Студопедия — Интегральные характеристики личности учителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интегральные характеристики личности учителя






Профессиональное педагогическое самосознание учителя – это комплекс представлений учителя о себе как о профессионале. Профессиональное самосознание проявляется в следующих формах:

­ осознание учителем норм, правил и моделей педагогической профессии как эталонов для осознания своих качеств;

­ осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом как абстрактным, так и в образе коллеги;

­ учет оценки себя как профессионала со стороны других людей (учеников, коллег, руководства), учет ожиданий со стороны других;

­ самооценка учителем своих отдельных сторон: в когнитивном аспекте – понимание и осознание себя, своей педагогической деятельности, общения и личности, в эмоциональном аспекте – эмоциональное отношение и оценивание учителем самого себя, в поведенческом аспекте – способность к действиям на основе самосознания;

­ положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств и перспектив, создание положительной Я-концепции.

Индивидуальный стиль деятельности и общения - это характерные для данного учителя устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения и более частные особенности: ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями.

Проблема личности и деятельности учителя связана с проблемой творчества. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Деятельность педагога является творческой, с точки зрения и процесса и результата. Во-первых, конечный продукт деятельности учителя – сформированная личность ученика: духовный мир, жизненная позиция, общая культура, мировоззрение, эрудиция, достигнутый уровень воспитанности и развития. Во-вторых, педагогическая деятельность предполагает индивидуализацию учителем процесса обучения, проявляющуюся в нестандартном подходе к учебной деятельности. Изучением вопроса о процессе и результате творчества учителя занимались В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Ю.Н.Кулюткин, Р.П.Скульский, Г.С.Сухобская.

В настоящее время велика потребность в творческих, самостоятельных, нестандартно мыслящих людях. Творчество человека может воспитывать только творческий учитель.

Неадекватность типовых приемов педагогической деятельности многообразным ситуациям объективно стимулируют учителя к творчеству. Ученые выделяют следующие уровни педагогического творчества: первый уровень творчества — это уровень элементарного взаимодействия с классом. Учитель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других учителей. Второй уровень — это уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного учителю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень — эвристический. Педагог использует и творческие возможности живого общения с учениками. Самый высокий уровень творчества учителя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало.

Выделяют звенья творческого процесса: 1) потребность в новой идее; 2) выделение проблемы; 3) отказ от первого решения ради поиска других путей; 4) переход от рассмотрения многих альтернатив к нескольким решениям и их обсуждению; 5) свободные умозрительные рассуждения; 6) поиск, распознавание и выбор нужной комбинации среди возможных; 7) многократные усилия по приближению решения: чаще внезапно; 8) кристаллизация решения. Таким образом, педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено, к изменению, преобразованию существенно­го опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситу­ации до ее преобразования, что составляет суть и динамику творчества учителя.

Имеющиеся исследования системогенеза профессиональной деятельности (А.В.Карпов, Ю.В. Поваренков, В.Д.Шадриков) и анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающей личность учителя, позволили выделить следующие направления научных поисков, раскрывающих творчество педагога:

– психические качества личности: Б.Г.Ананьев, Ф.Н.Гоноболин, В.А.Крутетский, Н.В. Кузьмина и др.;

– профессионально важные качества личности: Н.В.Клюева, Ю.Н.Кулюткин, А.К.Маркова, Б.А.Сосновский и др.;

– направленность личности: В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, А.К.Маркова, Л.М.Митина и др.;

– профессионально-педагогическое мышление: М.М.Кашапов, Т.Д.Киселева,и др.;

– профессионально-творческая деятельность и мышление учителя: Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Мазилов, Л.Н.Митина, А.А.Орлов и др.

К свойствам личности учителя относят способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воли, интеллекта, речи и др.).

Напомним, что, способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитуемого. Все педагогические способности можно разбить на две группы:

1) перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;

2) проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя.

В управленческие педагогические способности входят способность влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением.

Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные; компенсируемые и некомпенсируемые.

Другим свойством личности учителя является его характер — система устойчивых эмоциональных отношений учителя к типичным ситуациям профессиональной жизни и связанных с этим стереотипов профессионального поведения. Способы эмоционального реагирования учителя могут быть:

­ по содержанию – оценочными (объективная или несправедливая оценка ученика), защитными (проникновение в мотивы ученика, прощение и оправдание ученика), регулирующими (мобилизация ученика или запрещение, указание);

­ по эффективности и по отношению к цели педагогической деятельности – конструктивными (реально способствующими достижению цели), псевдоконструктивными (создающими видимость участия педагога в решении проблемы), деструктивными (являющимися препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации);

­ по характеру активности - наступательными (оценка уче­ника и себя, выявление позиции другого), уступающими (предоставление инициативы другому), рационализирующими (выявление положительных ка­честв и затруднений у себя и другого);

­ по функции – мобилизующими (рекомендации ученику, себе), успокаивающими (участие, примирение), провоцирую­щими (разоблачение другого, упрямство);

­ а также внешне направленными, самонаправленными, ненаправленными (обращенными к проблеме, ко всем).

По данным психолого-педагогической литературы следует, что качества личности и творческие способности педагога влияют на развитие творческих способностей ученика. Ниже выделим наиболее важные качества педагога: педагогический такт; эмпатия; артистизм; умение учителя создавать проблемные ситуации; умение развивать, стимулировать воображение детей; поощрение творческих находок учащихся; чувство юмора; знание учениками всех творческих возможностей учителя. Для того чтобы развивать творческие способности ученика, учителю необходимо их увидеть. Комплексная способность учителя к адекватному восприятию креативного ученика, способность заметить одаренного ребенка и оказать ему необходимую поддержку в развитии творческого потенциала определяется как абнотивность (М.М.Кашапов).

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 260. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия