Онтология. Онтология есть наука о бытии
Онтология есть наука о бытии. В традиционном философском словоупотреблении онтологию также называют метафизикой. Мировая философия пережила три главные периода развития метафизики: - классический идеализм Античности (Платон, Аристотель), - догматизм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), - немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель). Метафизика направлена на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, на изучение сущности. Например, мы наблюдаем свет звезды. Но что скрывается за ним? Быть может тела, которое его излучало, уже не существует. То, что открывается перед нами – это явление каких-то вещей и процессов. Но за явлениями всегда скрывается сущность, которая явно не зрима, но которая определяет истинную природу вещей и процессов в их особенности и отличности от других. Познать сущность вещи, значит, познать саму вещь такой, какая она есть сама по себе. И так как сущность вещи всегда скрыта от нас, то отсюда делается ложный вывод о том, что она непознаваема, а наука, занимающаяся открытием сущностей (то есть метафизика) не является вовсе наукой. Но, например, когда мы наблюдаем за каким-либо животным, то все его повадки и движения, всё, что мы замечаем, есть явление, в котором можно обнаружить некоторую сущность, а именно жизнь данного организма. Но и эта жизнь есть только явление более глубокой сущности – жизни определённого вида организмов и т.д. Таким образом, можно заметить, что сущность всегда стремится обнаружить себя через явление, а явление есть выражение определённой сущности. Это говорит нам о том, что метафизика является действительным научным знанием об окружающей нас действительности и то, что нельзя противопоставлять её другим наукам. Различие между метафизикой и другим знанием сводится к следующему. Каждая наука изучает какую-то определённую сторону бытия, например, физические или химические явления и ближайшие к ним сущности. Но метафизика стремится создать целостную картину мира, исследуя все явления в их взаимосвязи и взаимодействии, и обнаружить общую сущность или первооснову вселенной. Очень часто метафизику противопоставляют опытному знанию, полагая её только как умозрение, оторванное от чувственной реальности. Но, с одной стороны, любая наука есть умственное построение, наше видение той или иной стороны мира. Например, мы только предполагаем существование гравитонов (элементарных частиц), но в действительности их никогда не наблюдали. А с другой стороны, метафизика пользуется всеми способами научного познания и отличается от других наук лишь стремлением дойти до конца, до первого основания, из которого можно было бы объяснить все области бытия в их внутренней связи. И, конечно, эта задача не из лёгких. В её осуществлении рождается множество метафизических систем. Ссылаясь на неоднозначное решение метафизических проблем многие исследователи расценивают это как недостаток метафизики и философии в целом. На это можно возразить следующее. При всём многообразии философских теорий у всех у них можно обнаружить много общего. Этот недостаток свойственен любой науке, так как любое знание есть стремление человеческой природы, бытия относительного, постигнуть абсолютную сущность мироздания. Например, мы каждый день сталкиваемся с таким явлением как свет. Но физика до сих пор не дала нам точного знания этого процесса, не раскрыла его сущность. Частица ли это, или волна, или же квант. Все системы метафизики могут быть разделены на элементарные и синтетические. Рассмотрим сначала элементарные системы. 1. По качеству признаваемого основного начала или всемирной сущности они делятся на: - материализм, - идеализм, - панпсихизм (внутренняя одушевлённая сила), - спиритуализм (дух). 2. По количественному определению всемирной сущности метафизика разделяется на: - монизм (одно начало), - дуализм (два), - определённый плюрализм (несколько), - неопределённый плюрализм (бесконечное число). 3. По способу бытия можно выделить: статические или метафизика пребывания, динамические или метафизика изменения. Итак, рассмотрим, например, материализм. Он может понимать свою мировую сущность (материю) монистически (как единственную) или дуалистически, или же плюралистически (например, атомизм). Вместе с тем материалистическая метафизика может не признавать связного и последовательного мирового развития мира, то есть быть статическою. Или же наоборот придерживаться принципа изменения и развития, то есть быть динамическою. Также идеализм, спиритуализм и панпсихизм могут полагать в основе мира одно, два, несколько или бесконечное множество начал, и это начало понимать как пребывающую сущность или как допускающую в себе развитие. В синтетических системах не только совмещаются типы различных категорий, но соединяются между собой типы одной и той же категории. Например, материальному началу даётся место наравне с идеальным и духовным. Принцип единства совмещается с коренной множественностью единичных существ. Наиболее полные системы метафизики стремятся, исходя из одного основного начала, связать с ним внутренней логической связью все другие и создать, таким образом, цельное всеобъемлющее мировоззрение. В заключение следует привести слова русского философа С.А. Левицкого: «Враждебное отношение к метафизике – почти всегда верный признак скрытой или открытой вражды к духовному началу в человеке». И как, например, всякий атеизм есть тоже религия, которая заменяет истинного Бога каким-либо идолом. Так и отрицание метафизики есть уже философствование, то есть невольное утверждение метафизики, только на иных основаниях.
|