Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Диагностические ситуации





Ситуация «Узнай и назови»

Ход ситуации. Игровой персонаж объясняет ребенку, что все кас­сеты с музыкальными записями перепутались. Предлагается на слух узнать музыкальное произведение или его фрагмент.

Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных за­нятий старшей группы: ^ П. Чайковский «Осенняя песнь»;

^ Н. Римский-Корсаков «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»); ^ М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выс­тавки»); ^ Д. Кабалевский «Клоуны»; ^ Р. Шуман «Сельский праздник».

Дополнительный музыкальный материал: ^ В. Калинников «Грустная песенка»; ^ И.-С. Бах «Шутка».

Ситуация «Выставка портретов известных композиторов» Ход ситуации. Игровой персонаж объясняет ребенку, что готовит выставку, но не знает, как разместить таблички под портретами композиторов. Предлагается узнать портреты композиторов: Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, В.-А. Моцарта, М.Мусорг­ского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Р. Шумана.

Критерии определения музыкальной эрудиции ребенка: ^ познавательный интерес, общее отношение к музыке, к теме бе­седы; ^ знание композиторов, их музыкальных произведений; V умение узнавать на слух ранее слышанные музыкальные произве­дения; ^ знание различных музыкальных инструментов, умение узнавать их

по звучанию; ^ знание особенностей исполнения музыки (вокальное и инструмен­тальное исполнение; сольное/ хоровое пение, инструментальное / оркестровое исполнение); •/ наличие представлений о жанрах музыки.

В соответствии с критериями возможно выделение 4 групп детей. Первая группа. Познавательный интерес, увлеченность темой бе­седы, положительное отношение к музыке у детей не выражены. Отсутствуют знания о композиторах, их музыке, а также умение на слух узнавать ранее слышанные музыкальные произведения.


Редко узнают по звучанию музыкальные инструменты, путают жгм совсем не могут вспомнить их названия, не всегда узнают по ,:*:- Сражению. Отсутствуют представления о существовании сольно-: и хорового исполнения музыки, инструментального и оркестровсгс о различных жанрах музыки.

Вторая группа. Дети иногда проявляют интерес к знакомст­ву со сведениями о музыке, к беседе о музыке. Отсутствует устой­чивое положительное отношение к данному виду искусства. Име­ют представление о том, кто такой композитор, знают одного ком­позитора, но знание музыкальных произведений, написанных им. отсутствует. Узнают на слух очень ограниченное количество ра­нее слышанных музыкальных произведений (не более одного-двух из шести), узнают по звучанию несколько музыкальных инстру­ментов, но называют их не всегда правильно и нередко путают на картинках. Наличествуют представления об особенностях исполне­ния музыки (сольное/ хоровое и инструментальное/оркестровое), но эти представления поверхностны, неглубоки. Дети знают об одном-двух жанрах музыки, но само понятие им, как правило, незнакомо.

Третья группа. Дети проявляют интерес к знакомству с дан­ным видом искусства, к теме беседы. Есть знания о деятельно­сти композитора. Могут узнать и назвать несколько имен выда­ющихся композиторов, узнают на слух три-четыре музыкальных произведения, слышанных ранее. Определяют по звучанию боль­шинство из предложенных музыкальных инструментов, правиль­но называют их и находят на картинке. Знают об основных осо­бенностях исполнения музыки, имеют представление о том, что такое жанр музыки, знают несколько жанров, могут рассказать о них.

Четвертая группа. Дети имеют ярко выраженный познаватель­ный интерес к музыке, проявляют заинтересованность в беседе на тему музыки. Имеют устойчивые знания о деятельности компози­тора, называют большое количество имен выдающихся композито­ров, узнают на слух все предложенные музыкальные произведения, с которыми знакомились ранее. Определяют по звучанию предло­женные музыкальные инструменты, могут их назвать и правильно показать на картинках. Хорошо знают особенности исполнения музыки (в сольном и хоровом, инструментальном и оркестровом исполнении), знают основные жанры музыки, знакомы с самим понятием «жанр музыки».


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аспект диагностики Методы диагностики
Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку Игровые задания: — «Выбери музыку» (Л. В. Школяр); — «Музыкальная поиграй-ка»; — «Хочу дослушать»
Диагностика темп о-метрического слуха Игры-тесты: — тест-игра «Ладошки»; — воспроизводящий тест; —- воспринимающий тест
Диагностика звуковысотного (ладово-регистро-вого мелодического и гармонического) слуха Игровые задания: — «Кот и котенок»; — «Куда идет мелодия?»; — гармоническая загадка
Диагностика тембрового слуха Игровое задание «Тембровые прятки»
Диагностика динамического слуха Игровое задание «Громко — тихо»
Диагностика чувства музыкальной формы Игровое задание «Незавершенная мелодия»

Диагностическое задание «Выбери музыку»

(методика Л. В. Школяр)

Цель — выявление способности к сравнительной рефлексии эмо­ционально-смыслового содержания музыкальных произведений.

Стимульныи материал:предъявляются пять серий заданий, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений, созвучных по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамика звучания, ре-гистрово-тембровые средства выразительности).

1 серия: А.Лядов Прелюдия с1-то11; П.Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

2 серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

3 серия: П. Чайковский «Баркарола»; Ф. Шопен Ноктюрн Ь-то11; Ф. Шопен Ноктюрн Г-тоИ;

4 серия: Л.-В. Бетховен «Соната №14» (финал); Л.-В. Бетховен «Аппассионата» (финал); Ф. Шопен «Экспромт-фантазия»;

5 серия: А. Хачатурян «Лядо серьезно заболел»; С. Прокофьев «Рас­каяние»; А. Хачатурян «Траурное шествие».


Ход диагностики. Педагог: «Послушай и определи, какие два из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отли­чается от них. Попробуй определить, чем оно отличается от других».







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 250. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия