Студопедия — Прекрасное. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; служащая для определения и положительной оценки наиболее
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прекрасное. Прекрасное – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; служащая для определения и положительной оценки наиболее






Прекрасное категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью; служащая для определения и положительной оценки наиболее совершенных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей. В искусстве.

В теории разграничивают понятия красоты и прекрасного:

– по степени интенсивности эстетических качеств (прекрасны – высшая степень или концентрация красоты);

– по уровню организации, мере сложности объектов (красота – более «внешнее» по набору признаков понятие, но зато и более универсально применимое.

Прекрасное – свойство лишь объектов высшей сложности: человек, художественные произведения и т.п.).

Сущность и природа красоты и прекрасного - одна из сложнейших философско-теоретических проблем.

Красота воспринималась как нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Т.е. ощущение красоты возникает каждый раз, когда полученное превышает неосознанно прогнозируемую норму. Красота всегда волнует и потрясает человека.

Красивое – это и сведение сложного к простоте. Б. Брехт определил красоту как преодоление трудностей. Красота, по словам В.А. Жуковского, есть «ощущение и слышание душою Бога в созидании». Вопреки Платону и Канту красота так же многообразна, как многообразна живая жизнь, утверждал ХосеОртега-и-Гасcет (1883-1955). Индивидуальный характер носит красота каждого лица. В каждом человеке скрыт его идеальный проект, «каждая женская индивидуальность видит совершенно новую, еще незнакомую красоту».

Этьен Сурио понимает прекрасное как очевидное совершенное.

Самым плодотворным определением прекрасного в ис­тории эстетики было его древнегреческое понимание как гармонии, как единства во множестве.

Определение прекрасного как единства во множестве сохранилось и поныне. Иной вопрос, в чем теперь предста­вители отдельных воззрений ищут эту гармонию — во вну­тренней гармонии самого предмета (произведения искус­ства) или в гармонии внутреннего духовного мира человека, или же — во внешней гармонии человека с приро­дой и обществом.

В сущности, всякое художественное произведение кон­ституируется на основе соотношения и внутреннего един­ства его составных элементов. Композиционные приемы (например, гармонические или архитектонические в музы­кальном произведении) имеют характер единства анти­подных элементов, единства противоположностей. То же можно сказать о цвете и форме в изобразительном искус­стве. Как все на свете, и художественные произведения конституируются из определенных отношений. А отноше­ния могут возникать лишь между нетождественными эле­ментами. Нетождественные элементы противостоят друг другу как противоположности, вступают во взаимоотно­шения, создают единство противоположностей. Все это и становится источником возникновения эстетических качеств.

Всякое произведение искусства внутренне дифференци­рованно, многообразно: например, музыкальное произве­дение – поток бесконечных внутренних изменений, но во­преки этому – или как раз благодаря этому – оно внутренне представляет собой целое, «единство во множе­стве». Недостаток внутреннего единства воспринимается как неоднородность, явлению недостает внутренней взаи­мосвязи, апотом такое явление не может быть пре­красным.

Согласно другим взглядам, прекрасны те предметы, которые пробуждают в человеке состояние внутренней гармонии. Сущность эстетического переживания прекрас­ного – обретение и ощущение внутренней гармонии. Чувство прекрасного – это чувство внутреннего равновесия.

По мнению третьих, основой переживания прекрасного является гармония человека с окружающим миром с при­родой и обществом. При восприятии действительности (или произведения искусства) в сознании человека нару­шается равновесие, его чувства, его мышление и воля по­падают под определенное воздействие, возникает процесс реконструкции его сознания, процесс развития, что кон­чается новым обретением гармонии, внутреннего и внеш­него равновесия. Человек переживает это как красоту. Од­нако со временем состояние гармонии исчерпывается, эстетические каноны автоматизируются, Человек обога­щается новыми эстетическими и идейными качествами, и процесс повторяется.

Прекрасное можно объяснить исходя из взаимоотноше­ний искусства и действительности. Взаимоотношения че­ловека с реальностью, которая его окружает, весьма многообразны, но это не пассивные отношения, это актив­ное взаимное формирование и взаимное воздействие

Фундаментом чувства прекрасного является такое воз­действие действительности на человека, которое ведет к его развитию. Но для того, чтобы действительность играла подобную роль, человек должен ее преобразовы­вать. Такое преобразование происходит на основе полно­кровной деятельности, на основе познания, практической активности, труда.

Активным преобразованием и освоением действитель­ности человек очеловечивает действительность, создает так называемую вторую природу.

Преобразование действительности является составной частью творческой деятельности человека. Творчество и преобразование действительности сами по себе имеют эстетический характер, ибо их цель – развитие человече­ской личности. Но в творческой и преобразующей актив­ности человека проявляется и определенная эстетическая направленность.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия