Студопедия — Диагностическое задание №3
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диагностическое задание №3






Цель — изучение особенностей восприятия детьми музыкальных произведений и умений отражать впечатления через интеграцию ви­зуальных и слуховых впечатлений.

Ход диагностики. Методика заключается в выборе детьми из ряда цветовых стимулов-карточек (9 основных цветов спектра), предъявля­емых в процессе восприятия музыкальных фрагментов, цветового ин­дикатора эмоционального состояния, соответствующего характеру за­данного для прослушивания музыкального фрагмента.

Детям в процессе прослушивания небольшого отрывка из музы­кального произведения П.И.Чайковского («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») предлагается выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача для


ребенка — посредством возникающего эмоционального отношения восстановить структуру отображения, то есть с помощью эмоциональ­ного кода воссоздать цветовой образ музыкальной композиции.

Единовременное воздействие активизирует процесс согласования информации различных сенсорных каналов, то есть позволяет ребенку выбрать из предложенного ряда цветовой стимул, наиболее соответст­вующий эмоциональному переживанию, возникшему в процессе му­зыкального восприятия.

Посредством введения цветовой символики изучается эмоциональ­ная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Результаты диагностики соотносятся с одним из типов художествен­ного восприятия музыки ребенком старшего дошкольного возраста.

Дети-фантазеры. Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения проявляется в большом количестве мимических, двига­тельных реакций, проявлении интереса к ритмическому рисунку, бы­строй смене темпо-ритма. Для таких детей в значительной степени характерна эмоциональная активность в процессе слушания музыки — сопереживание проявляется очень бурно, выражены адекватные эмо­циональные реакции. Ребенок понимает и по-своему интерпретирует содержание музыкального произведения, которое для него более зна­чимо, представляет свои сюжеты, его захватывает процесс его интер­претации, то есть придумывания своего содержания к отрывку. Инте­рес ребенка к процессу слушания музыкального произведения ситуа­тивен, обусловлен близостью содержания к игровым интересам ребенка. У таких детей развито воображение, фантазия. Поэтому они в значительной степени сензитивны к бисенсорному воздействию. Од­нако само музыкальное произведение, его средства выразительности занимают второстепенное место. Тем не менее именно через понима­ние средств музыкальной выразительности ребенок строит свое игро­вое содержание. Такие дети обладают достаточным запасом знаний о музыке и музыкальных средствах выразительности, но его объяснение носит субъективный, авторский характер.

Дети-мечтатели отличаются высокой восприимчивостью и чуткос­тью в проявлении эмоциональной отзывчивости на музыкальное произ­ведение. Характерны устойчивость сосредоточения и его длительное со­хранение. Ребенок слушает внимательно, почти отключается от внешних раздражителей. Ребенок познает музыкальное произведение как своеоб­разный, поэтичный мир, что доставляет ему удовольствие. Ребенок не пытается вникнуть в содержание или различить средства музыкальной выразительности. Для него ценно и значимо музыкальное произведение


в целостности, в единстве всех компонентов. Ребенок не проявляет эмо­циональной активности в процессе слушания, эмоциональные реакции бедные. Ребенок точно отражает эмоциональный настрой произведения через слово (подбор эпитетов). Иногда затрудняется с ответом, так как не точно понимает содержание слова и тонкости лексических значений. Часто использует сравнения. Средства выразительности почти не диффе­ренцируются. Уровень знаний в области музыки незначителен. У ребен­ка не развито дифференцированное восприятие музыкального произве­дения. Имеет свои музыкальные предпочтения. Бисенсорное воздейст­вие продуктивно и индивидуализировано.

Дети-рационализаторы. Для детей данной группы характерен ин­терес к музыкальным произведениям, проявляющийся в условиях под­крепления слуховых зрительными или другими впечатлениями. Дети склонны опираться на известные образы, сравнивать с известными мелодиями. Ассоциативный ряд проявляется во взаимосвязи с явле­ниями общественной жизни: «Я уже слышал это по телевизору» и т. п. Музыкальное произведение привлекательно с точки зрения известнос­ти, «знакомости», распространенности. Дети данной группы стараются средства музыкальной выразительности логизировать, пошагово объ­яснить, прокомментировать. Воображение развито слабо. Эмоцио­нальная активность проявляется в случае, если произведение знакомо, при многократном повторе. Устойчивость и сосредоточенность в про­цессе художественного восприятия выражены слабо. Внешние прояв­ления эмоциональных реакций чаще всего проявляются по инициати­ве взрослого. Настроение музыкального произведения понимается, но в значительной степени с опорой на содержание. Знания в области музыки поверхностны, ситуативны. Отражение музыкальных впечат­лений через интеграцию слуховых и зрительных впечатлений затруд­нено, впечатления выражаются часто через графический образ. Основ­ная особенность данной группы детей — стремление к логической интерпретации музыкального произведения.

Дети-потребители отличаются поверхностностью в восприятии музыки. Поведение и эмоциональные реакции неустойчивы, в значи­тельной степени ситуативны. Для ребенка затруднено зрительное со­средоточение при восприятии музыкального произведения. Эмоцио­нальные реакции, мимические и двигательные реакции неосознанны, наблюдается их частая смена, не всегда адекватная передаваемому настроению в музыкальном отрывке. Ребенок часто отвлекается, од­нако включение музыкальных произведений в повседневные режим­ные моменты способствует проявлению организованности, собран-


ности, стимулирует деятельность. Эмоциональное настроение (через слово-эпитет) легче воспринимается через контрастные эпитеты. При этом часто дети стремятся угадать, ориентируясь на реакцию экспе­риментатора. Дети-потребители плохо ориентируются в средствах му­зыкальной выразительности, не проявляют интереса. Ценностное от­ношение к музыкальным произведениям не сформировано.

В результате использования вышеназванных диагностик воспри­ятия музыки детьми раннего и дошкольного возраста определяются особенности и уровень восприятия — первой ступени музыкально-ху­дожественной деятельности ребенка-дошкольника. Изучив специфику процесса восприятия музыки детьми, музыкальному руководителю, воспитателю станут очевидны возможные педагогические стратегии и тактики развития музыкальности ребенка, его музыкальных способ­ностей, музыкальной культуры и эрудиции не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни воспитанника.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 191. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия