Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характерные проявления ребенка-слушателя





 

Показатели Варианты детских реакций, поведения
Интерес к слушанию музыки Просит родителей и воспитателя включить музыку, самостоятельно включает магнитофон, чтобы послушать ее. На музыкальных занятиях больше всего предпочитает слушать музык&чьные произведения, охотно рассуждает о них
Эмоциональность и активность воспри­ятия музыки Сосредоточивается на музыкальном произведении, погружается в него, зачарованно слушает или привлекает мимику, движение и слово в процессе его звучания, пытается прокомментировать услышанное. Живо реагирует на музыку, естественен и искренен в своих реакциях: в процессе слушания может засмеяться или заплакать, расстроиться, адекватно отреагировав на музыкальный образ, кульминационные моменты музыкального произведения. Яркость эмоционального сопереживания проявляется внешне или в процессе беседы с ребенком
Вчувствование в му­зыкальное произве­дение, сопережива­ние, сочувствие му­зыкальному образу Восприимчивость и чувствительность ребенка всегда выражается внешне (обратите внимание на позу, мимику, движения дошкольника, особенно восклицания и комментарии по ходу восприятия музыки и после). В процессе слушания ребенок может вскакивать, делиться своими впечатлениями о том, что он услышал, представил. «Это мальчик на лошадке скачет, ему весело, хорошо!* — восклицает ребенок. «Это горе, беда случилась, кому-то очень плохо, грустно, может быть, кто-то болеет... или кто-то один, никто с ним не дружит»,— замечает расстроенно девочка: впечатления еще долго остаются с ребенком после слушания музыки, он продолжает обращаться к ним, делиться ими

Окончание табл.

 

Показатели Варианты детских реакций, поведения
Впечатления о музы­ке, суждения о ней и ее эстетические оценки Рассуждения ребенка адекватны музыкальному образу, суждения всегда развернутые, глубокие, интересные, оригинальные и при этом простые. Часто ребенок сам является инициатором разговоров о музыкальном про­изведении, руководствуется в них эстетическими категориями: «Красивая музыка, нежная, плавная, как будто околдовывает, ласкает, успокаива­ет...», «Музыка прекрасная, хочется быть добрым, веселым, радостным», «Музыка рассказала о том, что нельзя быть злым, нельзя огорчать других, особенно маму». Ребенок практически всегда может объяснить свои реакции
Идентификация с музыкальным обра­зом, замыслом музы­кального произпеле-ния Богатство музыкальных впечатлений позволяет ребенку-слушателю легко соотносить новые музыкальные впечатления с собственным жизненным опытом и опытом других людей. Ребенок склонен к рефлексии на содержании музыки: «Я тоже болел, и мне было так же плохо и тяжело, как этой кукле, но мне помогла мамочка. А кто поможет кукле?», «У меня весной такое же настроение — солнечное, и у композитора весна солнечная», «Я чувствую радость, мне купили новую машинку, и мальчику из музыки тоже, наверное, что-то купили, он доволен, смеется. Может быть, еще он в цирк ходил, мне тоже в цирке было весело»
Тнорчсство В процессе восприятия и после восприятия музыки ребенок выражает свои впечатления в слове, игре, рисунке, мимической, пантомимической импровизациях и др. Сам процесс слушания музыки побуждает ребенка к творчеству, созданию чего-то интересного, нового, ребенок после слу­шания музыки начинает рисовать, сочинять рассказы, переносит услы­шанное музыкальное содержание в игру. Интерпретация музыкальных образов разными выразительными средствами отличается оригинально­стью, новизной, в чем-то парадоксальностью (не похожие друг на друга невылупившиеся птениы, Баба Яга добрая и злая, разнообразие гномов и т.д.)

Ниже представлен образец фиксации результатов наблюдения в виде монографического портрета ребенка.

Мина (6 лет)

Подвижный, активный, яркий, выразительный ребенок. Проявляет интерес к детям и взрослым, всегда интересуется, как себя чувствуют подружка, воспитатель, чем помочь, где кто побывал в выходные, что видел. С удовольствием рассказывает сама о своих впечатлениях. Рас­сказы живые, интересные, аналитического и повествовательного плана. Больше всего девочка любит слушать музыку, огорчается, когда музыка не звучит в группе или дома. У нее есть любимые произведения: «Шутка» И.-С. Баха, «Времена года» А.Вивальди (особенно «Лето» и «Зима»), детские песенки и, конечно же, современный популярный ре­пертуар.


Очень любит «обсуждать музыку» (цитата из Алины). Привлекает к этому родителей, воспитателя и своих сверстников. Когда музыка звучит, эмоциональность ребенка проявляется в полной мере. Если это веселое, энергичное произведение, то ребенок покачивается, двигает но­гами в такт, на лице улыбка, глаза выразительные. Медленные произве­дения, содержащие грусть, печаль, вызывают у Алины плавные движения рук, тоскливые глазки и сосредоточенность в кульминационные моменты.

После звучания музыки ребенок некоторое время пребывает в задум­чивости, затем активно вступает в диалог, эмоционально высказывает­ся о музыке, просто и точно характеризует музыкальные образы, соот­носит их с личным опытом переживаний, событиями жизни, поступка­ми, действиями и настроениями людей. Пример восприятия музыки Э. Грига «Шествие гномов»: в процессе звучания музыки ребенок сосредо­точен, по ходу нарастания и ускорения темпа мелодии у ребенка возрас­тает удивление на лице, Алина вскакивает и восклицает: «Ух ты, это же они идутсначала медленно, а теперь быстро... Они идут друг за другом, вот так» (следует экспрессивный показ). И снова сосредоточе­ние, погружение в музыку. С последними аккордами ребенок задумчиво произносит: «Интересно, а куда они все-таки идут?» В ходе обсуждения ребенок начинает фантазировать: «Мне кажется, что эти гномы не добрые, но и не злые, музыка так подсказала мне. Они какие-то одино­кие, что ли... Они нашли золото, теперь несут его в пещеру прятать или делить, а может быть, будут колдовать. Гномы рады, но все-таки тревожно как-то. Идут они тяжело, друг за другомможет быть, устали? У меня так было, и мама была рядом, и папа принес мне моро­женого, но было как-то не по себе, настроение такое... что-то не так, одиноко...»

Девочка неоднократно возвращается к музыкальным впечатлениям, воспроизводит эмоции, которые вызвала музыка, делится открытиями со взрослыми и сверстниками: «А давайте еще послушаем музыку, инте­ресно ведь, что-нибудь еще узнаем про гномов...»

«Алиночка, а если бы ты оказалась среди гномов, что бы ты дела­ла?» — спрашивает педагог. «Я хочу еще послушать музыку»,отвеча­ет ребенок. И в ходе слушания, и после сочиняет великолепный рассказ, в котором переплетаются события жизни ребенка и героев музыкального произведения.

«Люблю слушать музыку, когда она звучит, она рассказывает про все-все», — искренне отвечает ребенок на вопрос воспитателя о пред­почитаемой музыкальной деятельности. Дома ребенок проявляет себя так же, просит родителей включить музыку, адекватно реагирует на

5Ь*


характер произведения, расспрашивает родителей о музыке, делится своими впечатлениями. Любит совершать разнообразные открытия в области чувств и переживаний.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 224. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия