Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку.
Низкий уровень — 0—5 баллов. Средний уровень — 6—10 баллов. Высокий уровень — П —15 баллов. Диагностическая ситуация «Музыкальная поиграй-ка» Цель — выявить степень выраженности потребности ребенка в музыкальных видах деятельности. Стимульный материал:различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные. В разных секторах комнаты представлены три класса предметов: — музыкальные, металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки); — изобразительные: карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.; — спортивные', скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т. п. Ход диагностики. Диагностика проводится в 4 этапа. 1 этап. Педагог-исследователь предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и что ребенок сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдал предпочтение. Если его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если ребенка первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов — 0 баллов. 2 этап. Ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним инструментом (+ 1 балл); пробное музицирование на нескольких инструментах (+ 2 балла); увлеченное и продолжительное музицирование на одном-двух инструментах (+ 3 балла). 3 этап. Процедура исследования усложняется введением «сбивающего фактора». Исследователь появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который ребенок самостоятельно избрал. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносятся еще 4 балла. 4 этап. Исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой). Если и в этой ситуации отвлечения в течение 30—60 секунд ребенок не подходит с заинтересованным видом к педагогу, в протокол заносятся еще 5 баллов. Уровень мотивационной готовности. Низкий уровень — 0—4 балла. Средний уровень — 5—9 баллов. Высокий уровень — 10—16 баллов. Диагностическая ситуация «Хочу дослушать» Данный метод предполагает естественную ситуацию слушания музыки на занятии. Музыкальный руководитель намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте звучания. Ситуация незавершен- ности музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой моти-вационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой (исполняемой) музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации исследователь обращается к детям с вопросом: «Будем ли дослушивать (доигрывать) музыку до конца, или достаточно того, что уже прозвучало?» Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности: ^ проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность и развитие у ребенка интереса к музыкальной деятельности; ^ индифферентное или отрицательное отношение (отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация и отсутствие интереса к музыкальной деятельности. Тест-игра «Ладошки» Цель — выявление уровня сформированности метроритмической способности. Стимульный материал:русская народная песня «Во поле березка стояла»; М. Карасев «Елочка»; Детская песня «Петушок». Задание для детей:«Сейчас мы споем песенку и прохлопаем ее в ладоши. А затем „спрячем" голос и „споем" одними ладошками». Интерпретация данных: ^ точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов — высокий уровень (3 балла); ^ воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропеванис шепотом) — средний уровень (2 балла); ^ адекватное метрическое исполнение с пением 4—5 тактов — слабый уровень (1 балл); •/ неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса — низкий уровень (0 баллов).
|