Студопедия — ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА






Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей худо-


жественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает со­отнесение поставленных целей выбранной программы с возможностя­ми детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики:выявление особенностей художественно-эстети­ческого развития дошкольников (на материале освоения изобразитель­ного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявле­ния эстетического отношения у детей дошкольного возраста.

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению ориен­тированы на обеспечение условий становления эстетического отноше­ния у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его струк­туры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образователь­ных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компо­нента:

^ эмоциональный — эстетические эмоции, чувства, состояния, обес­печивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира; ^ гносеологический — складывающийся на основе эстетического вос­приятия, эстетических суждений и представлений и обеспечиваю­щий эстетическое познание; V аксиологический — включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы, составляющий основу эстетических ценностей и опреде­ляющий формирование эстетических мотивов, потребностей; ^ деятельностный — «эстетические деяния» (Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова), своего рода «проявление в действии». Данный подход может определять основные направления постро­ения диагностики, ее критерии, группы и уровни. При этом художе­ственно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоста­вительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий дан­ного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического от­ношения к действительности, а также на идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрирование тракто­вать данные по «родственным» направлениям — во взаимосвязи освоения


разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, иг­рового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театра­лизованными играми). На данный момент развития научных исследо­ваний представляется сложным (и ненужным!) подобрать «универсаль­ное задание», которое позволит выделить уровень формирования эсте­тического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей — во многом конкретностью осваиваемых пред­ставлений, начальным этапом освоения способов создания изображе­ния). Выводы относительно сформированности эстетического отноше­ния целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изу­чения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии ис­пользования сопоставимых показателей (например, проявление само­стоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведения в процес­се конструирования и рисования). При этом наряду с результатами за­даний и тестов на первый план выступают «говорящие мелочи», кото­рые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюде­ния за детьми: замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающие предметах, как реагирует на эстетические про­явления, есть ли эстетические предпочтения и др.

В исследованиях Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, И. А. Лыковой, Н. П. Сакулиной, Р. М. Чумичевой, Е. М.Торшиловой, Е. А. Флериной и других представлены интересные диагностические за­дания, показатели и уровни художественно-эстетического развития де­тей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлени­ям, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изу­чить эстетический опыт дошкольников разных возрастов.

Представленные далее диагностические задания являются возмож­ным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследова­ния детского опыта и построения педагогического процесса. В зави­симости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также от особенностей детей группы возможны их уточнение, допол­нение, использование в сочетании с другими диагностическими мето­диками.

Обоснование выбора диагностических заданий. В проведении диа­гностики учитывают ряд моментов.


На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспе­чивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искус­ством и развитие собственно изобразительной деятельности детей.

В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразитель­ной деятельности. Однако в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений.

Учитывая особенности возраста — «деятельностное» освоение мира дошкольниками, — в осуществлении своеобразной экспресс-диа­гностики следует прежде всего особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

В выборе критериев и формулировании описаний уровней художе­ственно-эстетического развития детей больше внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развития умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоя­тельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических кате­горий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использова­ния детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообраз­ной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления инди­видуальности (собственное понимание красоты, видение художествен­ных образов).

Для активизации желания детей участвовать в диагностических зада­ниях необходимо использовать игровые персонажи и создавать интересные игровые ситуации. Для проведения промежуточных и итоговой диагнос­тик, а также для последующей педагогической работы, в зависимости от возраста детей и субкультуры, вариантами персонажей могут являться: ^ Малыш-Кисточка, который не умеет рисовать (не знает, что такое картины, жанры живописи, не умеет рассказывать о картине и т. п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив — помочь превра­титься в Кисточку. После каждого задания у него появляется (ри­суется самим ребенком) ворсинка кисти;


^ Клякса, которая считает себя великим художником, но не умеет

рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь Кляксе; ^ Фея Красоты и Злодейка-Резинка. Используется игровое поле (лист бумаги с нецветными контурными изображениями различ­ных предметов или сюжета): за каждое выполненное задание ре­бенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться помощь Фее Кра­соты вернуть краски в Волшебную страну — раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами. Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматрива­ния» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В дан­ном случае ценно увидеть поведение каждого ребенка: легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов.

Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сию­минутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Поскольку творчество носит субъективный и индивидуальный харак­тер, в его процессе выделяют так называемую латентную фазу (вына­шивание замысла) — иногда требуется время для «раскрытия» эмоци­ональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим не предполагается проведение всех заданий в 1—2 дня. Следует выделить так называемые диагностические недели (например, сен­тябрь—январь—май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий может использоваться в оперативном порядке (в течение всего года). Например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными тех­никами используются ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть проблемные моменты в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюде­ния мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми конкретных ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народных игрушек; на-


звать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образователь­ных программ несколько варьируется в данном аспекте. Во-вторых, учитывая различия социокультурных традиций в разных регионах страны, а также в стихийном опыте детей, принципиальнее выявить понимание (собственное видение) детьми красоты, проявление инте­реса, развитие умений откликаться на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвя­щенных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не столько «констатирующий» характер (знает — не знает), сколько ориентировочный (что думает, как размышляет, что успел в стихийном опыте заметить).

Далее представлены возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 249. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия