Гносеология
Гносеология – учение о природе знания. Оно исследует самые основные вопросы философии. Что представляет собой наше знание о мире? Носит ли оно условный, гипотетический характер или же наш разум способен познать истину? Что представляет познаваемый нами мир? Есть ли он только субъективное представление в уме познающего или же конструкция человеческого ума, или же мир таков, каким мы его воспринимаем? С одной стороны, гносеология является методологической основой философии. И логически она должна предшествовать онтологии – учении о бытии. Но с другой – процесс познания обладает одной существенной особенностью. Он всегда направлен на внешний мир. Любой акт нашего познания содержит в себе нечто иное, чем наше сознание. Мы можем скорее представить себе реальность, которую никто не воспринимает, нежели какой-либо акт нашего духа, не содержащий в себе ничего, кроме собственной деятельности. Человек тесно связан с миром. Он включён во все мировые связи. И чтобы в теории знания дойти до истины, надо начать с анализа самого бытия. То есть в решении своих проблем гносеология должна исходить из онтологии как своего основания. Отношение познающего субъекта к познавательной действительности и обеспечивает существование различных гносеологических концепций. Мир может быть мыслимо или непознаваемым, или познаваемым. В первом случае возникает отрицательная метафизика или скептицизм. Второй взгляд лежит в основе положительной метафизики. Скептицизм может быть крайним, когда мы отрицаем возможность не только познания мира, но и его существования, и умеренным, когда мы признаём существование мира, но отрицаем познаваемость каких-либо его свойств. Положительная метафизика может выступать как реализм. Когда реализм основу мира видит в веществе, то он выступает как материализм, если – в душе, то – как спиритуализм. Реализм может и объединять эти два принципа. Положительная метафизика может выступать как мистицизм, который полагает, что мир открывается особому сверхчувственному воззрению. Также положительная метафизика может быть и рационализмом, для которого мир есть предмет мысли. Рационализм, в свою очередь, может быть догматическим, исходящим из убеждения в тождестве мыслимого действительному, идеального реальному и критическим, который противопоставляет эти две реальности. Таким образом
I Отрицательная метафизика (скептицизм): а) крайний б) умеренный II Положительная метафизика: а) реализм: материализм спиритуализм соединение их б) мистицизм в) рационализм: догматический критический
Каким образом человек познаёт мир? Мир открывается благодаря определённым способностям человека. Прежде всего, благодаря чувственному опыту. Наши чувства как бы знакомят нас с окружающей действительностью. Чувственное познание осуществляется в трёх формах: в ощущении (я вижу, слышу, осязаю что-либо), в восприятии (соединение нескольких ощущений и создание образа воспринимаемого предмета), в представлении (фиксация в сознании образа предмета – воспоминание о нём или воображение его). В чувственном восприятии человек имеет дело только с единичными предметами. И чувственный опыт, собственно говоря, ещё не является знанием. Большинство мыслителей скептически относятся к чувственному восприятию. Ведь, например, мёд одному человеку кажется сладким, а другому – горьким. Но можем ли мы сказать каков мёд сам по себе? В опыте мы имеем дело не самой вещью, а с её действием на наши органы чувств. Чтобы распознавать ощущения, и отличать их друг от друга, необходима другая человеческая способность – рассудок. Он и даёт знание общего. Рассудочная деятельность осуществляется также в трёх формах: в понятии (форма мысли, результат обобщения совокупности признаков, присущих данному классу предметов, например, понятия «электропроводность», «человек» и т.д.), в суждении (связь понятий, имеющая утвердительный или отрицательный смысл, например, суждение «все металлы проводят электрический ток»), в умозаключении (соединение суждений, ведущее к новому знанию, например, умозаключение «Все металлы – проводники медь – метал медь – проводник»). Многие мыслители полагают, что на стадии рассудка познание не заканчивается. Разум является высшей ступенью логического понимания, преодолевающий недостатки рассудочного мышления. Можно выделить и ещё одну способность человека – интуицию. Интуиция – это непосредственная данность внешнего объекта, когда последний сам открывает себя познающему субъекту. И знание об этом объекте вырисовывается в сознании человека со всей ясностью и отчётливостью. Одни философы понимают интуицию как иррациональную способность человека (А. Бергсон). Другие не видят в ней ничего таинственного. Например, для Н.О. Лосского – выдающегося русского мыслителя – интуиция выступает как связь человека и внешнего мира. Лосский выделяет три вида интуиции в соответствии с тремя видами бытия – чувственную, интеллектуальную и мистическую. Если чувственный опыт и рациональное познание открывает какую-либо одну сторону предмета, то интуиция охватывает познаваемый предмет во всей его целостности и связями с другими предметами. Соотношение между человеческими познавательными способностями и познаваемой действительностью можно определить как истину. И цель любого нашего познания состоит в её обнаружении. В современной философии можно выделить три концепции истины: Концепция соответствия (корреспонденции). Она устанавливает соответствие между формами сознания и определённым объективным содержанием. Например, высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел. Когерентная концепция. Это взаимосоответствие высказываний. Например, высказывание «2х2=4» – непротиворечиво, а высказывание «2х2=5» – противоречиво. Первое высказывание находится в согласии с системой высказываний. О фактах здесь речь не идёт. Прагматическая концепция. В ней критерием выступает практика. Как бы человеческое сознание не определяло истину, несомненен факт её значимости и самоценности. Если человек не будет стремиться к ней в своих мыслях и поступках, то смысл его существования исчезнет и человек превратится в вещь среди других вещей. Истина обуславливает не только сущность человеческого познания, но и сущность человеческого бытия.
|