Студопедия — Характерные проявления ребенка-исполнителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Характерные проявления ребенка-исполнителя






 

Показатели Варианты детских реакций, поведения
Общие исполнительские умения
Художественно-эмоцио­нальное восприятие му­зыкального образа Ребенок эмоционально, часто очень бурно реагирует на характер му­зыки. Иногда уже во время звучания музыки начинает придумывать и показывать какие-либо движения. Если звучит песня, то пытается подпевать, еще не зная слов. Несмотря на внешнюю непоседливость, слушает музыку внимательно
Понимание (декодиро­вание) музыкального об­раза Ребенок вслушивается в характер музыки, сопереживает. Эмоцио­нальные реакции на характер музыкального произведения адекватны. Может выражать сильные эмоции по поводу услышанной музыки, делиться эмоциональным впечатлением с другими детьми. Достаточ­но тонко чувствует эмоциональную окрашенность музыкального образа
Деятельностное выраже­ние эмоционального от­ношения к музыкально­му образу Ребенок активно стремится перейти к исполнению услышанного. Часто не дожидается показа педагога, сам пытается найти средства выразительности. Обсуждает предстоящие действия с другими детьми. Чувствует себя уверенно, настроен на успешность исполнительства
Интерпретация и созда­ние музыкальных обра­зов в разных видах музы­кальной деятельности В поведении ребенка сочетаются стремление следовать указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою. Может пользоваться палитрой средств музыкальной выразительности. Продумывает, какими наиболее яркими, индивидуальными чертами показать музыкальный образ, чтобы он был понятен другим детям или зрителям
Специальные исполнительские умения
Выраженная продуктив­ная успешность: — в пении; — в музыкально-ритми­ ческих движениях; — в игре на детских му­ зыкальных инструментах Ребенок явно тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности. Имеет хорошо развитые музыкальные способности. Демонстрирует высокие показатели в развитии либо певческих, либо танцевальных, либо инструментальных умений

Образец составления монографического портрета ребенка-испол­нителя представлен ниже.

Игра на детских музыкальных инструментах Сережа С. (5,5 лет)

Сережалидер в группе. Мальчик с хорошо развитым интеллектом, эмоционально открытый. Любит предлагать интересные дела товари-


щам: построить плотину во время игры, на прогулке рассмотреть следы на снегу. Любит помогать на занятиях другим детям, если у них что-то не получается. Сереже нравится, когда воспитатель просит его научить кого-то. Любит классическую музыку«Детский альбом» П. Чайков­ского, «Прогулку», «Летя и волк» С. Прокофьева. В музыкальном уголке часто слушает аудиозаписи симфонического оркестра.

По словам воспитателя, интерес к музыкальным инструментам ребенок проявил в двухлетнем возрасте. Хорошо знает все инструменты детского оркестра. Любит играть на металлофоне. Может не только исполнять знакомые мелодии, но и импровизировать. Подобрал на металлофоне «Анд­рей-воробей». С трудом уходит с занятий оркестром: «Я еще не наигрался на металлофоне, мне так хочется поиграть на нем! Вот послушайте».

Может помочь другим детям. Ваня У. и Юра Л. долго не могли до­говориться, какую мелодию они будут играть, выхватывали друг у друга палочки для игры на барабане. Сережа долгое время наблюдал за ними, потом предложил исполнить песню «Бравые солдаты». Хорошо устанав­ливает ассоциативные связи: «Мышка бегает быстрокак треугольник играет, медведь тяжелый, сильный — как по барабану ударяет». Пони­мает, что оркестр может играть хорошо и плохо. Делает вывод: «Вот так мы играем на металлофонах. У нас плохо получается. Надо партии учить». Нравится играть в ансамбле. Берет на себя роль лидера: «Мы с Никитой играем на металлофоне, у нас первая партия».

Характерные проявления ребенка-сочинителя

 

Критерии детского творчества Варианты детских проявлений, реакций, поведения
Интерес к сочини­тельству, творчеству Ребенок постоянно что-то сочиняет, изобретает, придумывает, концент­рируется на творческих, созидательных задачах, поглощен самим процес­сом, что всегда проявляется внешне и имеет яркую эмоциональную вы­раженность. Он постоянно что-то напевает, болтает, комбинирует извест­ные движения в новый танец, подбирает на детских музыкальных инстру­ментах знакомые мелодии и пытается импровизировать, создает новые мелодии
Направленность мо­тивов художествен­ной деятельности на ее результат (относи­тельно новый про­дукт) Помимо интереса к самому творческому процессу, огромный интерес у ребенка вызывает его результат: он всегда знает, что получится в конце творческого акта (новый музыкальный образ, новая мелодия или песенка, новый танец и т.д.), и с легкостью готов рассказать об этом. Еще на этапе рождения замысла у дошкольника появляются представления об окончательном продукте, ребенок как будто бы дирижирует творческим процессом. Целостность, последовательность действий в достижении цели отличает ребенка-сочинителя. Также он с удовольствием включается в художественную деятельность других детей, рассуждая вслух: «Если бы добавить этому птенцу скорлупку — как будто юбочку, а сверху

Окончание табл.

 

Критерии детского творчества Варианты детских проявлений, реакций, поведения
  скорлупку — как будто шапочку, то получится настоящий танцовщик из музыки» (о воплощенном в рисунке музыкальном образе «Балета невылупившихся птенцов» М.Мусоргского) или «Ты играй на металлофоне, а здесь необходимо ударить в барабан, тогда получится красивый марш» и т.д.
Качество способов творческих действий Ребенок-сочинитель прекрасно ачадест умениями передавать музыкальный образ средствами художественной выразительности и особыми средствами музыкальной выразительности, адекватно использует их в передаче образа. Он самостоятельно готов изменять, дополнять, комбинировать известные элементы, применять умения в новых условиях, новых ситуациях, предлагать новые варианты решения типовых задач. В совокупности характер умений формирует индивидуальный почерк творческого воплощения дошкольника, который всегда проявляется в художественной деятельности: рисунки, аппликация, лепка, танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, пение, игры такого ребенка всегда ярко отличаются от результатов художественной деятельности других детей
Качество продукции Продукцию детей-сочинителей всегда отличают: субъективная новизна продукта, которая заключается в открытии нового для себя ребенком о мире и о себе (не знал до творческого акта, а теперь знает, имеет представление; никогда не сочинял песенки на знакомые детские стихи, а теперь делает это прекрасно, порождая новые песенки для своих друзей и т.п.), элементарность, простота, неповторимость, разнообразие и изобразительность созданного продукта
Импровизация Наблюдается непосредственность детских творческих высказываний и действий ребенка; демонстрация виртуозной легкости аюдения умениями; импульсивность внезапного творческого озарения в звуках, звуковых экспромтах и сразу в законченном виде

Рассмотрим пример описания позиции «ребенок-сочинитель» по результатам педагогической диагностики.

Даша Л. (6 лет)

Больше всего девочка любит создавать художественные образы в рисунках и музыке. Эти виды художественной деятельности тесно вза­имосвязаны в личном опыте ребенка, несмотря на разницу средств вы­разительности. Созданный на бумаге образ ребенок пытается самосто­ятельно оживить с помощью мелодии или песенки, которая рождается в результате голосовой звуковой импровизации или в комбинировании знакомых песенок в одну, например запев из одной песни, куплет из другой, а припев из третьей, но в целом получается гармоничное закон­ченное вокальное произведение, очень интересное. Качество создаваемого


продукта высокое, наблюдается соответствие художественного образа в рисунке и художественно-музыкального образа.

Даша с удовольствием принимает участие в создании оригинальных мелодических фраз и песенок на предлагаемые музыкальным педагогом тексты. В самостоятельной деятельности наблюдалась попытка созда­ния музыкальной арии Госпожи Метелицы из одноименной сказки, которой были увлечены дети на протяжении долгого времени, готовясь к ее поста­новке. Необходимо отметить, что девочка точно знала, какой образ она хочет создать и как это выразить с помощью музыки и движения.

Ребенка привлекают музыкальные игры, очень часто она становится их организатором в самостоятельной детской деятельности: свободно придумывает музыкальные образы и сюжетные ходы, подбирает необхо­димые атрибуты, импровизирует в их использовании в игровом процессе.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

Глава 1. Мониторинг в детском саду........................................................ 5

Глава 2. Мониторинг качеств развития ребенка. Портрет выпускни­
ка детского сада......................................................................... 19

Глава 3. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Физическая культура»............................................................ 47

Глава 4. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Здоровье»................................................................................. 89

Глава 5. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Безопасность»........................................................................ 121

Глава 6. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Социализация»...................................................................... 126

Глава 7. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Труд»........................................................................................ 296

Глава 8. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Познание».............................................................................. 310

Глава 9. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Коммуникация»..................................................................... 371

Глава 10. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Чтение художественной литературы»................................ 442

Глава 11. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Художественное творчество».............................................. 478

Глава 12. Мониторинг освоения детьми образовательной области

«Музыка»................................................................................. 532







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия