Студопедия — V.Культурные универсалии – общие черты, свойственные всем культурам. Культурные универсалии (Арнольдов): ценности, общение, поведение, деятельность, труд, вера.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

V.Культурные универсалии – общие черты, свойственные всем культурам. Культурные универсалии (Арнольдов): ценности, общение, поведение, деятельность, труд, вера.






Социологи выделяют более 60 культурных универсалий: спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай гостеприимства и дарения подарков, запреты кровосмешения, язык, шутки, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению физиологических, социальных и психологических потребностей.

Американский культурный антрополог Дж. Мердок в 1965 году выделил свыше 60 универсалий культуры. Это – изготовление орудий труда, институт брака, право собственности, религиозные обряды, спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, игры, запреты кровосмешения, правила гигиены, язык и пр. К. Уисслер выделил девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.

В качестве универсалий в классической модели выступают:

· знания, искусство, мораль, право, обычаи, культы (Э. Тейлор);

· общезначимые ценности – нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

· мышление, данное в форме науки (Г. Коген, П. Наторп);

· символополагающая деятельность практического разума как основа всех сфер культуры, рассматриваемых в качестве символических форм — языка, мифа, религии, искусства, науки, истории (Э. Кассирер);

· общечеловеческие первообразы – архетипы, динамика которых лежит в основе творения культуры (К. Юнг);

Литература

1. Багдасарьян Н. Г. Культурология. Учебник. - М., «Юрайт», 2011.

2. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

3. Культурология. Уч-к для бакалавров. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М., «Юрайт», 2012.

Лекция 3. Структура, виды и формы культуры. Морфология культуры.

План

1. Культура – многоуровневая система. Формы культуры.

2. Материальная культура

3. Духовная культура

4. Виды и типы культуры

5. Субкультуры и контркультура

6. Массовая и элитарная культура

 

I.Культура – многоуровневая система. Совокупность форм культуры называется мор­фологией культуры. Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры.

Различают три основных формы культуры (иногда их называют видами):
1) материальная (отношения человека с природой и искусственная среда обитания);
2) социальная (отношения с другими людьми, или общественные отношения) и
3) духовная культура (отношения с самим собой, внутреннее богатство личности).
Обычно социальные отношения относят к духовной культуре, сводя тем самым количество форм культуры к двум – материальной (совокупность материальных ценностей) и духовной (совокупность духовных ценностей).

Но – «Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

II. Материальная культура – это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества. В материальную культуру входят разнообразные средства материального производства. Это орудия труда – от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов. Это различные виды материально-предметной, практической деятельности человека. Это материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е. производственные отношения. В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафты и т. п.

Материальная культура несет в себе духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, равно как и духовная культура существует в осуществленной, опредмеченной форме – в предмете, знаке, образе, символе – или обладает материальным носителем.

Материальная культура имеет сложную структуру, ее можно рассматривать в широком и узком смысле. Материальная культура в широком смысле – это материальная (вещественная) сторона любого культурного процесса или деятельности; в узком смысле – это: 1) культура производства; 2) культура жизнеобеспечения и продолжения жизни; 3) иногда также выделяют культуру войны (культуру разрушения).

К производственной культуре обычно относят: орудия труда и средства производства (различные машины и механизмы) и иные технические системы, транспортные средства, здания и сооружения производственного предназначения, дороги и различные виды коммуникаций (трубопроводы, электро-, радио- и телефонные сети и пр.), сельскохозяйственные угодья.

Культура жизнеобеспечения и продолжения жизни включает материальные условия культуры быта и повседневности: утварь, одежда и другие предметы быта; жилища и общественные здания; парки и сады и многое другое, что принято называть искусственной средой обитания человека.

К культуре жизнеобеспечения и продолжения жизни причисляют также биологические основания человеческого бытия: культуру половых отношений и воспроизводства человеческого рода (деторождения), медицинскую культуру (процесс врачевания и поддержания физиологического здоровья и жизни человека), культуру отношения к собственному телу и физическую культуру (гимнастику и спорт), способствующую гармоническому развитию тела и личности.

Культура войны – особая область материальной культуры. Это вооружение и военная техника, технологии разрушения и убийства. Если две первых разновидности материальной культуры (культура производства и культура жизнеобеспечения) направлены на созидание и продолжение жизни, то третья представляет собой, по сути, культуру разрушения и массового убийства. Характерно, что даже само словосочетание «культура войны» с филологической точки зрения является оксюмороном. Действительно, война, несущая смерть и разрушение, по определению антигуманна, направлена во вред человеку, а, следовательно, – антикультурна, противостоит культуре, нацелена на ее уничтожение. Таким образом, эта разновидность материальной культуры принадлежит скорее к цивилизации, чем к культуре.

Материальная культура существует в виде артефактов (предметов, явлений и процессов искусственного происхождения). Кроме вещественных предметов, характеризующих то или иное направление материальной культуры, к ней относят: практические действия людей (производственная и организационно-регулятивная деятельность, технологии и пр.), одомашненных животных и отселектированные растения, а также материальные носители информации (сообщений, идей и образов) - камень, шелк, папирус, глиняные таблички, бумагу, холст, видео- и магнитную пленку, флоппи-диски (компьютерные дискеты), CD-ROM (лазерные диски), флэш-память и т. д. (сама информация относится к духовной культуре).

Развитие и функционирование материальной культуры представляют собой материально-предметную сторону культурно­-исторического процесса. Материальная культура – условие, средство и результат деятельности людей, основа их бытия, форма овеществления духовной культуры. Материальная культура – важный показатель развития общества и цивилизации, она может выступать как социальный знак и как памятник культуры.

Существование и прогресс материальной культуры невозможны без духовного развития человека (потребностей, интересов, знаний, умений, навыков, способностей, вкусов, нравственных установок).

III. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой – и саму духовную деятельность. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Обычаи – одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регулятивов приобретают ценности. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Культурная норма лежит в основе культуры. Ненормативное поведение подлежит культурным санкциям. С нормой связана своя система понятий, отражающих реальное бытие культуры и составляющих фундаментальное звено культурной системы – привычка, обычай, этикет, церемония (церемониал), ритуал.

Всеобщие формы духовной культуры:

· Миф – бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.

· Религия – выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основам бытия. В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.

· Нравственность – внутренняя саморегуляция. Регулятивы: долг, честь, стыд; с формированием зрелой личности – совесть.

· Искусство – выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов. Искусство создает «вторую реальность»: мир, выраженный образно-символическими средствами.

· Философия – теоретическое мировоззрение; выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. «Философия – теоретическая душа культуры» (Гегель)

· Наука – рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей.

Центральное звено культуры – традиция, представляющая собой форму социального наследования (обычай и обряд). Инновации – залог развития, модернизации культуры. Отказ от традиций есть смена культурных ориентиров, смена культур. Социализация, инкультурация – овладение основными формами культурной традиции. В центре внимания каждого общества – приобщение молодого поколения к опыту и традициям предыдущего поколения.

«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», – Гесиод, VII в. До н.э.. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо конец мира уже не очень далек». Египетский жрец, ок. 2000 г. до н.э. «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Сократ, 470– 377 гг. до н.э.

Духовная культура включает совокупность идей и представлений, отражающих окружающую действительность, идеалы, побуждения и цели человека (общественное и индивидуальное сознание); интеллектуальную и эмоциональную творческую и эстетическую деятельность людей по созданию духовных ценностей (духовное производство) и ее результаты (духовные ценности как продукты духовного производства).

В процессе своей целесообразной деятельности люди не только производят материальные средства для удовлетворения жизненных потребностей и преобразуют окружающую действительность, но и творят свое сознание. Совокупность сознаний индивидов, характеризующаяся рядом общих для данного народа и данной эпохи черт, предстает как общественное сознание.

В духовной деятельности развиваются способности к познанию, творчеству, общению. Общественное сознание, духовное производство и его плоды (духовные ценности) каждой исторической эпохи образуют содержание духовной культуры, которая не может развиваться в отрыве от социальной памяти народа и культурных традиций.
Само существование и прогресс материальной культуры невозможны без духовного развития человека. Условно можно сказать, что материальная и духовная культура соотносятся примерно так же, как цивилизация и культура, как форма и содержание.

Разграничение материальной и духовной культуры достаточно условно, оно происходит на уровне умственного анализа. На самом деле духовные ценности не могут возникнуть без естественно-биологической и социальной основы (человека и общества). Воплощение в жизнь задач духовного производства требует определенной материальной базы (орудий труда, камня, холста, краски, бумаги, полиграфического оборудования, радиоэлектронных схем и систем и др.), а результаты такого производства (скульптуры, картины, книги, компьютерные тексты и программы и пр.) обычно принимают материальную (предметную) форму. Большинство окружающих нас продуктов духовной культуры является воплощением идеи в материальной форме, ее фиксацией на материальном носителе, часто с применением сложных производственных технологий (например: изобретательство, строительство, набор и тиражирование текстов, создание компьютерной информации и пр.).

С другой стороны, созданию любого предмета материальной культуры с необходимостью предшествуют социальные и личные потребности, способность к целеполаганию, интерес, замысел, план, проект; а процессу его производства сопутствуют технологический опыт и производственная культура, определенные эстетические представления.

Таким образом, материальная культура всегда есть овеществление культуры духовной, которая, в свою очередь, выражается в опредмеченной (материальной) форме.

Материальное и духовное в культуре находятся в неразрывной связи и диалектическом единстве, выражены друг через друга, как строительство и архитектура. Это подчеркивает органическую целостность культуры, которая представляет собой синтез материального и духовного.

В разные исторические эпохи то одна, то другая культура развивается с опережением. Духовная культура может как отставать от достигнутого уровня материальной культуры (культурное запаздывание), так и опережать его (материальное отставание).

В наше время ученые отмечают тенденцию определенного культурного запаздывания, т. е. опережающего развития материальной культуры и научно-технического прогресса по отношению к духовной культуре, которая не успевает приспособиться к ускоренным изменениям в сфере материальной культуры.

Традиции, обычаи, представления, ценностные ориентации подавляющего большинства населения обычно отражают предшествующий этап жизнедеятельности общества. Духовная культура и ее носитель – человек – не успевают приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни, особенно в ХХ и наступившем XXI веках, когда появление новых информационных технологий и других инноваций, стремительный рост научно-технических достижений явно опережают темп изменений в культурной сфере. Ускоряющаяся динамика мира материальных вещей характеризуется калейдоскопической сменой морально устаревших предметов, электронно-технических устройств и приспособлений новинками самых последних поколений.

IV. К видам культуры относят художественную, религиозную (буддийская, исламская, христианская, в том числе православная, католическая и протестантская, и др.), правовую, политическую, идеологическую, эстетическую, экономическую, технологическую, производственную, поведенческую культуры.

Кроме этого, культуру делят на типы: мировая, национальная и региональная; городская и сельская (культура местообитания); народная, массовая и элитарная; социальная и личностная; дворянская, буржуазная, пролетарская, крестьянская; культура быта; субкультуры и контркультура.

V. Субкультуры и контркультуры. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, – таким образом создается молодежная культура. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультуры отражают культурную неоднородность общества.

Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре.

Субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Многие субкультуры, например, собаководов, автолюбителей, нудистов, хакеров и др., в какой-то мере являются своего рода «объединениями по интересам». Нередко также субкультуры (например, молодежная) выполняют компенсаторную функцию, обеспечивая в кругу единомышленников и сверстников неудовлетворенную в «большом мире» потребность в уважении, понимании и любви; давая ощущение признания собственной значимости и компенсируя этим недостаточную самодостаточность личности.

Социальной базой формирования субкультур являются отдельные половозрастные группы, социально-профессиональные слои, крупные неформальные объединения. Традиционно различают возрастные (детскую, молодежную, субкультуры военного и послевоенного поколений, и т. д.), региональные (территориальные, в том числе – города и деревни), профессиональные, религиозные (например, различные секты), криминальные (субкультура преступного мира) субкультуры и др.

Можно говорить о существовании субкультуры бедных, которая присуща мало- и неимущим слоям и порождает «культуру выживания», имеющую свои духовные и бытовые проявления. Субкультуры среднего класса, в первую очередь на Западе (в России этот класс только зарождается), имеют некоторые особенности. Представителей этой субкультуры отличают: пассивное сопротивление (аполитичность, игнорирование власти); диссоциация (отход от формальных социальных институтов и неудовлетворенность ими); поиск глубокого духовного удовлетворения в творческой работе; сознательное опрощение (переход от обеспеченности к нищете); протест против стандартизации жизни; стремление к самовыражению и индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества; открытость опыту (над собой) в его религиозно-мистической, магической и наркотической интерпретации. Также есть субкультура богатых (у нас – «новых русских»), в том числе проявляющаяся в презрении к физическому труду и людям, которые не могут позволить себе жить, как они. На наших глазах зарождается субкультура «новых русских» (нуворишей, или, по точному определению писателя А. И. Солженицына, скоробогатов) – нашей новой буржуазии. У многих из них своя система идеалов и ценностей (обогащение и преуспеяние любой ценой), свои речевые обороты (например, «короче» и т. д.), имидж и внешние признаки деловой активности и финансового успеха (громадные иномарки-джипы и замкоподобные коттеджи). Нередко представителей «новорусской» субкультуры характеризуют самодовольство и пренебрежение к другим (особенно за рулем собственной дорогой автомашины).

На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события и потрясения. Во-первых, субкультуры могут возникнуть при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня). Во-вторых, появление субкультур связано с ухудшением социально­экономического положения, в этом случае их можно назвать «субкультурами кризиса». К этому типу принадлежит большинство послевоенных молодежных структур на Западе (новое «потерянное поколение»), поколение вьетнамской войны – в США, постперестроечное поколение – в нашей стране.

Очевидными внешними условиями кризиса являются: безработица, скучная и малооплачиваемая работа; неполные (неблагополучные) семьи; резкий и болезненный переход демобилизованных от военной к мирной жизни («вьетнамский», «афганский», «чеченский» синдромы); недостатки системы образования и воспитания; кризис социально-экономической и духовной жизни общества, психологически воспринимаемый как «безвременье».

Социологи полагают, что термин «контркультура» приложим к субкультурам, которые не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества.

Каждая культура принадлежит определенному этносу, народу, является национальной. Мировая культура формируется над национальными и этническими.

Проблема отношений между национальной и мировой культурами: культурный релятивизм (Гердер, Монтень, Леви-Стросс): культурный универсализм (Руссо, Кант, Гете, Соловьев).

VI. Массовая культура (маскультура, или «маскульт») – характерное для XX и уже XXI веков вненациональное явление, порожденное в условиях массового производства урбанизацией (ростом городов), массовыми миграциями населения, размыванием территориальных и социальных границ между людьми. Массовая культура – это культура повседневной жизни в современном индустриальном обществе, создаваемая по аналогии с поточно-конвейерным производством. Массовая культура появилась в первую очередь в западной культуре, где эти процессы начались раньше, чем в России или на Востоке. Временем ее рождения можно считать 1870 год, когда в Великобритании был издан закон о всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX века – роман. Вторая и, быть может, главная веха – 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в движущихся картинках и ставший основным средством массовой культуры. Третья веха – легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции массовой культуры. Окончательное становление массовой культуры обычно связывают с завершением формирования индустриального общества и его зрелостью, характеризующейся: индустриально-коммерческим типом производства; широчайшим распространением средств массовой информации и коммуникации (СМИК); относительной демократизацией культуры; повышением уровня образованности масс; увеличением свободного времени и затрат на досуг в бюджете семьи.

Наибольшее распространение массовая культура получила с середины XX века, когда СМИК, способные к быстрому и почти тотальному охвату самых широких аудиторий, распространили свое влияние на все страны мира. Затем к этому добавились компьютер и Интернет с их беспредельными информационными возможностями. СМИК, в первую очередь электронные, стали главным каналом распространения массовой культуры.

Средства массовой информации и коммуникации (СМИК) – пресса, телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, грампластинка, магнитофон, Интернет, SMS-сообщения – это технические средства фиксации, хранения, копирования, тиражирования и распространения текстовой, аудио- и видеоинформации, адресованной массовой аудитории, а также средства частной коммуникации, протекающей в массовом порядке. СМИК активно и интенсивно воздействуют на современного человека, меняя весь строй его мышления и мировосприятия, стиль общения и тип культуры.

Массовая культура – это массовое производство, распространение и потребление стандартизированных духовных ценностей и/или их суррогатов (заменителей) при помощи средств массовой информации и коммуникации.

Функция маскультуры – удовлетворить потребность в рекреации (отдыхе, досуге), отвлечь индивида от интенсивной гонки за успехом в профессиональной сфере, развлечь его.

Массовая культура разнообразна и определенным образом структурирована, она существует во многих развлекательных жанрах: мелодрама, комедия (в том числе «черная» комедия), детектив, фантастика, фэнтези, эротика, эстрада, джаз, рок и др. Ярким проявлением массовой культуры являются реклама, клипы, комиксы, многочисленные бесконечные телесериалы и так называемые «мыльные оперы», «женские романы» и просто бульварная литература, лишенная серьезного содержания и рассчитанная на невзыскательный обывательский вкус. Массовую культуру формируют, прежде всего, технологические и социально-экономические (в первую очередь коммерческие), а не собственно культурные (художественные и ценностные), факторы. Наиболее характерным проявлением этого стало возникновение шоу-индустрии (индустрии досуга, развлечений и удовольствий), контролируемых шоу-бизнесом.

Элитарное искусство не отвечает запросам широкой публики, гораздо выгоднее ориентироваться на примитивные вкусы и потребности толпы, тем более что это не требует серьезных творческих усилий. Поэтому продукция массовой культуры предназначена для употребления массами. Маскультура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная культура, но зато имеет большую аудиторию, а, следовательно, и сбыт. Маскультура направлена на унификацию, стандартизацию, шаблонизацию вкусов и предлагаемых образов.

Маскультура обслуживает социальные группы с усредненным уровнем духовных потребностей. Определенные элементы массовой культуры со временем углубляются, творчески разрабатываются и входят в общий арсенал культуры в глазах следующих поколений (время повышает их ценность).

Вся массовая культура – это закамуфлированная манипуляция общественным сознанием. Исследователь массовой культуры Х. Ортега-и-Гасет полагал, что маскультура предстает как оформленное сознание ограниченной, самодовлеющей массы, присваивающей себе миссию навязывать обществу свои узколобые интересы.
Маскультура – это всегда девальвация высоких культурных образцов, имитация приобщения к культуре. Поэтому маскультуру как феномен, хоть и производный от собственно культуры, но, по сути, далеко отстоящий от культуры в ее высоком понимании и значении, следует назвать паракультурным (от греч. para: возле, при, около), т. е. околокультурным, явлением. В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает культура элитарная (от фр. elite: лучшее, отборное, избранное). Ее истоки – еще в античной философии Гераклита и Платона, в которой впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания. В эпоху Возрождения проблема элиты поставлена Ф. Петраркой в его рассуждении «О подлинном благородстве». Для гуманистов той поры «чернь», «презренные» люди – это необразованные сограждане, самодовольные неучи. По отношению к ним сами гуманисты предстают как интеллектуальная элита.

Теория элит складывается на рубеже XIX–XX веков. Основателями теории элит являются итальянские ученые В. Парето (1848–1923), Г. Моска (1858–941), Р. Михельс (1876–1936). До Второй мировой войны теория элит получила широкое распространение кроме Италии – в Германии и Франции, после войны – в США. Признанным теоретиком элиты был испанский философ X. Ортега-и-Гасет, который считал, что элита есть в каждом общественном классе. Согласно теории элит, необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления и развития культуры. Элита – это наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками часть общества, которая и обеспечивает прогресс. Элиту характеризует высокая степень активности и продуктивности. Она обычно противопоставляется массе.
По мнению В. Парето, общество представляет собой пирамиду с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот, элит; обновлению элиты способствует социальная мобильность. Чередование, смена элит - закон существования общества. (Как было сказано выше, представление об обществе как о социальной пирамиде содержится также в социологии П. А. Сорокина, который тоже разрабатывал проблемы социальной мобильности.)
Элита характеризуется сплоченностью и активностью, способностью вырабатывать устойчивые образцы мышления, оценок и форм общения, эталоны поведения, предпочтений и вкусов.

Ярким примером выработки таких образцов и эталонов и являются элитарная культура и элитарное искусство. Типичным для элитарного искусства является эстетический изоляционизм «чистого искусства», или «искусства ради искусства».

Элитарное искусство – течение в западной художественной культуре, создающее искусство для немногих, для избранных, для эстетической и духовной элиты, непонятное для широкой публики, народных масс.

Особое распространение элитарное искусство получило в начале ХХ века. Оно проявилось в многообразии направлений декадентства и модернизма (абстракционизм в живописи; сюрреализм в изобразительном искусстве, литературе, театре и кино; додекафония в музыке), которые ориентировались на создание искусства «чистой формы», искусства истинного эстетического наслаждения, лишенного всякого практического смысла и общественного значения. Сторонники элитарного искусства противопоставляли себя массовому искусству, аморфной массе, тенденциям «омассовления» в культуре, выступали против пошлых идеалов сытой, мещанской жизни.

Литература

1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1998.

3. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1998.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия