Я линия — обобщения полученных данных.
Возможно выделение групп детей, у которых наблюдается неоднозначное соотношение между освоением изобразительной деятельности и развитием эстетического восприятия, а также более частными проявлениями и показателями. Это может быть необходимо в случае осуществления углубленной работы по данному направлению (центры развития ребенка, дошкольные образовательные учреждения с приоритетным направлением художественно-эстетического развития дошкольников).
Название групп
| Характеристика групп
| Группа «рассуждающих»
| Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, имеют некоторые представления об искусстве (видах, жанрах), пытаются рассуждать об эстетических проявлениях (хорошие результаты по заданиям № 1, 2, 4), но не всегда чувствуют красоту, эмоционально на нее откликаются (недостаточно высокие результаты по заданиям №3, 5, 6, 7)
| Группа «интересующихся»
| Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, изобразительным материалам и техникам (хорошие результаты по заданиям №1, 4), однако представления (задание №2) и умения чувствовать красоту, эмоционально на нес откликаться не всегда развиты до высоких показателей (недостаточно высокие результаты по заданиям №3, 5, 6, 7)
| Группа «созерцающих»
| Дети, которые проявляют интерес к эстетическим проявлениям в окружающей действительности, чувствуют красоту, эмоционально на нее откликаются (хорошие результаты по заданиям №1, 3, 5, 6, 7), при этом не всегда умеют «красиво» рисовать, не знают вилы и жанры искусства и т.п. (недостаточно высокие показатели по заданиям №2, 4)
| Группа «деятелей — мастеров — ремесленников»
| Дети, которые, как правило, с удовольствием рисуют, лепят, апплициру-ют (но в освоенной технике, освоенные образы), экспериментируют — манипулируют с нетрадиционными материалами (достаточно высокие
|
Окончание табл.
Название групп
| Характеристика групп
|
| показатели по заданию №4), но могут не замечать красоту в окружающем
мире
| Группа «творящих»
| Дети, стремящиеся к самовыражению впечатлений, эмоций, «нетипично» (по-своему) воспринимающие проявления красоты, стремящиеся экспериментировать в создании образа, смешивании изобразительных техник (высокие показатели по большинству заданий); при этом они могут недостаточно владеть каким-либо изобразительным инструментом, не знать жанров искусства
| Данные группы условны, и их выделение не является основанием для переучивания ребенка. Данные проявления могут быть связаны с индивидуальными особенностями детей и требовать построения индивидуально-дифференцированного маршрута. Анализируя распределение детей по данным группам, можно определить направления расширения их эстетического опыта и подобрать более эффективные методы и приемы. Наличие в группе большого числа детей-«творцов» показывает необходимость бережного отношения к их мнению, использование игр, упражнений, способствующих- дальнейшему развитию креативности. Большое число детей-«мастеров» определяет необходимость последовательного использования методов активизации воображения, отхода от шаблонов, стимуляции творческого экспериментирования; скорее всего, на первых этапах применение таких методов будет достаточно сложно для этих детей. При доминировании детей-«созерцателей» следует обратить внимание на стимулирование воплощения их впечатлений в продуктивной деятельности и для начала использовать совместные формы деятельности (коллективные творческие проекты), обсуждение способов создания изображения. Для детей—«рассуждающих» и «интересующихся» уместно более активное использование специальных игровых упражнений, обеспечивающих развитие их эстетических способностей (эмпатии, ассоциированию, умений выделять выразительность формы).
При этом наряду с разным эстетическим опытом основанием для построения индивидуального маршрута могут также являться различные показатели: пол ребенка, особенности сенсорного восприятия (ки-нестетики, аудиалы, визуалы), полушарная асимметрия, склонности в выборе средств и способов создания изображения («живописцы» и «графики»). Изучение последних трех оснований более глубоко может осуществлять специалист (психолог). Вместе с тем в ряде разработок представлены варианты игр и упражнений для построения индивидуальных
маршрутов с учетом данных оснований, особенностей восприятия <ау-диалы, визуалы, кинестетики), особенностей развития (для детей с трудностями в психическом развитии, с нормальным развитием и хорошими способностями, с проявлением одаренности).
В целом, проектируя процесс художественно-эстетического развития детей, следует учитывать следующие общие направления (и корректировать их согласно ранее представленным трем линиям, полученным на основе анализа диагностических результатов).
Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития
| Комментарии по проектированию данного
направления: возможные разделы содержания,
особенности методов и приемов
| Активизация проявлений эстетического отношения к окружающей действительности — провоцирование умений видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, предметном мире, быту, природе; проявление «эстетических деяний» (М.А.Лыкова)
| Ориентированность работы на становление у ребенка целостной «эстетический картины мира» (Р. М. Чумичева), становление эстетического отношения.
«Насыщение* педагогического процесса эстетическим началом: организации ситуаций, провоцирующих поиск прекрасного (красоты) в окружающем; активизация «эстетических деяний»; обогащение опыта совместного обсуждения эстетических проянлений и категорий, формирование и стимулирование использования детьми эстетических оценок
| Обогащение представлений об эстетических категориях; «искусствоведческих» представлений (о видах, жанрах искусства, средствах выразительности; некоторых изобразительных материалах, инструментах, изобразительных техниках) — как основания для активизации эстетического интереса у детей, рассуждений по поводу красоты, побудительного мотива к собственной творческой деятельности
| Интеграция данного содержания с другими содержательными направлениями. При выборе и уточнении содержания представлений ориентировка на «зону ближайшего развития» и субкультуру детей. Обогащение представлений и активизация их обобщения и применения в разнообразных ситуациях и создание ситуаций, в которых дети смогут восполнить (уточнить, расширить, освоить) новые представления.
Представление содержания в интересных, доступных и целесообразных формах: беседах, совместном рассматривании каталогов, творческих проектах и т. п.
| Развитие эстетического восприятия разнообразных объектов
| Обогащение опыта восприятия разнообразных эстетически привлекательных объектов (произведений искусства, предметов, объектов природы) за счет «эстетизации» среды и насыщения педагогического процесса ситуациями «любования красотой».
Обогащение опыта рассматривания высокохудожественных произведений, разных по стилям. жанрам, настроению; совместного обсуждения увиденного и прочувствованного.
|
Продолжение таш
Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития
| Комментарии по проектированию данного
направления: возможные разделы содержания,
особенности истодов и приемов
|
| Уместное и тактичное комментирование художественных образов, ориентировка на развитие) целостного восприятия образа, «прочувствование» произведения.
Использование возможностей музейной педагогики (экскурсий в музеи, галереи, на выставки)
| Развитие изобразительной деятельности: освоение способов и средств создания выразительного образа, опыта создания работы в различных материалах, изобразительных техниках («творческого экспериментирования*); приобретение опыта выражения внутреннего мира (впечатлений, эмоций, образов, ассоциаций), внутреннего личностного потенциала в продуктивной форме
| Активизация разнообразной продуктивной деятельности. прежде всего совместной со взрос-1 лым (проекты, творчество, дизайн помещения к празднику, костюмов к игре) и самостоятельной деятельности детей («продуктивные хобби»: вышивка, изготовление игрушек-чобиде, коллаж, коллекционирование эстетически привлекательных объектов, заполнение полуготовых фонов)
Соотношение обучения и творчества в процессе освоения способов создания изображения (провоцирование поиска ребенком создания изображения при умной и тактичной подсказке, которая может заключаться в проблемных вопросах, создании игровых образовательных ситуаций).
Варьирование тематики, используемых материалов и изобразительных техник с целью обогащении опыта "творческого экспериментирования^.
Активизации субъектных проявлений в процессе деятельности.
Стимулирование проявлений своего «Я» {внутреннего мира, ассоциаций, впечатлений, эмоций) н создаваемых образах за счет использования интересных тем для деятельности {«Я», «Радость*)
| Развитие эмоционально-эстетических и творческих способностей
| Иепольчованис различных игр, упражнений, направленных на развитие синестезии, умений воспринимать выразительность формы, создавать интересные образы, а также способствующих развитию креативности. Интеграция с другими содержательными направлениями (прежде всего «близкими*: музыкальным. литературным, игровым) и использование «синтеза искусства», интеграции видов художествен! гой деятельности. Организация экспериментирования с материалами, изобразительными техниками, в процессе
|
Окончание табл.
Направления в проектировании процесса художественно-эстетического развития
Создание адекватных целям и выявленным детским особенностям педагогических условий: — взаимодействие с родителями по данной проблеме и их более активное привлечение к процессу художественно-эстетического развития детей;
— корректировка планирования на основе «полстран вания» представленного в образовательной программе содержания под возможности и «зону ближайшего развития» детей, выбор более эффективных методов и приемов. форм детской деятельности;
— обогащение пред метно-развиваюшей среды с целью оптимизации использования ее развивающих возможностей в процессе эстетического развития дошкольников
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...
|
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...
|
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...
|
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...
|
Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...
Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...
Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...
|
Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...
Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...
Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....
|
|