ПОДЧИНЕНИЕ АВТОРИТЕРУ
Подчинение авторитету в социальной психологии (эксперимент Милгрэма) (1963) — люди при определённой организации взаимодействия подчиняются авторитету настолько, что могут под влиянием приказа нанести удар электротоком, мощность которого смертельна. Подчинение авторитету – это довольно распространенная склонность людей подчиняться некому человеку, которого они считают авторитетом, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия В отличие от власти, авторитет создаёт принятый и признанный в данной социальной системе способ подчинения и послушания, который не унижает достоинства человека. На место слепого повиновения и страха заступает сознательное или неосознанное согласие с субъектом авторитета, ориентация на него, принятие его ценностей, подражание —референтность (предпочтительность). Формальный авторитет порождается должностью или социальной ролью, деньгами, имуществом, наследством, традициями, верой в абсолютные, неизменные ценности. «Кресло» директора, управляющего и т.п. руководителя – это трон, пьедестал, наделяющий властью и влиятельностью, а каждое сказанное оттуда слово обладает магической силой воздействия. «Кресло» маскирует такие личностные качества руководителя как высокомерие, подозрительность, болтливость, злопамятность и т.п. Подавление инициативы, запугивание, компенсация собственной неполноценности либерализмом, демагогией – это варианты опускания до «псевдоавторитета.Авторитет руководителя выше в том случае, если у него частые и хорошие контакты с членами коллектива, если он досконально знает своё дело и способен разглядеть талант каждого и максимально использовать его. Глубина формального авторитета тесно связана с тем, как руководитель заботится о подчинённых, понимает и решает вопросы их личной жизни!!! Функциональный авторитет гораздо глубже, действеннее, чем формальный. Он опирается на эрудицию руководителя, его компетентность и успешность работы. Влияние, даваемое функциональным авторитетом, можно завоевать только с помощью знаний, понимания деятельности объекта. В основе его – доказательность и деловитость, умение и способность признавать различные ценности и сосуществование разных систем ценностей. Личный авторитет создаётся не высоким служебным положением или специальными знаниями, а определённым комплексом свойств личности, ведущее место среди которых занимает общительность — способность легко устанавливать контакты с людьми. Далее следуют чувство юмора и умение непринуждённо добиваться реализации своих замыслов, готовность помочь подчинённым, справедливость в оценке других людей, умение убеждать и привычка полагаться на собственные силы. Личный авторитет зиждется на эмоциях, чувствах и интеллекте, на фундаменте взаимных симпатий (или антипатий), иными словами, опирается на «шарм» (очарование) и привлекательность. Упомянутые виды авторитетов в жизни не существуют изолированно, но всегда «смешанно», во взаимосвязи. Каков бы ни был авторитет, в нём всегда есть две стороны: субъект (тот, кто влияет) и объект (тот, на кого влияют), поэтому авторитет не может существовать вне социума, ведь «короля делает свита». В роли субъекта и объекта с равным успехом может выступать как отдельная личность, так и организация, институт.
Вариант 2 Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности для человека получить социальное наказание в случае неподчинения лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится к минимизации неприятностей и наказаний для себя, выбирая стратегию подчинения), какие еще факторы могут усиливать тенденцию к подчинению? В экспериментах американского психолога Стэнли Милгрема испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и большинство испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при видимых сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему люди остаются участвовать в эксперименте? У них могут быть два типа психологического состояния взаимодействия:1. автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит,2. человек представляет себя как занимающего определенную ступень в иерархической лестнице, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, феномен «диффузии ответственности» или «атрибуции ответственности», приписывания ее другому лицу, а не себе. Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который занимает более высокий статус, и значит экспериментатор несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокий социальный статус, даже если указания этих лиц противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.
|