов и мето­дов их авторов.

1. Натурмифологическая школа религиоведения. Я.Гримм (1785–1863), А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев. Концепция религии как созерцательной и мыслительной деятельности; миф – главный элемент религии.

2. Эволюционистская концепция происхождения религии английской этнологии: спонтанная эволюция религии, каждая стадия – логически вырастающая из более ранней и все вместе – из первичного элементарного верования (минимум религии). Сторонники ее опирались на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Одни исследователи выдвигали на первое место фетишизм (Ш.де Бросс, 1760). Другие – культ предков (Г.Спенсер (1820–1903, «Основания социологии» 1898). Э.Тайлор («Первобытная культура») – анимизм – «минимум религии», «вера в духовные существа». Дж. Фрезер – магию.

3.Мифолого-лингвистическая концепция – Макс Ф.Мюллер (1823–1900) – «отец науки о религиях» («Введение в сравнительное изучение религии»,1874) утверждал: чтобы понять сущность религии, необходимо выявить древнейшую форму (прарелигия индогерманской эпохи), сравнить с другими; формирование мифов происходит под влиянием языка.

4. Концепции религии как социального феномена. О.Конт (1798– 1857) об интегративной роли религии в обществе и «позитивной религии» будущего. О.Контом была выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть чело­веческого общества в период его возникновения, постепен­но вытесняется и преодолевается научными знаниями.

К.Маркс (1818–1883) и Ф.Энгельс (1820–1895) базировали свое понима­ние религии на развитии материального производства, систе­мы общественных отношений. По их мнению, религия имеет земную основу. «Это государство, это общество порождает ре­лигию, превратное мировоззрение...», – писал К.Маркс. Ф.Эн­гельс добавлял «...всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы прини­мают форму неземных». Неспо­собность управлять общественными процессами, страх перед неподвластными стихийными силами порождали у людей потребность в фантастическом, иллюзорном восполнении своего бессилия. К.Маркс рассматривал религию в качестве важного социального фактора, обладающего вполне реаль­ными функциями в жизни общества: идеологической, ибо религия оправдывает существующие социальные порядки, и компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердеч­ного мира» – страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

Г. Спенсер (1820–1903): религия – один из регулятивов жизни общества в деле поддержания образцов поведе­ния, не менее значимый, чем рынок и полити­ческая деятельность.

Наибольшая заслуга в осознании религии как важнейшего факто­ра социокультурной интеграции и общественной стабильности принадлежит французскому социологу Э. Дюркгейму (1858–1917)и немецкому социологу, философу и историку М. Веберу (1864–1920). О ни показали связь религии с другими формами общественного со­знания: идеологическими, нравственными, правовыми, экономичес­кими и т.д.

Э. Дюркгейм («Элементарные формы религиозной жизни»,1912) основоположник социологии религии. Считал религию примитивной идеологией, создаваемой самим обществом для своего сохранения и развития, основой единства общества, а древнейшей и элементарной формой религии – тотемизм. В религии общество само обожествляет себя, её смысл в культивировании социального чувства, обеспечении влияния коллектива на индивида. Дюркгейм, разделяя взгляд на общество, как на «организм», считал государство «умом», а религию – «коллективной душой» этого орга­низма. Религия для него – совокупность символов, на основе ко­торых происходит общественная интеграция, зарождение культуры и передача из поколения в поколение ее ценностей. По Дюркгейму, любое общество – и про­дукт, и главное «божество» религии, основная социальная функция которой – пробуждение человеческой солидарности и выдвижение идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие. Таким образом, религия и шире – вера становятся у него едва ли не единственным культурообразующим фактором.

Макс Вебер разрабатывал проблемы влияния мировых религий на ход истории. Общий мотив всех работ Вебера – причины и формы всемирно-ис­торического воздействия капитализма. Изменение строя мышления и выработ­ку нового отношения к труду, а следовательно, и возникновение капиталистического духа Вебер связывает с религиозной Рефор­мацией. Согласно протестанскому учению, работа есть долг, работа есть спасение. Вебер констатирует, что имеется совпадение фундаментальной религи­озной идеи (идеи долга, призвания, аскезы, того, ради чего может быть забыто все остальное) и максимы повседневной экономичес­кой жизни, то есть тех культурных норм, которые могут быть на­званы духом капитализма.

Бронислав Малиновский(1884–1942, «Магия, наука и религия») формулировал социальные функции магии и религии: преодоление страха, безнадежности, иллюзорное преодоление реальных сложностей. А. Радклифф-Браун (1881–1955): Религия – элемент социальной структуры, обеспечивающий социальную сплоченность. В разных типах сообщества людей, на различных этапах истории, в разных странах и регионах позиции религии, ее роль и функции неодинаковы, они постоянно меняются.

VI.Выделяют не­сколько функций религии: интегрирующе-дезинтегрирующую, мировоззренческую, идеологическую, компенсаторную, регулятивную, легитимирующую.

В жизни общества религия всегда выступала в качестве ре­гулятора поведения людей, создавая определенную систему правил и норм поведения, которые для большей значимости и важности освящалась авторитетом Бога.

Одной из важных функций религии является ее связующая роль как всего обществе, так и отдельных религиозных групп и организаций. Она поддерживает сущест­вующие социальные отношения, зачастую выступает и тем фактором, который разъединяет и противопоставляет друг другу последователей разных религий.

Функции религии в обществе меняются вместе с ним. Поско­льку пока ни одна социальная система не решила полностью проблем человека, остается поле деятельности для религии, которая удовлетворяла и будет удовлетворять запросы людей своими специфическими способами и методами.

VII. Cистематика религий. «В основе всякой настоящей науки лежит классификация», – М. Мюллер.

Религией называют и мифологии народов, не имеющих письменности, и в то же время – системы утонченной религиозной философии. (Истинные и ложные, высшие и низшие, религии жертвоприношения и спасения, географическая классификация, этнографическая).

1. Философская классификация основана на абстрактных концепциях, ориентированных на нужды философии.

Г. В. Ф. Гегель (1770–1831): история религии – процесс развертывания Духа, направленный к достижению абсолютной цели истории. Три группы, соответствуют трем стадиям диалектического движения. Природные религии (магические): Китая и Индии, Персии, Сирии и Египта. Этот, первый этап религиозности Гегель назвал «колдовство». Второй этап – духовно-индивидуальные (иудаизм – религия возвышенного, древнегреческая – религия красоты, римская – целесообразности). На высшем уровне помещается абсолютная религия – христианство. Этот этап Гегель именует религиозным.

2. Историческая систематика религий. О.Конт делил всю историю религии на три большие стадии – фетишизм, политеизм, монотеизм. Дж. Лёббок (1868, «Начало цивилизации») – на семь стадий: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманство, идолопоклонство, боги-творцы, боги- благодетельные существа. К. Тиле выделял всего два типа: «естественные» и «этические» (конфуцианство, буддизм, христианство, ислам).

3. Социологическая систематика религий. В марксистской науке – деление религий на два основные типа: религии доклассового (общинно родового строя) и религии классовых обществ; первые выражают бессилие первобытных людей перед окружающей их природой и общественной средой, вторые служат идеологическим орудием классового гнета, оправданием социального неравенства. Дальнейшая систематика – по формациям(А.Донини,1959); на национальные, сложившиеся в рамках определенных государств и этнических общностей, большая часть из которых исчезла; сохранились: даосизм и конфуцианство, синтоизм, индуизм, маздаизм, иудаизм; и мировые – буддизм (268 млн..), христианство (1024 млн.), ислам (268 млн..).

Существует и такой подход, который выделяет два типа религиозных учений: религии жертвоприношений или ритуальные религии, и религии спасения. Религии спасения – результат долгого исторического развития, которое характерно лишь для некоторых культур древнего мира, и представляют собой целостное учение о смысле человеческой жизни.

VIII. Религия является социокультурным образованием, возникшим на определенном этапе становления и развития общества. Исторически первым типом культуры был первобытно-синкретический тип, духовную часть которого образовывала мифология.

Миф (от «мифос» – пре­дание, сказание) как отрасль культуры есть целостное представление о мире, передаваемое преимущественно в форме устных повествований. Миф – всемирно-историческое явление. Миф – это первая форма сознания, отделившаяся от практики. «Миф есть первое выражение осознания человеком причинной связи между явлениями» (Г.Плеханов).

Нерасчлененно-целостное, мыслительно-чувственное обобщение действительности, которое именуется мифологическим, характерно для общинно родовой, или первобытно­общинной, формации. Для чле­на такой общины наиболее естественны отношения родственные, которыми обусловлена вся трудовая жизнь коллектива. Природ­ную жизнь он не может представить себе иначе как с помощью тех же родственных связей, как космическое единство, охватывающее зем­лю, небо, море и подземный мир.

Греческая (как и любая) мифология имеет периоды своего развития, которые можно назвать архаическим, и классическим, или героиче­ским.

Доклассический период мифологическо­го развития совпадает с периодом собирательско-охотничьего хозяйства, выражая жизнь материнской общины. Доклассический период мифологии именуют также мифологией матриархата.

Ученые применяют к нему также наз­вание хтонического, от греческого слова «земля», так как земля мыслилась все­общей матерью, которая всех порождает и вскармливает. Древний человек, погруженный в стихию природы, воспринимает ее как нечто дисгармоничное, чудовищное, что определяется тер­мином «тератоморфизм» (греч. – чудовище, чудо), а сама мифология – тератоморфной. Древнейшая мифология не знает человеческих форм. Поскольку же границы между «я» и «не-я» размыты, неясны, то человек еще не чувствует себя в полной мере челове­ком, а неким животным организмом, ча­стью общего природного тела. Для древнейшей ми­фологии характерны смешанные миксантропические формы вроде сочетания человека и коня (кентавры).

Одним из важнейших принципов архаической мифологии является господство в мире несоразмерности, дисгармонии, доходящей до ужаса, принцип, не предусматривающий никакой определенной формы для порождений природы. Мир архаической мифологии дышит ужасом и нагоняет страх.

Разделение труда повлекло за со­бой и разделение функций в родовом коллективе. Женщина осталась продолжательницей рода, выкармливающей и растящей детей, но ее дея­тельность ограничилась теперь хозяй­ственными работами, необходимыми для семьи, сохранением домашнего оча­га и целостности нового моногамного брака. Добытчиком средств к существованию и защитником от врагов, устроителем мирной жизни и предводителем в военных набегах стал муж­чина, отец, вождь, глава рода, тот, кто в грече­ской мифологии неизменно именуется героем. Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире бессмертием подвига и славой среди потом­ков.

Можно наметить разные типы геро­ев, сложившиеся исторически. Более ранний связан с подвигами, физически уничтожающего чудо­вищ. Такова борьба Персея с Горгоной, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (то есть со смертью), которого он ранит. Поздний героизм связан с интеллектуа­лизацией героев, с их культурными функциями, как, например, у искусного мастера Дедала или строителей фиванских стен Зета и Амфиона. Среди геро­ев – певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные странствующие герои (Одиссей), устано­вители законодательства (Тесей).

Без мифа, писал Ф. Ницше, «культура теряет свой здоровый творческий характер при­родной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает це­лое культурное движение в некоторое законченное целое».

Тотемизм –вера в сверхъестественное кровное родство, таинственную связь между определенной группой людей и определенным видом животных (или растений). Тотемизм – религия и древнейшая форма социального устройства раннеродового общества, сложившийся в условиях охотничьего быта. Тотемизм – форма осознания единства коллектива и его противопоставления другим. Тотем — необходимая принадлежность рода. Главнейшие устои рода: неприкосновенность жизни сородичей, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, наследование тотема. В тотемизме часто имеются элементы промысловой магии, т.е. идеи и обряды магического воздействия на тотем как на объект промысла. Тотемическое животное – это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемического животного – прототип всякого жертвоприношения – есть ни что иное как заключение “кровного союза” клана с его богом. Тотемический предок есть персонификация коллектива в зверино-мифологическом образе, с чем связана идея перевоплощения (реинкарнации). Тотемические предки считаются вечно воплощающимися в своих живых потомках, т.е. в членах тотемической группы. В мифах о тотемических предках олицетворена связь родовой общины с территорией, освящены традиционные права рода на его землю, охотничьи угодья. На всю природу человек переносит черты своего общественного устройства. (Робертсон Смит, 1884). Табу – принадлежность тотемизма. Система табу – важнейший механизм регулирования социально-семейных отношений. Табу – примитивная форма морали. Центральный запрет тотемизма – брак с лицами одного тотема (экзогамия). Переход из одного социального состояния в другое обычно представляется в образах «смерти» в одном качестве и нового «рождения» или Воскресения (обряды инициации). Инициация – «социальное рождение» индивида. Цель церемонии посвящения – сделать индивида совершенным, способным исполнить все функции законного члена племени. Центральная часть тотемного культа – «размножение» тотема, «умножение» пищи. Первобытный человек отождествлял себя с животным предком, со своим тотемом посредством сложных и нередко мучительных церемоний. Осознание кровного родства делает излишним тотемические представления о родстве и с расцветом отцовского рода постепенно отмирает тотемизм. Фетишизм –вера в сверхъестественные свойства неодушевленных природных объектов и рукотворных предметов. Фетишистские представления составляют неотъемлемую часть любой религии. Шарль де Бросс (1760): все религии возникли из фетишизма; О.Конт: фетишизм – одна из начальных форм развития сознания, когда человек еще не до конца отделил себя от природы и потому одухотворял как изделия своих рук, так и некоторые естественные формы. Анимизм –одухотворение различных сил природы, наделение их разумом и сверхъестественными силами. Как система устойчивых религиозных взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемистическими представлениями. Сколько-нибудь развитой религии без анимистических представлений не существует. Магия –первооснова духовной культуры палеолита. Магия–символические действия, рассчитанные на сверхъестественное воздействие на предметы или явления для достижения конкретных результатов. Магия – первоначальная форма связи человека с окружающим миром, попытка преодоления слабости перед стихийными силами. Магия – мнимая деятельность, которая служила средством подготовки, приобщения к опыту, создавала эмоциональный настрой, создавала стереотип поведения. К магии прибегали тогда, когда цель за пределами контроля. Магия возникла и существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом и продолжает существовать в форме многих религиозных обрядов. Магическое управление природой совмещалось с практическим овладением её силами. Магия и миф отражают стремление не к свободе, а к выживанию (рода) за счет подавления любых проявлений свободы. Разновидности и типы магических действий по целям воздействия (вредоносная, промысловая, военная, половая, лечебная, апотропеическая, катартическая, метеорологическая, мантика), по способу воздействия (контактная, инициальная, парциальная, имитативная, вербальная). Катартическая магия — обряды очищения над новорожденными, роженицами, людьми, пролившими человеческую кровь или прикоснувшимися к трупу. Первобытный человек считает возможным «магически» воздействовать на вещи, совершая какие-либо действия над частью вещи, или сходным предметом, рассказ о вещи, её изображение или плясовое воспроизведение могут заменить самоё вещь. Пещерные росписи палеолита как памятники обрядов промысловой магии имитативного типа.

Мир древних восточных культур – магический космос, в котором все одушевлено и связано со всем мистической сопричастностью и магическим влиянием. Не существовало представления и о самостоятельности человеческой души – она результат вмешательства внешних сил, богов и демонов. Психическая жизнь человека, как и в первобытную эпоху, упорядочивалась с помощью магических обрядов и ритуалов, программирующих его бессознательное и направляющих течение его душевной жизни по социально приемлемому пути. Ритуал – символическое поведение, повторяющееся в определенные пе­риоды времени, выражающее в стилизованной явной форме опреде­ленные ценности группы Дюркгейм выделяет имитационные ритуалы, коммеморативные ритуалы, искупи­тельные, которые совершаются с целью искупления или смягче­ния последствий святотатственного поступка. Можно говорить об универсальных формах религиозной обрядности: запрет на прием пищи (за­родыш поста), существование изолированного места для отправ­ления обрядов (храм), поедание тела тотема (причастие) и другие.

Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического Государства, которое мыслится теперь как продолжение божественного порядка. Магия становится государственным делом и её высшие обряды может выполнять лишь верховный правитель. Социальные силы преобладают над природными. Человек стал подчиняться государственным установлениям и законам. Тотем превратился в бога, когда в обществе появился повелитель.

IX. Мировые религии. Древним «естественно выросшим» религиям которые были и остались до конца племенными или национально-государственными религиями, противопоставляют «мировые»: буддизм, христианство, ислам. Мировые или наднациональные религии представляют собой сравнительно позднее и совершенно своеобразное явление в истории религии. Вместе с ними впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой, политической связи. Люди стали объединяться как единоверцы, независимо от места рождения и языка, страны и подданства.

Появлению мировых религий способствуют великие исторические повороты, когда происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой, когда начинают появляться и складываться мировые империи. Проповедь мировых религий носит обычно межэтнический и космополитический характер, обращена к широким социальным слоям населения. Умирание старых, привычных традиций и возникавший в результате духовный вакуум приводили в одних случаях к рождению новых религий (Иран), в других – к решительному обновлению старых (Иудея), в третьих – к формированию философских школ (Греция). В Индии же произошло и первое, и второе, и третье. Вопросы, вызвавшие к жизни учение буддизма, не были проявлением индийской специфики. Оригинальным и неповторимым было их решение.

Возникновение мировых ре­лигий соответствует тому этапу эволюции нравственности и религии, когда мораль стала ведущим началом, наполняющим и определяющим мифологию и культовую практику. В рели­гиозном сознании мораль не занимает какого-то определенного места, а пронизывает все стороны, В течение многих веков моральное сознание развивалось в оболочке религиозного сознания. Возникновение мировых ре­лигий соответствует тому этапу эволюции нравственности и религии, когда мораль стала ведущим началом, наполняющим и определяющим мифологию и культовую практику. В рели­гиозном сознании мораль не занимает какого-то определенного места, а пронизывает все стороны, все содержание религии, находит воплощение в мифах, образах богов, ритуалах, культе.

I.Буддизм как религиозная доктрина первоначально был близок джайнизму: демонстративный отказ от авторитета вед и брахманов, принцип ахимсы, культ монашества, добровольное принятие обетов. Отличия: отказ от аскезы-тапаса, структурная рыхлость, терпимость, не ограниченная никакими рамками. «Срединный путь» Будды между крайностями джайнизма, невежеством идолопоклонника и высокомерием жреца «тайной науки» (Упанишад). В проповеди Будды в брахманизме его не устраивает пристрастие к обеспеченной жизни, в джайнизме — аскетизм. Он за средний путь. Об этом – Бенаресская проповедь (аналог Нагорной проповеди), в ней переход от религиозного эгоизма брахманов к состраданию к обездоленным. Брахман преследует собственное спасение. Будда говорит о служении многим, ищущим спасения. Монах должен жить не для себя, а для других. Будда верил в жесткую причинную связь событий, в мировой закон, в карму. Учение Будды глубоко нравственно: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью»; «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшую победу одержит тот, кто одержит победу над самим собой», «не рождение, а лишь поведение делает человека либо членом низшей касты, либо брахманом”, «победа рождает ненависть, ибо побежденный несчастен». Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

Этика раннего буддизма: 5 элементарных заповедей: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Для стремящихся к совершенству – гораздо более строгие предписания. Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам, но не активная, а пассивно благожелательное настроение, непротивление злу насилием. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, только уклоняясь от участия в нем.

Своей симпатией ко всему живущему, уважением к человеку и его делам, принципами ненасилия и смирения и своим поиском нравственной основы в жизни, конечной цели человеческого существования буддизм оказался привлекательным для различных слоев общества и для разных народов.

II.Христианство – наиболее распространенная и одна из наиболее развитых религиозных систем мира. И хотя оно в лице своих последователей встречается на всех континентах, а на некоторых абсолютно господствует (Европа, Америка, Австралия), это прежде всего рели­гия Запада. Собственно, это как раз та единственная религия (если не считать ее разделения на многочис­ленные церкви, вероисповедания и секты), которая характерна именно для западного мира в противовес вос­точному с его множеством различных религиозных систем. Христианство многими корнями уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал.

Итак, христианство, как наднациональная «вселен­ская» религиозная система, возникло в условиях, когда почти весь ближневосточно-средиземноморский мир был объединен в рамках наднациональной Римской империи. Но первоначальные очаги этой религии возникли от­нюдь не в центре этой могущественной империи: они по­явились на ее периферии, причем на восточной и юго-восточной периферии, в тех издревле освоенных челове­чеством очагах цивилизации, где пласты культурной традиции были особенно мощными и где всегда сосре­доточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римской философии, и религий Востока.

III.Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитав­шая в себя элементы христианства и иудаизма, грече­ской философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта систе­ма оказалась сложным итогом многостороннего синте­за. Основой этого синтеза, были арабская культура, арабский этнос, арабская государственность. На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен превратились в много­численную этнокультурную общность с мощной полити­ческой структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завое­ванные страны и народы, большая часть которых, вклю­чая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Ара­вией и отдаленных от нее стран и практически раство­рила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имев­шие древние собственные традиции.

Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т. д.

Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации. Этому способствовало и еще одно немало­важное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в., европейская культура вступила в полосу замет­ного упадка, довольно резко разделившего ее на древ­нюю, античную, и более позднюю, ренессансную. И хотя и в это время христианизированная европейская куль­тура как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской циви­лизации затмевал ее. Успехи и достижения арабской культуры воздейст­вовали на многие страны, в числе которых были и куль­турные центры средневековой Европы. Это проявилось, в частности, в математике (арабскими, называются за­имствованные арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии. Через мусуль­манскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII–XII вв. видным центром развития арабо-ислам­ской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали.

Литература

1. Берар П. Религия в современном мире. - М., 1979.

2. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. - М., 2001.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

4. История религии. Под ред. И.Н. Яблокова. В 2-х т. Т.2. М., 2004.

 

5. Культурология / Ред. Г.В.Драч. - Ростов-на Дону, 1999.

6. Религия в истории и культуре. - М., 1998.

7. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. -М., 1986.

 

Лекция 7. Охрана культурного наследия как глобальная проблема

План

1. Экология природы и экология культуры.

2. Охрана всемирного культурного и природного наследия

3. Проблема сохранения культурного наследия на Востоке и Западе; в России

4. «Пакт Рериха»

5. Охрана культурного наследия в послереволюционной России

6. Реставрация как необходимый элемент сохранения культурного наследия

7. Охрана культурного и природного на­следия как одна из глобальных проблем современности

8. Основные проблемы и задачи в деле сохранения культурного наследия России.

I.Природа состав







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 225. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия