Особенности методов и приемов
которого дети фантазируют, высказывают свои ассоциации. Активизация творческих проявлений детей за счет создания тнорческой атмосферы, признания права на собственное понимание ребенком художественного образа, проявления красоты, организации разнообразной творческой деятельности (творческих проектов, коллективных работ) Определение более приемлемых и реально необходимых форм работы с родителями (и их содержания). Индивидуально-дифференцированное взаимодействие с родителями, основанное на взаимоуважении, объединении усилий в целях решения общих задач и желании оптимизировать процесс художественно-эстетического развития ребенка. Использование интересных (и посильных) для современных родителей форм их участия в данном процессе (проекты: рисование по теме «Наше хобби», презентация фотографий семейных экскурсий, дизайн костюма к празднику, выполненный совместно с ребенком). Уточнение «содержательных» единиц, осваиваемых детьми, и продумывание линий их усложнения (при планировании данного процесса); выбор и отслеживание их эффективности, интересных форм, методов, средств работы с дошкольниками. Оценка и обогащение среды группы: продумывание способов оптимальной организации уголков, сменяемости материалов, подбор необходимых материалов — при обязательном включении детей в данный процесс (обсуждение способов расположения, посильное изготовление макетов, элементов декора) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ «КТО ЕСТЬ КТО» («ПОВАР, ВОЕННЫЙ, БАЛЕРИНА»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ «МАЛЮМА - ТЕКЕТЕ» О Глава 12. МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЙ ДЕТЬМИ ОБРЙЗОвПТЕЛЬНОЙ ОБЛЙСТИ «МУЗЫКИ» ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ МУЗЫКИ Предмет диагностики: процесс восприятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста. Задачи и методы педагогической диагностики представлены в содержании диагностик по возрастам. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДОВ ЖИЗНИ Примерная диагностическая программа включает в себя задачи, связанные с изучением: V особенностей звукового опыта ребенка; V своеобразия восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков; / специфики индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку. Наблюдение за проявлениями детей в экспериментальных ситуациях Цель — изучить особенности звукового опыта детей, выявить своеобразие отношения и восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков. (Под «немузыкальными» понимаются звуки различных предметов, явлений, голоса природы, зверей, птиц. Под «музыкальными» понимаются звуки, источником которых являются музыкальные инструменты.) Организация игры. Во время свободной деятельности детей в группе включают аудиокассету, содержащую различные звуки («Звуки природы», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Следует обратить внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение. Через некоторое время включают кассету с музыкальными произведениями для детей (П. Чайковский «Детский альбом», Р. Шуман «Альбом для юношества», С. Прокофьев «Детская музыка», И.-С. Бах «Шутка», оркестровая сюита си минор, С. Рахманинов «Музыкальный момент» ми бемоль минор, соч. 16, №2; А. Дворжак «Юмореска», И. Гайдн «Соната ре мажор», № 7). Следует наблюдать за реакцией детей. Если педагогу хорошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то можно поэкспериментировать, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодиями. Осуществить то же самое, только предварительно настроив детей на восприятие немузыкальных звуков и музыки. Результаты наблюдения лучше оформить в таблицу.
Обработка таблицы осуществляется в процессе сопоставления данных каждого ребенка по горизонтали: «+» — проявляет, узнает, отзывчив; «?» — реакции ребенка неоднозначные; «—» — не проявляет, не узнает, не отзывчив. При анализе таблицы следует обратить особое внимание на восприятие детьми звуков и музыкальных произведений в естественной обстановке, без подготовки. Серия следующих диагностических заданий осуществляется в игровой форме. Предлагается использовать игры «Угадай-ка», «Посидим, помолчим, послушаем», «Звучащий ларец», «Кукла спит — кукла пляшет», «Что за зверь?». Диагностическая игровая ситуация «Угадай-ка» Цель — изучение особенностей немузыкального звукового опыта детей третьего года жизни. Оборудование:листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночка с витаминами или горохом, баночка с любой крупой, медный кувшин или тазик, деревянные брусочки или любой деревянный предмет. Организация игры. Приготовленные предметы показывают детям заранее. Затем педагог прячет предметы или дети закрывают глаза (либо отворачиваются от стола, на котором расположены предметы). Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что звучит?» Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют о богатстве его звукового опыта. Диагностическая игровая ситуация «Посидим, помолчим, послушаем» Игру рекомендуется проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально с ребенком. В каком-либо помещении педагог располагается с детьми и предлагает им послушать тишину. Воспитатель также обращает внимание детей на то, чтобы они постарались запомнить звуки, которые услышат, сидя в тишине. Через некоторое время детям задаются вопросы: «Что вы услышали? Какие предметы так звучат?» Обратите внимание на способность ребенка слушать и интерпретировать звуки, его подготовленность к процессу восприятия. Диагностическая игровая ситуация «Угадай, на чем играет кукла Катя» Цель — изучение особенностей музыкального звукового опыта детей. Рекомендуемые музыкальные инструменты:колокольчик, дудочка, Организация игры. Ребенку предлагается послушать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и потом выбрать звучащий инструмент, «на котором играла кукла Катя». Диагностическая игровая ситуация «Звучащий ларец» Цель — изучение особенностей детского музыкального звукового опыта. Рекомендуемые музыкальные инструменты:колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки, ларец. Организация игры. Детям заранее демонстрируют музыкальные инструменты. Затем завуалированно педагог извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучи (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительный комплект на столе перед «звучащим ларцом»). Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруднений, какие музыкальные инструменты хорошо знакомы дошкольникам, а какие не знакомы. Диагностическая игровая ситуация «Кукла спит — кукла пляшет» Цель — выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку. Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) в аудиозаписи: ^ «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой; ^ «Колыбельная», муз. В. Агафонникова. После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет). Для детей младшего дошкольного возраста музыкальный репертуар может быть расширен. Рекомендуются произведения: V «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко; ^ «Дождик», русская народная песня в обработке Т. Попатенко; ^ «На парад идем», муз. Ю. Слонова; ^ «Праздничная», муз. Т. Попатенко. Детям предлагаются следующие игровые действия: кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник. Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются: ^ эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания); ^ сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями; ^ внимание и сосредоточенность; ^ появление вокализации, голосовых реакций; ^ адекватность игрового действия музыкальному произведению. Диагностическая игровая ситуация «Что за зверь?» Цель — изучить особенности восприятия детьми низкого и высокого звучания музыки. Организация игры (первый вариант). После звучания музыки ребенку предлагается выбрать игрушку, которой подходит музыка высокого или низкого звучания (мишку или зайку). Рекомендуются произведения: ^ «Зайка», русская народная мелодия, обраб. А. Александрова; ^ «Мишка», муз. Е. Тиличеевой. Организация игры (второй вариант). Детям предлагается прослушать фрагмент мелодии «Собачка» М Раухвергера в фортепианном исполнении, в высоком и низком регистрах (возможно использовать аудиозапись). Затем педагог просит детей выбрать соответственно большую или маленькую собачку: «Ребятки, какая собачка лает — маленькая или большая?» Учитывая особенности восприятия и мышления детей данного возраста, приготовьте игрушки или плоскостные изображения собачек, фланелеграф. Результаты данной диагностики рекомендуется дополнить результатами диагностики родителей. Примерные вопросы для анкеты: Как часто в вашем доме звучит музыка? Какие именно произведения звучат? Охотно ли ваш ребенок реагирует на музыку? Каким образом чаше всего ваш ребенок воспринимает музыку (пританцовывает, пытается подпевать, внимательно слушает и т.п.)? Знаете ли вы музыкальные предпочтения вашего ребенка? Часто ли ребенок выражает желание послушать музыку? Слушаете ли вы с ребенком детскую музыку? Вы поете (танцуете) с ребенком? Обобщив диагностические результаты, вы получите необходимую информацию об особенностях музыкального восприятия своих воспитанников. Исходя именно из этих особенностей следует определить круг задач, которые необходимо решать, музыкально развивая ребенка, и выбрать возможные средства их решения, доступные воспитателю детей раннего возраста. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Цель диагностики — изучить особенности восприятия музыки детьми третьего года жизни. Задачи диагностики: 1. Изучить особенности проявления интереса к музыке у детей 2. Выявить особенности музыкального развития детей третьего года 1 направление диагностики:изучить особенности проявления интереса к музыке у детей третьего года жизни.
|