Требования к личности специалиста с высшим образованием.
Проблема воспитания будущих специалистов с высшим образованием приобретает сейчас особую актуальность. Дело в том, что технический прогресс автоматически не ведет к духовному прогрессу. Сегодня целью общества (а потому и всех звеньев образования) должно стать духовное совершенствование человека для перехода человечества на новый виток эволюционного развития от человека разумного к человеку духовной. В связи с этим повышается значимость воспитания молодого поколения. Однако сейчас во всех звеньях образования существует неоправданная автономность обучения и воспитания. Задача сегодняшнего дня - изменить национально - мировоззренческую миссию школы - от школы знания и научной осведомленности в школу культуры и духовности. Высшая школа как храм науки должна быть и храмом высокой культуры. Будущий специалист с высшим образованием должен овладеть как систему профессиональных знаний, умений и навыков, так и приобрести высокую культуру, стать представителем передовой части общества - элиты. Он должен быть интеллигентом, то есть не только «знающим, понимающим», но и с высокой культурой поведения. Реализовать эту задачу возможно лишь при условии единства трех составляющих образования - обучения, развития и воспитания. Однако есть некоторая разница в роли обучения и воспитания в становлении личности специалиста: Обучение действует на индивидуально - исполнительный содержание деятельности, формирует знания, умения и навыки. Воспитание же формирует отношение, смыслы деятельности. Если же обучение не опирается на смыслы деятельности, которые должны быть сформированы воспитанием, то оно малоэффективно в становлении личности. Для обучения определенным образом присущи принуждения. Например, если получишь «неудовлетворительно» не будет стипендии или не получишь диплом. Действует даже соперничество («Я не хуже других»). В воспитании же должны действовать и действуют несколько иные психологические механизмы. Например, изучить тему (чтобы получить положительную оценку) - не обязательно означает любить этот предмет; не нарушать дисциплину (потому что могут наказать) - не является проявлением уважения к преподавателю как человека. В деятельности преподавателя обучения и воспитания неразделимы (Г. С. Костюк). Поэтому обучение, образование - это основной, хотя и не единственный путь воспитания. Возникает вопрос: как совместить учебу и воспитание в целостном процессе становления личности специалиста? Задача воспитания всегда включает в себя задачу организации специальной ведущей деятельности, которая служит воспитательной цели. В студенческом возрасте - это учебно - профессиональная деятельность, которая включает в себя взаимодействие трех взаимосвязанных блоков: Операционно - действенный блок - это система целей, действий и операций, формирующих профессиональные знания, умения и навыки. Блок потребностей, мотивов и интересов - это двигатель деятельности, побудительная сила, которая придает деятельности энергии. Блок межличностного и делового педагогического общения преподавателя и студентов. Изменения, происходящие в одном из блоков, вызывают изменения в других. Они могут быть конструктивными или деструктивными. Учебно - профессиональная деятельность - новая для студентов. Чтобы она выполняла ведущую роль и в воспитании личности, нужно найти предмет, который бы отвечал личным потребностям, или надо воспитывать новые потребности, которые способны порождать мотивы будущей профессиональной деятельности. «Задача не только передавать знания, но и оттачивать совесть (а это результат воспитания). Совесть - это орган смысла жизни и деятельности личности»(В. Франкл). Воспитание в широком смысле слова - совокупность воздействий, обеспечивающих передачу социокультурного опыта - нравственных норм и ценностей. На современном этапе высшего образования воспитания, в широком смысле, рассматривается в двух аспектах: воспитание творческой личности будущего специалиста (педагога, медика, инженера и др..) И воспитание высоконравственной, толерантной личности с высокими гражданскими качествами. Требования социума к образованному человеку как личности определяются историческим его развитием. Например, от личности русского дворянина XIX века требовались такие качества: ответственность за то, что происходит в государстве; уважительное отношение к людям; приоритет этического (морального) значение поступка перед его практическими результатами; безупречное владение собой; уверенность в своей привлекательности (высокая самоценность); определенный «кураж», храбрость с оттенком манерности [ А. С. Муравьева «Как воспитывала русского дворянина» ]. А. И. Солженицын дает такую характеристику представителю интеллигенции 20- х годов XX века: «Это открыто светлый интеллект, это свободный и безобидный юмор, это легкость и широта мысли, непринужденность разговора. Это воспитанность, изысканность вкусов, хороший язык - плавно согласована, без засмичуваних словечек. У одного немного музицирования, в другой - живопись, и у всех - духовный отпечаток на лице». Теперь в Украине также попытки определить образовательный стандарт для выпускника школы и специалиста с высшим образованием. Так, в Законе Украины «О высшем образовании» определено, что специалист с высшим образованием должен иметь профессиональные, мировоззренческие и гражданские качества. На это делает также «Национальная доктрина развития образования в Украине»: «Национальное воспитание должно осуществляться на всех этапах обучения детей и молодежи, обеспечивать всестороннее развитие, гармоничность и целостность личности, развитие ее способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, воспитания гражданина, способного к самостоятельному мышлению, общественного выбора и деятельности, направленной на процветание Украины». Эта задача конкретизированы в проекте «Программы развития образования в Украине на 2005 - 2010 гг»: Формирование творческой, духовно богатой личности, с национальным сознанием, патриотическими чувствами. Современное образование должно работать на высшие достижения человека, связанные с развитием его личностного потенциала. Должна происходить гармонизация профессионального и духовного оптимума субъекта. Таким образом, социальная культура была и является центром и средой развития личности. Воспитательному процессу надо придать национальной направленности. Образование в нашей стране должна утверждать украинские национальные идеи, способствовать развитию украинской культуры, национального сознания и самосознания. Для молодого украинского государства очень важным является воспитание у молодого поколения чувства любви к Украине и ответственности за ее судьбу, национального достоинства и патриотизма. Воспитание как средство и процесс достаточно важно для общества, поскольку соединяет прошлое, настоящее и будущее, передавая духовные достояния от одного поколения к другому. Процесс воспитания работает прежде всего на будущее. Оно имеет особое значение, потому что является важным средством сохранения национальной тождественности и самобытности. Поэтому проблеме воспитания молодежи всегда уделялось большое внимание. Так, Я. А. Коменский отмечает: «Пренебрежение к воспитанию является гибелью людей, семей, государств и всего мира». П. Щербань пишет: «... сколько раз мы слышим разговоры о нашем возрождения. Что же возрождается? Украинская нация? Национальный дух? Родной язык, образование, экономика, народные традиции, христианская мораль? Возрождаются прежде бедность, а с ними раздор, самозневага и самоедство, заработки, преступность, пьянство, проституция и самоубийство». Таким образом, лучшая форма борьбы с бездуховностью и агрессивностью - противопоставить им духовность и культуру нации, народа, культуру его поведения и труда. Надо начинать не с бытия, а национального сознания, одухотворения жизни и трудового процесса. Именно поэтому воспитание молодежи (в том числе и будущих специалистов с высшим образованием) сейчас приобретает особую актуальность. Воспитание - это процесс, с помощью которого молодое поколение усваивает социальные (духовные) ценности предыдущих поколений. Главными принципами украинского национального воспитания являются принципы демократизации и гуманизации образования, единство национального и общечеловеческого. Однако провозглашение принципа демократизации образования не означает, что ученик или студент имеет полную свободу и не имеет никаких обязанностей и ответственности ни перед кем. Абсолютной свободы не существует для людей, живущих вместе в группе, потому что она превращается в «безумие гибельной свободы» (А. С. Пушкин), «в произвол» (Ф.М. Достоевский). Философ А. Ильин высказывает мнение, что свободу можно рассматривать только в системе общественных ценностей, социальных норм бытия: свобода веры является свобода фанатизма; свобода совести не есть свобода от совести; свобода любви не есть свобода и право на разврат; свобода творчества не свобода лени и безответственности; свобода убеждений не свобода беспринципности и др.. Кто так понимает свободу, тот заслуживает, чтобы у него ее забрали. К сожалению, у нас продолжают воспитывать молодежь как «свободную» от каких-либо обязанностей перед семьей, коллективом, обществом и Украине. Что ограничивает внешнюю свободу человека в обществе? Во-первых, социальные нормы, требования, законы, которые четко сформулированы и существуют в виде вербально запрограммированных нормативов (правила этики) поведения для каждого члена определенного сообщества (общества). Во-вторых, каждый человек должен понимать необходимость норм и иметь внутренний контроль над их выполнением, способность регулировать свои потребности, страсти, противопоставлять им духовную силу. По норме должно открываться ценностные отношения личности к личности. Выводы относительно задач воспитания можем сделать из этих положений? Человек должен жить в системе тех ценностей, которую хотим в нее сформировать. Воспитывать гуманное человека негуманными методами - абсурд. Нравственность может воспитываться только созданием условий, «внутри которых человек привыкает совершать и действовать морально так же непринужденно, как и умываться утром» (Е. Ильенков). (Как пример, результаты опроса детей 5-6 лет. На вопрос «можно дракой решать спор?» 100 % ответили: «Нет», но только 3 % из них объяснили: «Если драться, то другому будет больно», остальные же 97 % - «нельзя драться, потому накажут или дадут сдачу») Законы - это ограничения, которые необходимы также и в нравственной сфере, однако они должны развивать самоограничения. Если есть только запрет - происходит взрыв, напряжения (лаксации). Человек пытается отбросить это требование. Поэтому нужно учить молодежь, что есть добро, а что есть зло.
|