Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития
В рамках культурно-историч. подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредствованным знакам, специфически человеческим формам памяти. Жане писал: «Память представляется нам своеобразным действием, изобретённым людьми в ходе их исторического развития, а главное, - действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения». Согласно Жане, в соц. взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Чтобы пояснить свою мысль, Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удалён от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв – бежать в лес или медленно вступить в бой с ненавистным противником, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Получается, что часовой действует против своего непосредственного желания, преобразуя его в акт памяти – рассказ. Истинно человеческая память оказывается порожденной и преобразованной речью, представляя собой «производную форму речи». Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребёнку более фундаментально. Доказывая, что превращение памяти из натуральной в высшую психич. функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологич. способности к господству над ней посредством знаковых систем. Причём сначала используется уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (так, мать, отправляя сына в магазин, даёт ему листочек со списком необходимых покупок), а потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребёнка. Генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Так, младенец, помещённый в позу кормления, начинает причмокивать губами даже, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приёму пищи. Здесь мы наблюдаем сочетательный рефлекс в моторной сфере, а значит, простейшие явления памяти. Далее появляется аффективная (чувственная) память. На этой стадии развития основанием для формирования реакции служит эмоция. Можно обратиться к известному примеру выработки реакции страха на нейтральные или прежде привлекательные раздражители. Следующая стадия – возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому – словесно-логическая память. Именно проблеме перехода от образной к словесно-логической памяти посвящена работа Леонтьева «Развитие высших форм запоминания». Параллелограмм развития – единая закономерность происхождения и развития высших форм поведения человека, суть которой в переходе непосредственных способов поведения сначала к внешне опосредствованным с помощью символов-знаков, а затем к внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного развития формам. Идея опосредствования высших психич. функций, являясь центральной в культурно-историч. теории Выготского, была детально проанализирована Леонтьевым на примере Ψ запоминания. В его исследовании график развития двух линий запоминания – непосредственного и опосредствованного (с помощью картинок) в онтогенезе предстал в виде параллелограмма, что и дало название закону. Леонтьев показал, что память человека является продуктом культурно-ист. развития и идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков к запоминанию внутренне опосредствованному, т.е. осуществляется превращение процессов интерпсихических (распределенных между людьми) в интрапсихические (ставшие достоянием индивида). Т.о. в ходе становления памяти как высшей психич. функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится 1) опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью) и 2) произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестаёт подчиняться своей несовершенной памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания, структурировать запоминаемые содержания.
|